РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 июля 2012 г., г. Пермь, Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А., при секретаре Борисовой О.О., с участием: старшего помощника прокурора – Нартымова А.М., на основании служебного удостоверения, представителя Пермской городской Думы – Королева К.В., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Контрольно-счетной палаты города Перми – Смирнова В.А., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Перми к о признании правового акта недействительным в части, Заинтересованные лица: Пермская городская Дума, Контрольно-счетная палата города Перми, У с т а н о в и л: Прокурор г. Перми обратился в суд с заявлением о признании несоответствующим законодательству и недействующим пункт 1 статьи 7 Положения о Контрольно-счетной палате города Перми, в редакции утвержденного решения Пермской городской Думы от 28.02.2012 г. № 33 «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 07.09.2004 г. № 116 «Об утверждении «Положения о Контрольно-счетной палате города Перми» (далее по тексту – Положение), в части слов «и муниципальные служащие аппарата». В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с п.1 ст. 7 Положения, полномочиями должностных лиц Контрольно-счетной палаты, наделены председатель, заместитель председателя, аудиторы и муниципальные служащие аппарата, что противоречит положениям ч.1 ст. 8 федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», поскольку указанной нормой закона, полномочиями должностного лица, в т.ч., правами и привилегиями, определенными ст. 8 указанного федерального закона, наделены только председатель, заместители председателя, аудиторы и инспекторы контрольно-счетного органа. Согласно ч.6 ст. 5 федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», а также ч.5 ст.4 Положения в состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы и иные штатные работники – муниципальные служащие. В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Пермском крае, утвержденным Законом Пермского края от 01.07.2009 г. № 465-ПК, в перечень наименований должностей муниципальной службы в контрольном органе муниципального образования, включены консультанты, референты, главные и ведущие специалисты, а также иные лица, не отнесенные федеральным законом № 6-ФЗ к должностным лицам контрольно-счетного органа. Таким образом, прокурор полагает, что наделение полномочиями должностных лиц Контрольно-счетной палаты города Перми - работников её аппарата, за исключением инспекторов, противоречит ч.1 ст. Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении предъявленных требований в полном объеме по вышеуказанным основаниям, также, указал, что перечень должностных лиц контрольно-счетных органов, является закрытым, и данный закон не предусматривает, что к перечисленным в ч.1 ст. 8 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» должностным лицам контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, могут быть отнесены иные лица. Фактически, Положение в оспариваемой части, наделило полномочиями должностных лиц Контрольно-счетной палаты города Перми, иных лиц – муниципальных служащих, входящих в состав аппарата Контрольно-счетной палаты города Перми. При этом, считает, что понятие «инспектор», является не идентичным понятию объема правомочий по инспектированию какого-либо вопроса сотрудником Контрольно-счетной палаты города Перми. Представитель Пермской городской Думы с требованиями прокурора не согласен, пояснил, что ст. 8 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не содержит закрытого перечня должностных лиц контрольно-счетных органов. В соответствии с ч.6 ст.5 указанного закона, инспекторы контрольно-счетных органов входят в состав аппарата контрольно-счетного органа. Пунктом 1 ст. 7 Положения предусмотрено, что председатель, заместитель председателя, аудиторы и муниципальные служащие аппарата, являются должностными лицами контрольно-счетной палаты. Указал, что понятие инспектор контрольно-счетного органа имеет отношение не к наименовании должности муниципальной службы, а к объему правомочий по проведению внешнего муниципального финансового контроля в пределах компетенции контрольно-счетного органа. В связи с этим, полагает, что различие используемых терминов «муниципальные служащие аппарата Контрольно-счетной палаты» и «инспекторы», не может служить основанием для вывода о расширении Пермской городской Думой перечня должностных лиц Контрольно-счетной палаты и о противоречии пункта 1 статьи 7 Положения, действующему законодательству. Пермской городской Думой представлен отзыв на заявление прокурора, аналогичного содержания /л.д.39-40/. Представитель Контрольно-счетной палаты города Перми привел аналогичные доводы, доводам представителя Пермской городской Думы, также Контрольно-счетной палатой города Перми представлен отзыв на заявление /л.д.36-37/, аналогичный по своему содержанию отзыву Пермской городской Думы. Кроме того, представитель Контрольно-счетной палаты города Перми пояснил, что указанный орган состоит из Председателя, его заместителей и Управлений, в состав которых входят работники аппарата контрольно-счетной палаты, в т.