Дело № 2-2425/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 июля 2012 года, г. Пермь, Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А., при секретаре Борисовой О.О., с участием представителя истца – помощника прокурора Дзержинского района г. Перми – Ореховой О.В., на основании служебного удостоверения, представителя ответчика ООО «Фармация 4» - Исламова В.Т., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Дзержинского района города Перми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Фармация 4» и обществу с ограниченной ответственностью «ИНВЕСТФАРМ», о возложении обязанности по обеспечению доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, У с т а н о в и л: Прокурор Дзержинского района города Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Фармация 4» и ООО «ИНВЕСТФАРМ» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – аптеке готовых лекарственных форм, <адрес>, просит: оборудовать входную группу аптеки пандусом, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73; оборудовать входную группу (ступени) аптеки поручнями с обеих сторон лестницы, в соответствии с нормативами СНиП 35-01-2001, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73. В обоснование заявленных исковых требований указано, что федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и принятом на его основе законом Пермского края № 1957-424 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» на любые организации возложена обязанность по созданию инвалидам условий беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проведения прокуратурой проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, установлено, что ООО «Фармация 4», осуществляющее реализацию лекарственных средств и имеющее лицензию на осуществление фармакологической деятельности, осуществляет свою деятельность в объекте социальной инфраструктуры - аптеке готовых лекарственных форм, <адрес>, вход в которую оборудован крыльцом со ступенями, при этом пандус, поручни или иные средства подъема, в нарушение требований закона Пермского края № 1957-424 и приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80, не установлены. Технические требования к указанным пандусам и поручням, регламентированы СНиП 35-01-2001, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73. Собственником помещений, <адрес>, является ООО «ИНВЕСТФАРМ», ООО «Фармация 4» арендует указанное помещение. Названные нарушения препятствуют реализации прав граждан с ограниченными возможностями (инвалидов), ограничивают беспрепятственный доступ людей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что позволяет прокурору района в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях защиты и обеспечения их конституционных прав. В судебном заседании представитель истца на иске настаивала в полном объеме, указала, что при проведении прокурорской проверки, ФИО – директор ООО «Фармация 4» - была согласна, что данное юридическое лицо нарушает действующее законодательство в части обеспечения доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, обязалась в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения, что осуществлено не было. Полагала, что иск должен быть удовлетворен к обоим ответчикам, поскольку в данном случае затрагиваются права, как арендодателя, так и арендатора, при этом обязанность по созданию инвалидам беспрепятственного доступа, может быть возложена на любую организацию, независимо от организационно-правовой формы. Кроме того, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ответчиками, является целевой и арендодатель передал арендатору помещения для осуществления фармацевтической деятельности. Представитель ответчика ООО «Фармация 4» в судебном заседании иск не признал, указывая, что истцом не представлено доказательств достоверно свидетельствующих о том, что доступ в аптечное учреждение ограничен инвалидам. Также пояснил, что переоборудование входной группы потребует исследования технической возможности переоборудования аптеки и значительных финансовых затрат. Полагает, что указанные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении иска. Ответчик ООО «ИНВЕСТФАРМ», о времени и месте рассмотрения дела извещался путем направления судебных извещений по месту регистрации /л.д.53-54,99/, однако почтовые отправления, неоднократно поступающие в его адрес, не получало и они были возвращены в адрес суда без вручения, при этом сведений о ненадлежащем исполнении ФГУП <наименование> порядка доставки почтовой корреспонденции, установленного Правилами оказания услуг почтовой связи (Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 г. № 221), в суд не поступало /л.д.103-105об./. С учетом изложенного, мнения сторон, положений ст. 3, ст. 154 ГПК РФ, п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, п.п. «с» п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., устанавливающих условие о необходимости рассмотрения гражданских дел судами в разумные сроки и без неоправданной задержки, а также положений ст. ст. 113-119 ГПК РФ, ст. 54 ГК РФ, ст.ст. 1, 5, 6, 17 федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», суд находит поведение ответчика ООО «ИНВЕСТФАРМ» (его исполнительных органов), выражающееся в неоднократном неполучении отправленных в адрес данного ответчика, в т.ч. адрес регистрации, судебных извещений, и непредставлении в адрес соответствующих органов государственной власти и в адрес суда информации о смене своего места нахождения (места нахождения исполнительных органов), нарушением общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, считает поступившие в адрес суда сведения о невручении почтовой корреспонденции с судебными извещениями, сведениями о надлежащем извещении ответчика о времени и месте рассмотрения дела, и полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке. Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что информация о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Постановлением Президиума Совета судей РФ от 27.01.2011 г. № 253, была заблаговременно размещена на официальном и общедоступном сайте Ленинского районного суда г. Перми в сети Интернет, и ответчик, имел объективную возможность ознакомиться с данной информацией. Заслушав представителя истца и представителя ответчика ООО «Фармация 4», исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего. В соответствии с положениями ст., ст. 2, 7, 38, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты. Из преамбулы федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В силу абз.1 ст. 15, абз.1 16 федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) … (абз.1 ст. 15); Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз.1 ст.16). Согласно ст. 3, 4 Закона Пермской области от 27.12.2004 N 1957-424 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края», к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - специальные приспособления и оборудование для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур), относятся: жилые здания государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда; административные здания и сооружения; культурно-зрелищные учреждения и организации (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и другие); учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; общественные и производственные здания, финансово-банковские учреждения и организации; гостиницы, жилые здания, предназначенные для временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территориях объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, предназначенные для обслуживания населения; станции и остановки всех видов городского и пригородного общественного транспорта; здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; другие объекты, здания, строения и сооружения, предназначенные для беспрепятственного доступа инвалидов, предусмотренные федеральным законодательством (ст.3). Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, в соответствии с федеральным законодательством оснащаются следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей (ст.4). В судебном заседании установлено, что прокуратурой Дзержинского района г. Перми в рамках осуществления надзора за исполнением требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, проведена проверка соблюдения ООО «Фармация 4», осуществляющего фармацевтическую деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ в аптеке готовых лекарственных форм, <адрес>. Данное помещение используется ООО «Фармация 4» в целях реализации лекарственных средств, предметов медицинского назначения, лекарственных растений и препаратов на основании договора аренды нежилых помещений № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между собственником помещения ООО «ИНВЕСТФАРМ» (арендодатель) и ООО «Фармация 4» (арендатор). Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРПН /л.д.5-7/, договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.8-14/, выписками из ЕГРЮЛ /л.д.15-22,43-44,53-54,55-57/, Уставом ООО «Фармация 4» /л.д.23-38,69-84/, свидетельствами о государственной регистрации юридического лица /л.д.39,40,68/ лицензией /л.д.41-42/. Услуги по реализации лекарственных средств, предметов медицинского назначения, лекарственных растений и препаратов оказываются ООО «Фармация 4» неограниченному кругу лиц, в том числе инвалидам и маломобильным группам населения, данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается. В ходе прокурорской проверки было установлено, что указанная аптека имеет вход, оборудованный крыльцом со ступенями, при этом пандус, поручни или иные средства подъема на входной группе отсутствуют, что подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.86/, объяснениями директора ООО «Фармация 4» от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.87/, договором № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.88-89/, фотографией /л.д.92/ и ответчиками не оспаривается (ст. 56 ГПК РФ). Таким образом, входная группа в аптеку готовых лекарственных форм, <адрес>, изготовлена с нарушениями требований федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Пермской области от 27.12.2004 N 1957-424 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края», п.3.1 Отраслевого Стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. № 80. Технические требования обустройства входных групп, регламентированы Строительными нормами и правилами 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73 (далее по тексту – СниП 35-01-2011). Поскольку нарушения, выявленные прокурором, нарушают права граждан Российской Федерации, данные нарушения следует устранить, путем оборудования входной группы аптеки пандусом и ступенями (поручнями) с обеих сторон лестницы, соответствующими требованиям СНиП 35-01-2001. Разрешая требования истца о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры на обоих ответчиков, суд считает, что данные требования являются обоснованными в силу следующих обстоятельств. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Пунктом 1 ст. 615 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан пользоваться имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. В силу ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, арендатор несет расходы по текущему ремонту. Пунктом 1.6 договора аренды нежилых помещений № от ДД.ММ.ГГГГ его стороны предусмотрели, что помещения используются арендатором для организации розничной торговли, в т.ч., фармацевтической деятельности. При таких, обстоятельствах, поскольку собственником указанной аптеки является ООО «ИНВЕСТФАРМ», в силу ст. 210 ГК РФ оно должно нести бремя содержания данного имущества. Вместе с тем, розничная аптека <адрес>, организована ООО «Фармация 4». Возведение пандуса и поручней с обеих сторон лестницы входной группы аптеки, потребует переоборудования (реконструкции) входа в неё, что затрагивает права и интересы обоих ответчиков и находится в их обоюдном интересе, в целях дальнейшего исполнения договора аренды. Кроме того, в данном случае права неограниченного круга лиц нарушаются обоими ответчиками, поскольку нежилые помещения – помещения аптеки - ООО «ИНВЕСТФАРМ» сданы в аренду в целях организации розничной торговли, в т.ч., фармацевтической деятельности, а фактическую деятельность в них осуществляет ООО «Фармация 4», т.е. передача имущества является целевой и каждый из ответчиков должен исполнять требования действующего законодательства в данной части. Те обстоятельства, что договором аренды предусмотрено, что он действует до ДД.ММ.ГГГГ, суд во внимание не принимает, поскольку п.2 ст. 621 ГК РФ предусмотрено, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Каких-либо возражений со стороны арендодателя относительно прекращения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, не представлено, не названо о них и представителем арендатора (ст. 56 ГПК РФ), что свидетельствует о продлении договора аренды. Также суд учитывает, что каких-либо препятствий в пользовании аптекой у ООО «Фармация 4», не имеется, соответственно обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, следует возложить на ООО «Фармация 4» и ООО «ИНВЕСТФАРМ» (ст. 612 ГК РФ). С учётом изложенного, суд считает, что следует возложить обязанность на ООО «Фармация 4» и ООО «ИНВЕСТФАРМ» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – аптеке готовых лекарственных форм, <адрес>: - оборудовать входную группу пандусом, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73; - оборудовать входную группу (ступени) поручнями с обеих сторон лестницы, в соответствии с нормативами СНиП 35-01-2001, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Фармация 4» и общество с ограниченной ответственностью «ИНВЕСТФАРМ» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – аптеке готовых лекарственных форм, <адрес>: - оборудовать входную группу пандусом, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73; - оборудовать входную группу (ступени) поручнями с обеих сторон лестницы, в соответствии с нормативами СНиП 35-01-2001, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке течение месяца со дня составления решения в окончательной форме. Председательствующий: