Дело № 2-536/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 июня 2012 года г. Пермь Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Выдриной Ю.Г., при секретаре Черкасовой А.А., с участием заявителей Макарова А.Ю., Макаровой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлению Макарова А.Ю., Макаровой И.В., Макарова К.А. об отмене распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми, восстановлении в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установил: Макаров А.Ю., Макарова И.В., Макаров К.А. обратились в суд, в порядке главы 25 ГПК РФ, просили признать незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми (далее по тексту – Управление) от ДД.ММ.ГГГГ за №, восстановить их в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование предъявленных требований заявители указали, что ранее они проживали в <адрес>, где были зарегистрированы по месту жительства, в доме, который признан непригодным для постоянного проживания; с ДД.ММ.ГГГГ они постоянно проживают по <адрес> (общежитие), имеют временную регистрацию по данному адресу; ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> они поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; оспариваемым распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № они сняты с вышеуказанного учета; распоряжение начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ заявители считают незаконным, указывая, что к спорным правоотношениям применимы ст.ст. 29, 30 Жилищного кодекса РСФСР, которые предполагали ведение учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту их фактического проживания; утрата ими, заявителями, статуса вынужденных переселенцев не имеет юридического значения; предъявленные требования заявители обосновывали положениями ст. 27 Конституции РФ, ст. ст. 1, 2, 3 Закона РФ № 5242-1 от 25.06.1993 года, ст. 20 Гражданского кодекса РФ (л.д. 4, 5). Впоследствии, на основании ст. 39 ГПК РФ, заявители уточнили предъявленные требования, на день рассмотрения дела просят отменить распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № и от ДД.ММ.ГГГГ за № (которым внесены изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ1 года), восстановить их, Макаровых, в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 76, 77). В судебном заседании Макаровы А.Ю., И.В. настаивают на удовлетворении предъявленных требований по вышеуказанным основаниям, также просят принять во внимание, что решением Свердловского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт их постоянного проживания на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Заявитель Макаров К.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 108 – почтовое уведомление). Представитель заинтересованных лиц – администрации г. Перми и Управления жилищных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 11 – расписка о получении уведомления). Выслушав заявителей, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает требований Макаровых необоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании следующего. В соответствии с частью 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года за № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Согласно пункту 6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. В силу части 1 ст. 30, части 1 ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на день принятия заявителей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. При этом, согласно ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. На основании пункта 3 раздела 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию (далее по тексту – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года за № 713 (в редакции на 14.02.1997 года, действующей на момент возникновении спорных правоотношений), местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. Также, из содержания раздела II, III Правил следует, что в случае временного пребывания граждан в жилых помещениях, соответствующими органами осуществляется регистрация таких граждан по месту пребывания; в случае постоянного проживания в жилых помещениях – осуществляется регистрация граждан по месту жительства; о характере регистрации (по месту жительства либо по месту пребывания) гражданин должен заявить в соответствующий орган, выразив свое волеизъявление в письменной форме. В судебном заседании установлены следующие обстоятельства: Макаровы А.Ю., И.В., К.А. зарегистрированы по месту жительства <адрес> (л.д. 72 оборот – справка отдела адресно-справочной работы Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю), также заявители имели временную регистрацию (по месту пребывания) по <адрес> (общежитие) (л.д. 72 оборот), с ДД.ММ.ГГГГ Макаров А.Ю. и Макарова И.В. зарегистрированы по вышеуказанному адресу по месту жительства (л.д. 59, 60 – копия паспорта). При этом, с ДД.ММ.ГГГГ Макаровы А.Ю., И.В., К.А. состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации <адрес>; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Макаров А.Ю. находился в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий за №; в администрацию Березовского сельского поселения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Макаров А.Ю. не обращался, решение жилищной комиссией о снятии Макарова А.Ю. с учета не принималось (л.д. 113 – копия письма администрации Березовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ); при этом, решением администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ Макаровы А.Ю., И.В., К.А. также поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по <адрес> (л.д.). Также, судом установлено, что распоряжением начальника Управления жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ за № Макаровы А.Ю., И.В., К.А. сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, в виду утраты статуса вынужденного переселенца и нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в <адрес> (пункт 2 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ), о чем заявители уведомлены письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с протестом прокуратуры г. Перми, в вышеуказанное распоряжение внесены изменения, в качестве основания снятия с учета указано выявление неправомерных действий должностных лиц администрации <адрес>, т.к. местом жительства Макаровых является <адрес>, где имеется постоянная регистрация по <адрес> (пункт 6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). Вышеуказанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспариваются и объективно подтверждаются материалами дела (л.д. 6, 7, 9, 10, 11, 14, 48, 49, 50-51, 59, 60). Таким образом, из материалов дела следует, что на момент принятия оспариваемого распоряжения заявители одновременно состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Березовского сельского поселения (по месту жительства – с ДД.ММ.ГГГГ) и в администрации <адрес> (по месту пребывания – с ДД.ММ.ГГГГ), что недопустимо в соответствии с положениями ст.ст. 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР (действующих на момент постановки заявителей на учет) и ст. 52 Жилищного кодекса РФ (действующей на день рассмотрения настоящего спора), при этом, до принятия начальником Управления оспариваемых распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, заявители не выражали волеизъявление о снятии их с регистрационного учета по месту жительства, а также снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по <адрес>. При таких обстоятельствах, оспариваемые распоряжения (с учетом внесенных изменений) соответствуют требованиям пункта 6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, поскольку в данном случае органом местного самоуправления выявлен факт неправомерных действий должностных лиц администрации <адрес> при принятии решения о постановке Макаровых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимая во внимание, что с 1994 года заявители на данном учете уже состояли по месту жительства в <адрес>. Является несостоятельной ссылка заявителей на решение Свердловского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (что ответчиком в данном случае не оспаривается), поскольку на момент принятия оспариваемых распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный судебный акт отсутствовал (л.д. 88); кроме того, из резолютивной части решения суда следует, что данный судебный акт лишь устанавливает факт проживания Макаровых А.Ю., И.В., К.А. на территории Российской Федерации, но не устанавливает факт постоянного проживания заявителей по <адрес>. Доводы заявителя Макарова А.Ю. о том, что на момент принятия оспариваемого распоряжения он не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд отвергает как не состоятельные, поскольку они опровергаются При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для отмены распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № и распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ за №; предъявленные заявителями требования удовлетворению не подлежат в полном объеме. В соответствии со ст. 246 ГПК РФ суд рассматривает заявление Макаровых А.Ю., Т.В., К.А. в пределах заявленных ими требований (предмета), на основании представленных сторонами доказательств (ст. 67 ГПК РФ). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: отказать в удовлетворении заявления Макарова А.Ю., Макаровой И.В., Макарова К.А. об отмене распоряжений начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № и от ДД.ММ.ГГГГ за №, восстановлении в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми. Председательствующий: подпись (Ю.Г. Выдрина) Копия верна. Судья: (Ю.Г. Выдрина)