Дело № 2-2436/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 3 июля 2012 года г.Пермь Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Мехряковой Л.И. при секретаре Рожковой И.П., с участием заявителей Пепеляевой М.Н., Смирновой К.П., Лядова В.Ф., Балакиной М.И., Ковязиной Е.П., Мальцевой В.С., Мальцева Г.С., Пескова И.В., Керженцева А.В., Дружининой М.А., Коллекер З.Г., Джанаевой Г.З., Кузнецовой Р.М., Мутовина В.Р., Павловой Л.И., представителя заявителя Керженцева А.В. – Бондарчука П.И., действующего по устному ходатайству, представителей заявителя Балакиной М.В. - Кушниной В.И., Бердниковой Л.А., действующих по устному ходатайству, представителя заинтересованных лиц – Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края - Старцевой Н.А., действующей на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пескова И.В., Балакина Л.Н., Балакиной М.И., Керженцева А.В., Романовой В.А., Яговцевой Н.А., Лядова В.Ф., Ковязиной Е.П., Сивковой Л.Д., Пешиной Л.Г., Дружининой М.А., Мальцевой В.С., Мальцева Г.С., Горюновой О.Г., Павловой Л.И., Коллекер З.Г., Пепеляевой М.Н., Джанаевой Г.З., Кузнецовой Р.М., Леонтьевой Л.А., Феоктистова Л.И., Бурхановой К.Х., Новиковой А.И., Смирновой К.П., Смирновой А.Д., Мутовина В.Р., Сидорова С.А., Михайлова С.В., Ушаковой А.А., Сорокиной Е.А., Селиванова С.В., Ашкановой О.Л., Никитиной В.И. о признании действий (бездействий) Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края незаконным, установил: Песков И.В., Балакин Л.Н., Балакина М.И., Керженцев А.В., Романова В.А., Яговцева Н.А., Лядов В.Ф., Ковязина Е.П., Сивкова Л.Д., Пешина Л.Г., Дружинина М.А., Мальцева В.С., Мальцев Г.С., Горюнова О.Г., Павлова Л.И., Коллекер З.Г., Пепеляева М.Н., Джанаева Г.З., Кузнецова Р.М., Леонтьева Л.А., Феоктистов Л.И., Бурханова К.Х., Новикова А.И., Смирнова К.П., Смирнова А.Д., Мутовин В.Р., Сидоров С.А., Михайлов С.В., Ушакова А.А., Сорокина Е.А., Селиванов С.В., Ашканова О.Л., Никитина В.И. обратились в суд с заявлением о признании действий (бездействия) Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем разработки соответствующего механизма социальной поддержки инвалидов. В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ от 22.08.2004г. натуральные льготы по транспорту, телефону, радиоточке и зубопротезированию заменены денежной компенсацией. В связи с увеличением платы за социальный проездной документ, телефон, радиоточку, зубопротезирование, установленной указанным законом денежной компенсации им стало не достаточно, поэтому ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в Правительство Пермского края с заявлением о разработке механизма социальной поддержки инвалидов в Пермском крае. Правительство Пермского края направило заявление для рассмотрения в Министерство социального развития Пермского края. ДД.ММ.ГГГГ Министерством социального развития Пермского края им (заявителям) дан ответ за №. Данным ответом нарушенных их права, предусмотренные Конституцией РФ. Считают, что разработка механизмов социальной поддержки населения находится в ведении Правительства Пермского края, которое должно соблюдать федеральные законы. Несмотря на их обращение, заинтересованные лица, никакие меры для восстановления прав инвалидов не предпринимают, что ведет к нарушению федерального законодательства и прав инвалидов. В судебном заседании заявитель Керженцев А.В. доводы, изложенные в заявлении поддержал в полном объеме. Дополнительно указал, что Правительство Пермского края и Министерство социального развития Пермского края не организовали исполнение ст.153 Федерального закона №122-ФЗ. Сумма ежемесячной денежной выплаты, установленная федеральным законодателем недостаточна для покрытия всех расходов, понесенных инвалидами. В соответствии с Уставом Пермского края и ст. 17 Закона Пермского края №107-пк от 07.09.2007г. Правительство Пермского края обладает полномочиями на социальное обслуживание и поддержку инвалидов в Пермском крае. Полагает, что указанные обстоятельства установлены решением Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ и в силу ст.61 ГПК РФ не подлежат доказыванию вновь. Правительство Пермского края обязано разработать механизм социальной поддержки инвалидов путем снижения стоимости социального проездного документа, дополнительно направить деньги либо разработать иной механизм. В связи с повышением цен на проезд, оплату услуг телефонной связи, радиоточки, зубопротезирования нарушено право инвалидов на достойную жизнь. В Пермском крае должен быть разработан правовой механизм социальной поддержки инвалидов. Заявители Пепеляева М.