О выделении финансирования для устранения нарушений по предписанию контролирующего органа



Дело № 2-2332/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2012 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,

при секретаре Подыниногиной М.А.,

с участием представителей истца – Першиной О.Н., Сотниковой Е.В., действующих на основании доверенностей,

представителя МАДОУ «Детский сад № 404» - Черкасовой Н.В., действующей на основании доверенности, Мальгиновой Л.А., действующей на основании Устава,

представителя ответчика администрации г.Перми - Акжигитовой Г.Р., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 404», администрации г.Перми, Департаменту образования администрации г.Перми о выделении финансирования для устранения нарушений по предписанию контролирующего органа,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора) обратилось в Ленинский районный суд г.Перми с иском к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 404» (далее по тексту – МАДОУ «Детский сад № 404», Учреждение), администрации г.Перми о признании бездействия Учреждения, выразившееся в неисполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, противоправным и возложении обязанности по исполнению данного предписания; о признании незаконным бездействие администрации г.Перми по финансированию затрат МАДОУ «Детский сад № 404» для исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности по финансированию МАДОУ «Детский сад № 404» для проведения мероприятий по устранению указанных в предписании нарушений санитарного законодательства и исполнения предписания в случае недостаточности финансовых средств у самого дошкольного образовательного учреждения.

В обоснование искового заявления указано, что в ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверки в отношении Учреждения были выявлены многочисленные нарушения требований санитарного законодательства, которые в силу абз. 10 ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. По результатам внеплановой выездной проверки исполнения указанного предписания в ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что МАДОУ «Детский сад № 404» не устранил полностью нарушения, установленные в ходе проведения проверки в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, при этом мировой судья принял решение об освобождении Учреждения от административной ответственности, поскольку им были предприняты все меры для устранения нарушений, однако у юридического лица отсутствовала объективная возможность для устранения указанных в предписании нарушений, а именно, недостаток финансовых средств. Вместе с тем, в силу Устава Учреждение является бюджетным, учредителем которого является администрация г.Перми согласно п. 1.3 Устава. Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья несовершеннолетних, в нарушение требований ст. 51 ФЗ «Об образовании» в образовательном учреждении не созданы, поскольку не устранены нарушения, выявленные, контролирующими органами, что является следствием бездействия со стороны учредителя в лице администрации г.Перми, выразившееся в ненадлежащем финансировании мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних.

Впоследствии исковые требования на основании ст. 39 ГПК РФ были уточнены, в окончательном варианте истец просит:

- признать незаконным бездействие Департамента образования администрации г.Перми по финансированию затрат МАДОУ «Детский сад № 404» для исполнения указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ нарушений в полном объеме.

- возложить на МАДОУ «Детский сад № 404» обязанности по исполнению требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ , а именно: установить санитарные приборы в туалетных групповых в соответствии с предъявляемыми требованиями (в туалетном помещении младшей группы, в старшей и подготовительной группах) во исполнение требований п. 6.18.2, п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10; оборудовать детские унитазы в туалетных старших и подготовительных групп кабинками без запоров во исполнение требований п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10; провести замену старых оконных блоков на блоки с исправными и функционирующими во все сезоны года откидными фрамугами и форточками в помещениях 5 групповых ячеек, музыкального зала во исполнение требований п. 4.13 СанПиН 2.4.1.2660-10;

- возложить обязанность на Департамент образования администрации г.Перми выделить МАДОУ «Детский сад № 404» финансовые средства в объеме, необходимом для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства и исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме (л.д. 73-80).

Представители истца в судебном заседании на уточненном исковом заявлении настаивали, поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме.