ч., инспекторы, аудиторы и иные работники, перечисленные в подразделе III Перечня наименований должностей муниципальной службы в контрольном органе муниципального образования, утвержденного Законом Пермского края № 465-ПК от 01.07.2009 г. Иные работники контрольно-счетной палаты, также осуществляют обязанности по проведению финансового контроля, если они обладают соответствующим образованием и квалификацией, соответственно, на них также распространяется действие оспариваемых прокурором положений, поскольку понятие инспектор контрольно-счетного органа, имеет отношение не к наименованию должности муниципальной службы, а к объему правомочий по инспектированию какого-либо вопроса. Заслушав объяснения прокурора и представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению частично в силу следующего. В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Согласно ч.1,4 ст. 7 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и/или органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (ч.1 ст.7). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также, конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.7). В силу ч.1 ст. 34, ч.1,2 ст. 37 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.1 ст. 34). Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования (ч.1 ст.37). Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.37). Как установлено в судебном заседании, 13.03.2012 г. в официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь № 16 (510), опубликован, принятый 28.02.2012 г. Пермской городской Думой правовой акт - Решение № 33, которым утверждено в новой редакции Положение о Контрольно-счетной палате города Перми /л.д.4-14/, п.1 ст.7 Положения, установлено, что должностными лицами Контрольно-счетной палаты, являются: председатель, заместитель председателя, аудиторы и муниципальные служащие аппарата. При оценке представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что решение Пермской городской Думы от 28.02.2012 № 33 г. принято в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления городского округа по вопросам местного значения городского округа, определенным федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Анализируя предмет регулирования оспариваемых прокурором положений, суд приходит к тому, что фактически, Положение в оспариваемой части, наделило статусом должностных лиц Контрольно-счетной палаты города Перми, иных лиц – муниципальных служащих, входящих в состав аппарата Контрольно-счетной палаты города Перми. К такому выводу суд приходит в силу следующего. Частью 1 статьи 8 федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлено, что должностными лицами контрольно-счетных органов, являются председатели, аудиторы и инспекторы. Согласно ч.5 ст.5 указанного закона, структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном соответственно законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. При этом ч.6 данной статьи предусмотрено, что в состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы и иные штатные работники, на инспекторов возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего государственного или муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа. Структура Контрольно-счетной палаты города Перми регламентирована статьей 4 Положения, согласно ч.1,2,5 данной статьи, контрольно-счетная палата образуется в составе председателя, заместителя председателя, аудиторов и аппарата Контрольно-счетной палаты; председатель, заместитель председателя, аудиторы и аппарат Контрольно-счетной палаты замещают должности муниципальной службы; в состав аппарата Контрольно-счетной палаты входят инспекторы и иные муниципальные служащие. Определяя гарантии статуса должностных лиц Контрольно-счетной палаты, в ч.1 статьи 7 Положения, законодатель установил, что председатель, заместитель председателя, аудиторы и муниципальные служащие аппарата являются должностными лицами контрольно-счетной палаты. Вместе с тем, ч.1 ст. 8 федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» - вышестоящего нормативно-правового акта по отношению к Положению, определен перечень должностных лиц контрольно-счетных органов, к которым муниципальные служащие аппарата контрольно-счетного органа, за исключением, инспекторов и аудиторов, к должностным лицам контрольно-счетного органа, не отнесены, соответственно, они не могут обладать гарантиями статуса должностного лица Контрольно-счетной палаты города Перми, закрепленного в статье 7 Положения. Согласно разделу III Реестра должностей муниципальной службы в Пермском крае, утвержденного Законом Пермского края № 465-ПК от 01.07.2009 г. в перечень наименований должностей муниципальной службы в контрольном органе муниципального образования отнесены: 1. высшие должности муниципальной службы: председатель контрольного органа, заместитель председателя контрольного органа; 2. главные должности муниципальной службы: начальник управления, заместитель начальника управления, аудитор контрольного органа; 3. ведущие должности муниципальной службы: начальник (заведующий) отдела, сектора, заместитель начальника (заведующего) отдела, сектора, начальник (заведующий) отдела, сектора в составе управления, заместитель начальника отдела в составе управления, инспектор, консультант, референт; 4. старшие должности муниципальной службы: главный специалист, ведущий специалист; 5. младшая должность муниципальной службы: специалист 1-й категории, специалист 2-й категории, специалист. При названных обстоятельствах, в соответствии с указанными нормами, подлежащими применению в совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая часть Положения, вызывает неоднозначное толкование, т.