Н., Смирнова К.П., Ковязина Е.П., Мальцев В.С., Мальцева Г.С., Песков И.В. Дружинина М.А., Коллекер З.Г., Джанаева Г.З., Кузнецова Р.М., Смирнова К.П., Мутовин В.Р., Павлова Л.И в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в заявлении и пояснения Керженцева А.В. Заявитель Мальцева Г.С. поддержал доводы, изложенные в заявлении и пояснения заявителя Керженцева А.В. Дополнительно пояснил, что законодательное собрание разрабатывает местные законы, не противоречащие федеральным законом, в том числе законы для поддержки инвалидов. Заявитель Лядов В.Ф. дополнительно указал, что он как заместитель председателя общества инвалидов обращался с запросами о помощи инвалидам в Законодательное собрание Пермского края. Депутаты Законодательного собрания ссылаются на то, что разработка мер социальной поддержки инвалидов относится к компетенции Правительства Пермского края. Представитель заявителя Керженцева А.В. – Бондарчук П.И. в судебном заседании пояснил, что Правительство Пермского края неправильно толкует положения Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г., которым натуральные льготы заменены денежной компенсацией. В указном законе установлено, что региональная власть должна разработать такой механизм социальной поддержки, чтобы инвалиды при переходе от натуральных льгот на получении е единовременной денежной выплаты ничего не потеряли. В Пермском крае установлен самый высокий социальный проездной документ для инвалидов. В Пермском крае механизм социальной поддержки инвалидов не разработан, что привело к нарушению их (инвалидов) прав. Представители заявителя Балакиной М.И. - Кушнина В.И., Бердникова Л.А. в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в заявлении в полном объеме. Представитель заинтересованных лиц в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных отзывах на заявление. Считает, что требования заявителей удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ от 22.08.2004г. льготы по зубопротезированию, проезду на городском и пригородном транспорте, установке телефона и другие отменены. Закон №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен ст. 28.1, в которой в качестве одной из мер социальной поддержки инвалидов предусмотрена ежемесячная денежная выплата. Данная сумма выплачивается за счет средств федерального бюджета и ежегодно индексируется. Полагает, что оснований для возложения на Правительство Пермского края обязанности разработать механизм социальной поддержки инвалидов не имеется, поскольку действующим федеральным законодательством предусмотрено, что меры социальной поддержки инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. Правительство Пермского края не наделено полномочиями по законодательному регулированию общественных отношений и не вправе разрабатывать такой механизм. Считает, что Правительство Пермского края и Министерство социального развития Пермского края являются ненадлежащими ответчиками по настоящему делу, поскольку в соответствии со ст.20 Закона Пермского края №8-Пк одним из полномочий законодательного Собрания Пермского края является установление мер социальной поддержки и социального обслуживания населения, поддержки семей, развития здравоохранения, образования. Просит в удовлетворении заявления отказать в полном объеме. Заявители Балакин Л.Н., Романова В.А., Яговцева Н.А., Сивкова Л.Д., Пешина Л.Г., Горюнова О.Г., Леонтьева Л.А., Феоктистов Л.И., Бурханова К.Х., Новикова А.И., Смирнова А.Д., Сидоров С.А., Михайлов С.В., Ушакова А.А., Сорокина Е.А., Селиванов С.В., Ашканова О.Л., Никитина В.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дел, суд считает требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего. В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 16 Конституции РФ). Пунктом 4 ст. 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Пунктом "з" части 2 статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ от 6.10.1999 определено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации. Согласно пункту 24 части 2, части 3.1 ст. 26.3 вышеназванного Федерального закона к полномочиям органов государственной субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, касающихся социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, социальной поддержки ветеранов труда семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) и других. При этом по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты. В соответствии с вводной частью ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из смысла данного правового регулирования следует, что все льготы, предоставлявшиеся инвалиду до ДД.