Представители ответчика – администрации г.Перми - в судебном заседании поддержали письменный отзыв на иск, из содержания которого следует, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям. В силу ст. 46 ГПК РФ Управление Роспотребнадзора является ненадлежащим истцом, при этом требования истца являются требованиями об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и подлежат рассмотрению в порядке особого производства, при этом истцом в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств бездействия со стороны администрации. Также указывает, что согласно Уставу Учреждения МАДОУ «Детский сад № 404» является юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета дл учета операций со средствами бюджета городского округа и средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящее доход деятельности. Ссылаясь на п. 1.6. Устава Учреждения, ст. 120 ГК РФ считает, что обязанность по финансированию затрат, направленных на устранение установленных нарушений не может возлагаться исключительно на администрацию г.Перми. Положения Устава и нормы закона устанавливают ограниченную ответственность собственника имущества. Кроме того, за период ДД.ММ.ГГГГ бюджетное финансирование в рамках фонда материального обеспечения составило <ххх>, при этом данная сумма не включает финансирование затрат на содержание, обучение и воспитание детей в детском образовательном учреждении. Согласно п. 3 Приказа Министерства образования Пермского края от 24.12.2009 г. № СЭД-26-01-04-355 «Об утверждении Методики формирования норматива подушевого финансирования в ДОУ», в структуре затрат норматива по фонду материального обеспечения (ФМО) учитываются: расходы на выплаты педагогическим работникам книгоиздательской продукции; расходы на оплату услуг связи; расходы на транспортные услуги (наем транспорта); расходы на услуги по содержанию имущества (за исключением капитального ремонта оборудования и зданий); расходы на прочие услуги (вневедомственная охрана, охранная и пожарная сигнализации, приобретение прав на программное обеспечение, услуги банка и производственный контроль); прочие расходы; расходы на увеличение стоимости основных средств (хозяйственный и мягкий инвентарь, учебно-наглядные пособия, посуда, медицинский инструментарий); расходы на увеличение стоимости материальных запасов (продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, запчасти, ГСМ, топливо, строительные и хозяйственные материалы, канцелярские принадлежности и книжная продукция, кроме библиотечного фонда). Считает, что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований должна быть возложена на Учреждение за счет его собственных средств (л.д. 153-154).

Ранее представил письменные возражения, из содержания которых следует, что комплекс мероприятий по приведению зданий дошкольных учреждений в нормативное состояние осуществляется в пределах выделенных бюджетных средств, в плановом порядке проводятся ремонтные работы с целью приведения образовательных учреждений в нормативное состояние, отвечающее лицензионным требованиям и обеспечивающее условия получения качественного образования за счет средств местного бюджета, в рамках софинансирования при реализации приоритетного регионального проекта «Новая школа», а также ведомственной целевой программы «Лицензирование образовательных учреждений города Перми». Указывает, что с целью планомерного получения образовательными учреждениями города Перми лицензий на осуществление образовательной деятельности, а также учитывая ограниченность возможности учредителя финансировать все муниципальные учреждения в рамках тех сумм, которые заложены в бюджете города Перми на отрасль образование, постановлением администрации города от 27.04.2012 г. № 197 был утвержден порядок ранжирования образовательных учреждений города Перми, включаемых в пообъектный перечень по ремонту и реконструкции, кроме того, Департамент образования администрации г.Перми, осуществляя функции полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений, формирует муниципальное задание на предоставление муниципальной услуги. Указывает, что согласно п. 3.4.4. постановления администрации г.Перми № 502 от 30.11.207 г. объем финансового обеспечения на оказание муниципальных услуг, включает в том числе и расходы на текущее содержание и ремонт недвижимого имущества, закрепленного за Учреждением главным распорядителем бюджетных средств (учредителем) или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему главным распорядителем бюджетных средств (учредителем) на приобретение такого имущества. Ссылаясь на ст. 35, ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, считает, что путем осуществления вышеперечисленных действий обязанность по финансированию исполнена ответчиком в полном объеме (л.д. 63-64).

Ответчик – Департамент образования администрации г.Перми – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещался (л.д. 149), мнение по иску не представил.

Представители ответчика МАДОУ «Детский сад № 404» в судебном заседании заявленные требования не признали.

Заслушав представителей истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

Частью 1 ст. 17 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 "Об образовании" предусмотрено, что общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

Часть 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 определяет, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Бюджетного кодекса РФ бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России. В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядитель бюджетных средств вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств по формированию и изменению бюджетной росписи.

Департамент финансов администрации г.Перми является функциональным органом администрации г.Перми; финансовым органом администрации г.Перми, осуществляющим управление в сфере финансов, налоговой политики и бюджетного процесса в г.Перми, исполнение бюджета города, контроль за соблюдением бюджетного законодательства главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета города и другими участниками бюджетного процесса города (пункт 1.1 Положения о Департаменте финансов администрации г.Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 208). Целями деятельности Департамента финансов администрации г.Перми являются эффективное управление муниципальными финансами, направленное на повышение результативности бюджетных расходов для обеспечения социально- экономического развития города, формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за его исполнением (пункт 2.1); осуществляет следующие функции: составляет проект бюджета г.Перми на очередной финансовый год и плановый период, подготавливает проекты решений Пермской городской Думы о внесении изменений в решение о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период (п. 3.2.1), осуществляет методологическое руководство в пределах своей компетенции, координирует деятельность участников бюджетного процесса по составлению проекта бюджета г.Перми на очередной финансовый год и плановый период и реестра расходных обязательств (п. 3.2.4).

