РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 июля 2012 г. Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Бузмаковой О.В., при секретаре Закировой А.Р., с участием действующих на основании доверенностей представителя заявителя – некоммерческого партнёрства «Большевистская, 75» - Диденко А.Н., представителей заинтересованного лица – Управления министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю – Кулевской О.Л., Меркушевой Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми дело по заявлению некоммерческого партнёрства «Большевистская, 75» о признании незаконным уведомления Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы некоммерческой организации, возложении обязанности устранить нарушение, установил: некоммерческое партнёрство «Большевистская, 75» (далее по тексту – Организация) в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным уведомление Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю (далее по тексту – Управление) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы Организации, возложить на Управление обязанность зарегистрировать принятые на внеочередном общем собрании членов ДД.ММ.ГГГГ изменения и дополнения в Устав Организации. Свои требования Организация обосновала тем, что ДД.ММ.ГГГГ на внеочередном общем собрании членов Организации приняты изменения и дополнения в ее Устав, в том числе касающиеся возможности проведения заочного голосования при решении вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания. Управление в регистрации данных изменений и дополнений отказало, ссылаясь как на основную причину отказа на то, что решение вопросов компетенции общего собрания возможно только при личном присутствии членов Организации на соответствующем собрании, с чем Организация не согласна, так как положения Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Федеральный закон № 7-ФЗ) не акцентируют внимание на форме проведения общих собраний, а право участвовать в управлении делами некоммерческой организации (ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 7-ФЗ) не может быть ограничено узким толкованием части 4 ст. 29 того же Федерального закона, при этом указание на необходимость личного присутствия на собрании в данной норме отсутствует. Кроме того, Организация считает, что в данном случае нарушается принцип равенстве, установленный статьей 19 Конституции РФ; наличие в Устава Организации возможности заочного голосования не является установлением дополнительных обременений или дополнительных льгот для членов Организации; Федеральный закон № 7-ФЗ не содержит прямого запрета на принятие решений членами Организации путем заочного голосования, что, по мнению Организации, означает возможность такого способа принятия решений. В судебном заседании представитель Организации на заявлении настаивал, дополнительно пояснив, что Управление при приеме от Организации документов на регистрацию не сообщило о том, что Организация уплатила государственную пошлину не тому получателю. Представители Управления с заявлением не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 55-57), указав также на то, что Управление проверяет только списочный состав документов, представленных на регистрацию, а правильность оформления документов выявляется в ходе проверочных мероприятий. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления в силу следующего. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческим партнёрством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия её членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. Имущество, переданное некоммерческому партнёрству его членами, является собственностью партнёрства. Члены некоммерческого партнёрства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнёрство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом. Пункт 2 ст. 8 Федерального закона № 7-ФЗ определяет право некоммерческого партнёрства осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнёрством приобретен статус саморегулируемой организации. В судебном заседании установлено, что Организация, является юридическим лицом, зарегистрирована в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ; как о некоммерческой организации запись внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций ДД.ММ.ГГГГ Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими свидетельствами (л.д. 47-49), сторонами не оспаривались. Также в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на внеочередном общем собрании Организации принято решение о внесении изменений и дополнений в Устав Организации, в том числе пункты 8.1., 8.2., 8.4. Устава изложены в новой редакции и в Устав внесены дополнения – пункты 8.5.1., 8.5.2., 8.6.4., которые предусматривают возможность заочного голосования при проведении общих собраний Организации. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями сторон, содержанием протокола № данного собрания по вопросу № повестки дня (л.д. 9-16), содержанием Устава Организации в прежней редакции и содержанием Устава Организации с учетом указанных изменений (л.д. 17-30, 31-46). Согласно пунктам 2 и 4 ст. 13.1. Федерального закона № 7-ФЗ, решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом. Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации. В соответствии с п. 5 ст. 13.1. Федерального закона № 7-ФЗ для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы: 1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; 2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах; 3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах; 4) сведения об учредителях в двух экземплярах; 5) документ об уплате государственной пошлины; 6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией; 7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование; 8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица. Устав Организации с внесенными в него изменениями и дополнениями, оформленными протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, с выпиской из данного протокола, с заявлением и документом об уплате государственной пошлины, как следует из представленных суду письменных доказательств (л.д. 58-74, 75-80, 81-84, 85) и объяснений сторон, представлен Организацией на регистрацию в Управление ДД.ММ.ГГГГ, повторно – ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ №, оформленным на основании заключения и.о. начальника отдела по делам некоммерческих организаций, Организации отказано в государственной регистрации изменений и дополнений в ее учредительные документы по основаниям, предусмотренным подп. 1 п. 1 ст. 23.1. Федерального закона № 7-ФЗ, в связи с чем Организации направлено уведомление об отказе в государственной регистрации (л.