ММ.ГГГГ в натуральной форме заменены указанной ежемесячной денежной выплатой, за исключением тех мер социальной поддержки, которые установлены федеральным законодательством. Согласно ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации Российской Федерацией переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании ст. 5 Закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов предоставлено право, в том числе, принимать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Статья 28.1. 1. названного Закона предусматривает, что инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере: 1) инвалидам I группы - 2 162 рублей; 2) инвалидам II группы, детям-инвалидам - 1 544 рублей; 3) инвалидам III группы - 1 236 рублей. Из содержания названных норм права следует, что указанные истцами льготы относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, субъекты Федерации, в том числе и Пермский край, в соответствии с пунктом 6 статьи 5 Закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, обязанность субъектов Российской Федерации разработать соответствующий механизм социальной поддержки населения действующим законодательством не предусмотрена. С указанной нормой согласуется предусмотренное подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) положение, согласно которому решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: - вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; - при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Осуществляя полномочия, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской федерации положениями ст. 5 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации», Пермский край установил дополнительные меры социальной поддержки населения за счет средств регионального бюджета. Законами от 2 октября 2000 г. N 1147-167 "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж" (с последующими изменениями), от 30 ноября 2004 г. N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" (с последующими изменениями), от 9 ноября 2010 г. N 700-ПК "О распространении действия отдельных положений закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" на граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации" некоторым категориям граждан, в том числе инвалидам, проживающим на территории Пермского края, предоставлено право на приобретение социального проездного документа для проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси), на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси) со скидкой 50%. Названными актами закреплено, что эти дополнительные меры социальной поддержки населения являются расходными обязательствами Пермского края. ДД.ММ.ГГГГ Правительство Пермского края выпустило постановление N 1075 "Об утверждении порядка приобретения социальных проездных документов для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края и об установлении стоимости социальных проездных документов", пунктом 2.2 которого установлена стоимость социального проездного документа для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, в размере <ххх>. Суд считает, что при определении мер социальной поддержки Российская Федерация передала субъектам определенный перечень полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам, предусмотренный действующим законодательством, который относится к расходным обязательствам субъектов. С учетом вышеизложенного, судом не усматривается бездействия Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края при реализации полномочий, предоставленных органам государственной власти субъекта РФ в части установления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам. Проанализировав нормы вышеназванного законодательства, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время федеральное законодательство не содержит норм о предоставлении в натуральной форме такой меры социальной поддержки инвалидов как льгота по транспортному обеспечению проезда граждан в городском и пригородном транспорте, оплате услуг телефона, радиоточки и оплате услуг по зубопротезированию. Следовательно, имевшие место указанные льготы по бесплатному проезду инвалида и другие заменены указанной в законе единовременной денежной выплатой. При этом федеральное законодательство и не устанавливает