В свою очередь Департамент образования администрации г.Перми является распорядителем средств бюджета города, предусмотренных на обеспечение деятельности по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, специального (коррекционного), дополнительного образования, отдыха детей в каникулярное время (п. 2.1 Положения о Департаменте образования администрации г.Перми). Смета доходов образовательного учреждения является основным документом, определяющим объем и целевое направление бюджетных средств. Она содержит расчетные данные по каждому направлению на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. Учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Как следует из Устава Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 404» г.Перми (л.д. 40-44) учредителем Учреждения является администрация г.Перми в лице Департамента образования администрации г.Перми (п. 1.3); права учреждения на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают с момента выдачи Учреждению лицензии (п. 1.9); к компетенции Учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиям, осуществляемые в пределах выделенных Учредителем финансовых средств (п.п. 1 п. 6.4).

Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 года № 224 утверждено Положение о Департаменте образования администрации г.Перми (ред. от 21.12.2011 г.).

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения Департамент образования администрации г.Перми (далее - Департамент) - является функциональным органом администрации г.Перми.

Финансовое обеспечение деятельности Департамента осуществляется за счет средств бюджета города на основании бюджетной сметы (п. 1.4).

Основной целью деятельности Департамента является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного), общего образования по основным общеобразовательным программам, специального (коррекционного), дополнительного образования, отдыха детей в каникулярное время (п. 2.1).

Основными задачами Департаменты являются: предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий, предоставления образовательных услуг в сфере внеучебной деятельности, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, профилактики правонарушений, организации работы групп продленного дня, сопровождающих услуг на организацию питания в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях общего образования, выплаты пособий детям из многодетных семей, организацию общегородских мероприятий и праздников в сфере образования, отдыха детей в каникулярное время в пределах предоставленных полномочий (п. 2.2.1); совершенствование подходов к финансовому обеспечению системы образования (п. 2.2.4); совершенствование подходов к материальному обеспечению системы образования, оптимизация сети образовательных учреждений города Перми (п. 2.2.5).

В целях выполнения возложенных задач Департамент осуществляет следующие функции: обеспечивает создание в муниципальных образовательных учреждениях условий, соответствующих лицензионным требованиям (п. 3.1.7).

Для совершенствования подходов к финансовому обеспечению системы образования: участвует в подготовке проекта бюджета города Перми в части расходов на образование (п.3.4.1);

вносит предложения в Пермскую городскую Думу по совершенствованию системы финансирования, налогообложения, организации оплаты труда, местных нормативов финансирования образования (п. 3.4.2);

обеспечивает ведомственный контроль финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений отрасли «Образование» (п. 3.4.4);

размещает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным учреждениям, иным некоммерческим организациям, являющимся исполнителями муниципальных услуг (работ), муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, определяет объем бюджетных ассигнований, необходимых на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (п. 3.4.5).

Для совершенствования подходов к материальному обеспечению системы образования, оптимизации сети образовательных учреждений города Перми:

организует мероприятия для приведения имущественных комплексов образовательных учреждений в соответствие с требованиями действующего законодательства и согласовывает документы, необходимые для представления в лицензионный орган для получения лицензии муниципальными образовательными учреждениями на ведение ими образовательной деятельности (3.5.3);

организует работу по созданию безопасных условий нахождения детей и персонала в муниципальных учреждениях, организует проведение профилактических мероприятий по противодействию терроризму в пределах своей компетенции (п. 3.5.5);

составляет и утверждает сводный план размещения муниципального заказа по отрасли «Образование» на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения нужд подведомственных получателей бюджетных средств на основании представленных планов подведомственными получателями бюджетных средств (п. 3.5.9);

осуществляет контроль за размещением муниципального заказа подведомственными получателями бюджетных средств в соответствии с утвержденным сводным планом (п. 3.5.10).

В целях реализации своих целей и задач Департамент обязан своевременно и в полном объеме представлять в Департамент финансов администрации г.Перми отчеты, предусмотренные законодательством и правовыми актами города, и иные сведения, необходимые для формирования бюджета и составления перспективного финансового плана города, поквартальной информации об исполнении бюджета города (п. 4.2.5).

Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в отношении Учреждения выдано предписание Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-27), в соответствии с которым Учреждению предписано устранить ряд существенных нарушений санитарного законодательства, в том числе: в соответствии с требованиями п. 2.2.17 СанПиН 2.4.1.1249-03 установить приборы в туалетах в соответствии с предъявленными требованиями; в соответствии с требованиями п. 2.2.17. СанПиН 2.4.1.1249-03 туалеты в старших и подготовительных группах оборудовать кабинами без запоров; в соответствии с требованиями п. 2.6.7. СанПиН 2.4.1.1249-03 и с целью соблюдения условий проветривания заменить старые оконные блоки в соответствии с предъявляемыми требованиями; в соответствии с требованиями п. 2.4.2. СанПиН 2.4.1.1249-03 шкафы для верхней одежды детей оборудовать сушильными устройствами.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 138 Ленинского района г.Перми, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 20 Ленинского района г.Перми в отношении МАДОУ «Детский сад №404» производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).

Как следует из Акта проверки Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ МАДОУ «Детский сад № 404» в срок до ДД.ММ.ГГГГ не устранены следующие нарушения, указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ: не установлены санитарные приборы в туалетах групповых в соответствии с требованиями п. 6.18.2, 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (п. 2.2.17 СанПиН 2.4.1.1249-03); не оборудованы детские унитазы в туалетах старших и подготовительных групп кабинками без запоров в соответствии с требованиями п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 2.2.17. СанПиН 2.4.1.1249-03); не проведена замена старых оконных блоков с целью соблюдения условий проветривания помещений в соответствии с требованиями п. 4.13 СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 2.6.7. СанПиН 2.4.1.1249-03); не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей в соответствии с требованиями п. 6.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 2.4.2. СанПиН 2.4.1.1249-03) (л.д. 29-30).

Управление Роспотребнадзора в своем исковом заявлении указало, что отсутствие должного финансирования затрат не позволяет устранить все выявленные нарушения, что является бездействием со стороны учредителя МАДОУ «Детский сад № 404» – администрации г.Перми в лице Департамента образования администрации г.Перми, влекущим длительное неисполнение Учреждением предписания надзорного органа, необеспечение безопасных условий воспитания и обучения для неопределенного круга лиц, а именно: для педагогов, детей и их родителей как настоящих, так и будущих участников образовательных процессов.

Суд считает, что Департаментом образования администрации г.Перми допущено бездействие по данному вопросу в силу следующего.

Судом установлено, что на день рассмотрения настоящего дела остаются не устраненными следующие нарушения, выявленные контролирующими органами: согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-27) в срок до ДД.ММ.ГГГГ не установлены санитарные приборы в туалетах групповых, не оборудованы детские унитазы в туалетах старших и подготовительных групп кабинками без запоров, не проведена замена старых оконных блоков с целью соблюдения условий проветривания помещений, не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей, что подтверждается Актом проверки Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом суду представлена переписка Учреждения с Департаментом образования администрации г.Перми, о необходимости дополнительного финансирования школы на устранение недостатков, указанных в упомянутом выше предписания.

ДД.ММ.ГГГГ Учреждение обратилось в Департамент с просьбой выделения дополнительного финансирования на устранение предписания Роспотребнадзора и Госпожнадзора (л.д. 94).

ДД.ММ.ГГГГ Учреждением направлено в Департамент письмо за о выделении финансирования для устранения замечаний Роспотребнадзора (л.д. 99).

ДД.ММ.ГГГГ Учреждение обратилось в Департамент с повторной просьбой о выделении денежных средств для устранения нарушений в соответствии с предписанием Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 100).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент образования администрации г. Перми сообщил, что на основании приказа начальника Департамента образования от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка подготовки проекта пообъектного перечня ранжирования образовательных учреждений города Перми по ремонту и реконструкции на текущий, очередной финансовый год и плановый период» Учреждению необходимо представить заявку и пакет документов для рассмотрения их на комиссии по подготовке и ранжированию ОУ в пообъектный перечень на проведение ремонтных работ (л.д. 101).

Как следует из письма Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главного санитарного врача Роспотребнадзора МАДОУ «Детский сад № 404» в ДД.ММ.ГГГГ были выполнены работы на общую сумму <ххх> с целью бесперебойного функционирования детского сада и обеспечения жизнедеятельности воспитанников, в связи с чем, лимит средств для проведения ремонтных работ был исчерпан, поэтому пункты 5, 8, 9, 10 предписания Роспотребнадзора согласно плану мероприятий перенесены на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102).

Таким образом, факт не выделения Департаментом Учреждению дополнительных либо целевых денежных средств для устранения нарушений, указанных в предписании в полном объеме, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Ссылки представителя администрации г. Перми на то, что за период ДД.ММ.ГГГГ бюджетное финансирование в рамках фонда материального обеспечения составило <ххх>, в связи с чем, обязанность по финансированию исполнена в полном объеме, суд считает несостоятельными, поскольку доказательств достоверно и бесспорно свидетельствующих о том, что ответчиком финансирование выделено в достаточном размере для устранения недостатков, выявленных надзорным органом, вместе с тем, руководителями Учреждения допущено нецелевое расходование денежных средств, суду не представлено и судом не исследовалось.