д. 7-8, 86, 89-90). Данное уведомление, которое оспаривается Организацией в настоящем деле, содержит указание на несоответствие представленных Организацией документов требованиям п. 4 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ изменений и дополнений, вносимых в Устав Организации по пунктам 8.2., 8.2., 8.4., 8.5.1., 8.5.2., 8.6.4., так как эти изменения и дополнения предусматривают принятие решение общим собранием Организации в порядке заочного голосования; кроме того, в уведомлении указано на уплату Организацией государственной пошлины за совершение регистрационных действий в Инспекцию ФНС <адрес>. Оспариваемое уведомление соответствует требованиям закона, прав и законных интересов Организации не нарушает, какую-либо обязанность незаконно на Организацию не возлагает, препятствий к осуществлению Организацией ее прав и свобод не порождает, что подтверждается следующим. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23.1. Федерального закона № 7-ФЗ, в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. В соответствии с положениями п. 1 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом определяется его уставом. На основании пункта 3 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: изменение устава некоммерческой организации; определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества; образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений; создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации; участие в других организациях; реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда). Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта. Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией. Пункт 4 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ устанавливает, что общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами. Проанализировав содержание вышеприведенных положений ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ, суд полагает, что закон предусматривает присутствие члена Организации на общем собрании Организации, т.е. непосредственное участие в собрании, что не свидетельствует о возможности проведения заочного голосования. Более того, из содержания Федерального закона № 7-ФЗ не следует возможность проведения общих собраний некоммерческих организаций, в частности, некоммерческого партнёрства, путем заочного голосования. Ссылка Организации на право членов некоммерческого партнёрства участвовать в управлении делами некоммерческого партнёрства (ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 7-ФЗ) не позволяет истолковать данную норму в совокупности с положениями ст. 29 того же закона, как право некоммерческой организации определить порядок заочного голосования при проведении общих собраний членов организации. При этом суд принимает во внимание, что пунктом 43 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решению о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту – Административный регламент), также не предусмотрена возможность предоставления протоколов общих собраний некоммерческих организаций, проведенных путем заочного голосования, а предусматривается отражение в протоколе при решении вопроса о внесении изменений и дополнений в учредительные документы некоммерческих организаций сведений о количестве фактически присутствующих на общем собрании членов такой организации. Следовательно, оспариваемое Организацией уведомление Управления в данной части является правильным, основанным на приведенных положениях Федерального закона № 7-ФЗ. Применение по аналогии положений Жилищного кодекса РФ, Федеральных законов «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организациях» и других, как предложено Организацией в ее заявлении, по мнению суда, недопустимо в связи с тем, что вопросы регистрации внесения изменений и дополнений в учредительные документы некоммерческих организаций, проведения общего собрания некоммерческой организации непосредственно урегулированы специальным законом – Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Правомерным признает суд уведомление Управления и в части отказа в совершении регистрационных действий в связи с непредставления Организацией документа об уплате государственной пошлины, что подтверждается следующим. В соответствии с положениями ч. 9 ст. 13.1. Федерального закона № 7-ФЗ за государственную регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Как следует из материалов дела и объяснений сторон, Организация представила документ об уплате государственной пошлины в необходимом размере – <ххх>, как предусмотрено подпунктом 3 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, однако данная государственная пошлина была уплачена не на специальный счет Управления, на счет Инспекции ФНС <адрес> (л.д. 91), что не свидетельствует о представлении Организацией документа, предусмотренного подп. 5 п. 5 ст. 13.1. Федерального закона № 7-ФЗ. Как пояснили представители Управления в судебном заседании, Управление при приеме документов правильность оформления документов не анализирует, а только проверяет состав представленных документов по предусмотренному законом перечню, в связи с чем не вправе указывать на неверную уплату государственной пошлины. Также представители Управления пояснили, что в целях уплаты государственной пошлины за регистрацию вносимых изменений и дополнений в учредительные документы некоммерческих организации имеет специальный счет, на который и должна уплачиваться государственная пошлина; информация о счете в Управлении открыта и доступна. С учетом изложенного выше суд отклоняет довод представителя Организации о том, что при приеме от Организации документов на регистрацию Управление могло сообщить об уплате государственной пошлины не тому получателю. Следовательно, оспариваемое уведомление Управление судом признается основанным на требованиях закона. На основании ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Поскольку оспариваемое уведомление Управления соответствует требования Федерального закона № 7-ФЗ, права, свободы Организации не умаляет, принято Управлением в пределах его компетенции, то суд считает, что данное уведомление незаконным не является, то оснований для возложения обязанности на Управление зарегистрировать принятые на внеочередном общем собрании членов ДД.ММ.ГГГГ изменения и дополнения в Устав Организации не имеется, в связи с чем суд отказывает Организации в удовлетворении ее заявления. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд решил: некоммерческому партнёрству «Большевистская, 75» в удовлетворении заявления о признании незаконным уведомления Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы некоммерческого партнёрства «Большевистская, 75», о возложении обязанности зарегистрировать принятые на внеочередном общем собрании членов ДД.ММ.ГГГГ изменения и дополнения в Устав некоммерческого партнёрства «Большевистская, 75» отказать. Решение может быть обжаловано Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий: подпись (О.В.Бузмакова)