какой-либо связи между размерами ежемесячных денежных выплат, определенных ст. 28.1 Федерального закона о защите инвалидов, и теми дополнительными льготами, которые могут вводиться субъектами Российской Федерации. В этой связи не имеет правового значения для данного дела и не влечет удовлетворение требований довод заявителей о том, что установленный Правительством Пермского края размер стоимости социального проездного документа, расходы по оплате услуг телефона, радиоточки и оплате услуг по зубопротезированию растут более быстрыми темпами по сравнению с увеличением размера ежемесячных денежных выплат, выплачиваемых за счет бюджета Российской Федерации. Более того, доказательств достоверно и бесспорно свидетельствующих о том, что предоставляемые заявителям субъектом РФ меры социальной поддержки уменьшены, а условия предоставления ухудшены суду на день рассмотрения дела заявителями не представлено. Документы, представленные Керженцевым А.В. таким доказательством не являются. Кроме того, в случае недостаточности предоставляемой заявителям ежемесячной денежной выплаты, заявители вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права иным способом в соответствии с действующим законодательством. Ссылки заявителей на то, что увеличилась стоимость социального проездного документа, услуг за телефон и радиоточку, а также услуги зубопротезирования само по себе не свидетельствует об обязанности органов государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывать механизм социальной поддержки населения, поскольку обязательства по социальной поддержки инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. Субъекты РФ вправе принимать дополнительные меры социальной поддержки инвалидов за счет собственных доходов и источников финансирования, дефицита бюджета субъекта РФ и по своему значению данные меры являются свободными с точки зрения их финансового и правового обоснования. На федеральном уровне правовое регулирование указанного вопроса, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты названной категории граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, других обстоятельств отсутствует. После признания утратившими силу положений статьи 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ о праве бесплатного проезда инвалидов на всех видах транспорта общего пользования, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование уровня дополнительной социальной обеспеченности упомянутых льготников до принятия федеральных законов или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, имеющих руководящее значение при решении такого вопроса. Судом установлено, что принятие дополнительных мер социальной поддержки населения является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъекта РФ, в связи с чем, оснований для возложения на Правительство Пермского края и Министерство социального развития Пермского края обязанности разработать механизм социальной поддержки инвалидов не имеется. Таким образом, заявление Пескова И.В., Балакина Л.Н., Балакиной М.И., Керженцева А.В., Романовой В.А., Яговцевой Н.А., Лядова В.Ф., Ковязиной Е.П., Сивковой Л.Д., Пешиной Л.Г., Дружининой М.А., Мальцевой В.С., Мальцева Г.С., Горюновой О.Г., Павловой Л.И., Коллекер З.Г., Пепеляевой М.Н., Джанаевой Г.З., Кузнецовой Р.М., Леонтьевой Л.А., Феоктистова Л.И., Бурхановой К.Х., Новиковой А.И., Смирновой К.П., Смирновой А.Д., Мутовина В.Р., Сидорова С.А., Михайлова С.В., Ушаковой А.А., Сорокиной Е.А., Селиванова С.В., Ашкановой О.Л., Никитиной В.И. о признании действий (бездействия) Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края удовлетворению не подлежит, поскольку нарушения прав заявителей сто Роны указных органов судом не установлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления Пескова И.В., Балакина Л.Н., Балакиной М.И., Керженцева А.В., Романовой В.А., Яговцевой Н.А., Лядова В.Ф., Ковязиной Е.П., Сивковой Л.Д., Пешиной Л.Г., Дружининой М.А., Мальцевой В.С., Мальцева Г.С., Горюновой О.Г., Павловой Л.И., Коллекер З.Г., Пепеляевой М.Н., Джанаевой Г.З., Кузнецовой Р.М., Леонтьевой Л.А., Феоктистова Л.И., Бурхановой К.Х., Новиковой А.И., Смирновой К.П., Смирновой А.Д., Мутовина В.Р., Сидорова С.А., Михайлова С.В., Ушаковой А.А., Сорокиной Е.А., Селиванова С.В., Ашкановой О.Л., Никитиной В.И. о признании действий (бездействий) Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края незаконным, отказать. Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: (Л.И. Мехрякова)