Кроме того, из пояснений представителя Учреждения и материалов дела (л.д.64-67) следует, что часть недостатков, указанных в Предписании Учреждением устранена за счет средств общеобразовательного Учреждения, а именно: за счет средств фонда материального обеспечения. Доводы о том, что за счет средств фонда материального обеспечения Учреждения должны быть устранены все нарушения, указанные в предписании, на законе, Уставе Учреждения не основаны.

Департамент образования администрации г.Перми, согласно Положения, как функциональный орган, является самостоятельным юридическим лицом, наделенным соответствующими полномочиями.

Поскольку Департамент финансов администрации г.Перми является главным распорядителем средств бюджета города Перми, в пределах полномочий он имел возможность в адрес распорядителя направить предложения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для устранения предписаний контролирующих органов.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» определено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Как установлено в судебном заседании Департамент, являясь Учредителем Учреждения, был обязан выделить финансовые средства для устранения предписаний контролирующих органов с целью обеспечения предоставления Учреждением основных образовательных услуг в сфере дошкольного образования, обеспечить условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья воспитанников.

Вместе с тем, поскольку суду не представлено доказательств принятия мер в пределах полномочий, предоставленных Департаменту по перераспределению бюджетных средств для выделения их МАДОУ «Детский сад № 404», отсутствия возможности изыскать дополнительные денежные средства, сверх установленных лимитов, а также совершения Департаментом в период с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела в суде каких-либо действий и принятия каких-либо решений, направленных на выделение финансирования для устранения нарушений санитарно-эпидемиологических правил и норм пожарной безопасности в Учреждении, поэтому факт бездействия Департамента, в его правовом понимании, суд считает установленным.

Также суд считает не имеющими правового значения ссылки представителя администрации г.Перми на невозможность расходования больше бюджетных средств, чем заложено в бюджете на образование, поскольку, признавая установленным факт бездействия со стороны Департамента, суд исходит из целей и задач деятельности Департамента, имеющихся у функционального органа полномочий, как участника бюджетного процесса в городе, права и обязанности Департамента, предусмотренные Положением о Департаменте образования администрации г.Перми.

Доводы ответчика о том, что иск предъявлен ненадлежащим лицом, не имеющим полномочий в силу на подачу иска в силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 03.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии п. 7 Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по пермскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, основными задачами управления являются, в том числе организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Управление в пределах своей компетенции осуществляет государственный санитарный надзор за дошкольными и другими образовательными учреждениями независимо от организационно-правовых форм (п. 8.1.1).

В пределах своих полномочий обращается в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей (п. 8.4.6).

Территориальный отдел управления возглавляет начальник, который является главным государственным санитарным врачом по городам, районам. Заместитель начальника территориального отдела является заместителем главного государственного санитарного врача по городам и районам (п. 16).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 05.06.2012) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями: предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Как следует из приказа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО назначен с ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиту прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (л.д. 24). Следовательно, в силу изложенных выше норм закона он имеет право на обращение в суд, им же и подписано исковое заявление.

Таким образом, анализируя добытые и исследованные доказательства в их совокупности, суд считает, что утверждение истца о бездействии Департамента, не принявшего меры по финансированию затрат, направленных на исполнение Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 404» г.Перми предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ, как учредителя Детского сада, в суде нашло подтверждение, следовательно, заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным бездействие Департамента образования администрации г.Перми по финансированию затрат Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 404» для исполнения указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ нарушений в полном объеме.

Возложить на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 404» обязанность по исполнению требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ , а именно:

установить санитарные приборы в туалетных групповых в соответствии с предъявляемыми требованиями (в туалетном помещении младшей группы, в старшей и подготовительной группах) во исполнение требований п. 6.18.2, п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10;

оборудовать детские унитазы в туалетных старших и подготовительных групп кабинками без запоров во исполнение требований п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10;

провести замену старых оконных блоков на блоки с исправными и функционирующими во все сезоны года откидными фрамугами и форточками в помещениях 5 групповых ячеек, музыкального зала во исполнение требований п. 4.13 СанПиН 2.4.1.2660-10;

Возложить обязанность на Департамент образования администрации г.Перми предоставить Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 404» финансовые средства в объеме, необходимом для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства и исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: (Е.Г.Курнаева)