к. фактически под гарантии статуса должностных лиц Контрольно-счетной палаты города Перми, оспариваемым Положением, отнесены все работники аппарата данного контрольно-счетного органа, в т.ч., консультанты, референты, специалисты и т.д., а не только председатель Контрольно-счетной палаты города Перми, его заместители, аудиторы и инспекторы, что противоречит федеральному законодательству. При этом, к доводам представителей заинтересованных лиц, о том, что перечень, должностных лиц контрольно-счетных органов, регламентированный ч.1 ст. 8 федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», является открытым, суд относится критически, поскольку конструкция правовой нормы данной статьи не позволяет трактовать её расширительно, в ней содержится конкретный перечень конкретных должностных лиц контрольно-счетных органов. Также не принимает во внимание суд и доводы представителей заинтересованных лиц о том, что, по их мнению, инспектор контрольно-счетного органа, имеет отношение не к наименованию должности муниципальной службы, а к объему правомочий по инспектированию какого-либо вопроса, поскольку данное утверждение опровергается разделом III Реестра должностей муниципальной службы в Пермском крае, утвержденного Законом Пермского края № 465-ПК от 01.07.2009 г., где в перечне наименований должностей муниципальной службы в контрольном органе муниципального образования к ведущей должности муниципальной службы отнесена должность инспектора, и при этом, ч.6 ст.5 федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», а также ч.5 ст.4 Положения, определены полномочия инспекторов Контрольно-счетной палаты города Перми, на которых возложены обязанности по непосредственному проведению внешнего муниципального финансового контроля, иные работники Контрольно-счетной палаты города Перми (согласно доводам представителя заинтересованного лица – иные работники контрольно-счетной палаты, также осуществляют обязанности по проведению финансового контроля, если они обладают соответствующим образованием и квалификацией), данными полномочиями, в соответствии с Положением, не наделены, и соответственно, не имеют права осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль и, соответственно, на них, как на не должностных лиц Контрольно-счетной палаты города Перми, не должны распространятся гарантии статуса должностных лиц Контрольно-счетной палаты, установленного, ч.1 ст. 7 Положения. При таких обстоятельствах, суд считает, что Положение в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, в т.ч., ч.1 ст. 8 федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в связи с чем, имеются основания для применения положения ст. 13 ГК РФ. На основании изложенного, следует признать несоответствующим законодательству пункт 1 статьи 7 Положения о Контрольно-счетной палате города Перми, утвержденного в редакции решения Пермской городской Думы от 28.02.2012 г. № 33, в части слов «и муниципальные служащие аппарата». Суд считает, что Положение в оспариваемой части следует признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения (п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»), поскольку в судебном заседании установлено, что Положение в указанной части применялось и на основании данного акта были реализованы права служащих Контрольно-счетной палаты города Перми. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Требования Прокурора г. Перми о признании правового акта недействительным в части, удовлетворить в части: - признать несоответствующим законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения, пункт 1 статьи 7 Положения о Контрольно-счетной палате города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.02.2012 г. № 33 «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 07.09.2004 г. № 116 «Об утверждении «Положения о Контрольно-счетной палате города Перми», в части слов «и муниципальные служащие аппарата». В удовлетворении требований прокурора в части признания недействующим пункт 1 статьи 7 Положения о Контрольно-счетной палате города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.02.2012 г. № 33 «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 07.09.2004 г. № 116 «Об утверждении «Положения о Контрольно-счетной палате города Перми» со дня его принятия, отказать. После вступления в законную силу, настоящее решение или сообщение о нем, подлежит опубликованию в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь. Решение в течение месяца со дня составления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке. Председательствующий: < > < >