Дело № 2-2294/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 июля 2012 г. Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Бузмаковой О.В., при секретаре Закировой А.Р., с участием представителя истца – прокурора Мотовилихинского района г. Перми – Колотовой Л.А., представителя истца – Куклина Д.Б. – Шипициной Л.И., действующей на основании доверенности, рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах Куклина Д.Б. к администрации города Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, установил: прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах Куклина Д.Б. обратился в суд с иском к администрации города Перми и Правительству Пермского края, требуя возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Куклину Д.Б. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте города Перми. Свой иск прокурор обосновал тем, что в связи с обращением Куклина Д.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми проведена проверка, в ходе которой установлено, что истец относится к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители истца – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Куклина Д.Б. лишены родительских прав; ДД.ММ.ГГГГ отец – ФИО2 умер; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на полном государственном обеспечении в Городском доме ребенка №; в период ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Санаторный детский дом №» г. Перми, проживал и был зарегистрирован по <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Санаторный детский дом №» г. Перми, проживал и был зарегистрирован по месту образовательного учреждения по <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в патронатной семье Шипициной Л.И.; постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под №; номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован и проживал в общежитии по месту прохождения обучения в профессиональном лицее № <адрес>; Куклин Д.Б. жилых помещений на праве собственности в г. Перми не имел и не имеет; жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечен. В судебном заседании представитель прокурора и представитель истца на иске настаивают, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, представитель истца – Шипицина Л.И. пояснила, что Куклин Д.Б. в настоящее время проходит срочную военную службу; жилых помещений на праве собственности не имеет, жилым помещением по договору социального найма также не обеспечен; с ДД.ММ.ГГГГ истец находился под патронажем в ее семье и проживал без регистрации по <адрес>; после окончания патронажа истец остался также проживать у нее до получения своего жилого помещения; о наличии комнаты <адрес>, находившейся в собственности ФИО2, истец ничего не знал; с заявлением о принятии наследства, о восстановлении срока для принятия наследства истец не обращался, в права наследования на данную комнату не вступал. Ответчики о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.90, 95, 96), в судебное заседание представителей не направили; администрация г. Перми заявила письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя (л.д. 97). Из возражений Правительства Пермского края, представленных суду ранее следует, что иск не признает в части размера, требуемого истцом жилого помещения - 33 кв.м.; Закон Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» не применим, так как жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда; указанная норма в 33 кв.м. установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство социального развития Пермского края, и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма; жилое помещение должно быть предоставлено из муниципального фонда по договору социального найма исходя из норм предоставления жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе; предоставление Куклину Д.Б. жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств (л.д.46-49). Администрация г. Перми также в письменном отзыве иск не признает, надлежащим ответчиком по делу считает Правительство Пермского края, которое в силу ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края № 255-ПК является уполномоченным лицом по предоставлению жилых помещений по договору социального найма в размере 33 кв.м.; кроме того, считает требования истца о предоставлении жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. неисполнимыми, поскольку в соответствии с п.8 Постановления Правительства Пермского края № 16-п от 10.08.2006 г., стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья; истцу должно быть предоставлено жилое помещение в пределах г. Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., исходя из нормы предоставления жилой площади, установленной Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103. (л.д. 77-78). Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Из материалов дела следует, что Куклин Д.Б. ДД.ММ.ГГГГ обратился к прокурору с просьбой в его интересах предъявить настоящий иск (л.д. 8). Следовательно, прокурор, исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Куклина Д.Б. В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года). На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц. Судом установлено, что истец родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, относится к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, так как его родители – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении сына, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, что объективно подтверждается копиями: паспорта на имя истца (л.д.23-24), свидетельства о рождении истца (л.д.18), свидетельства о смерти ФИО2 ( л.д.27), копией решения Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10). Кроме того, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на полном государственном обеспечении в Городском доме ребенка №; в период ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Санаторный детский дом №» г. Перми, проживал и был зарегистрирован по <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Санаторный детский дом №» г. Перми, проживал и был зарегистрирован по месту указанного образовательного учреждения <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия воспитывался в патронатной семье Шипициной Л.И.; постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под №; номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Куклин Д.Б. был зарегистрирован и проживал в общежитии <адрес> - по месту прохождения обучения в Профессиональном лицее №; в настоящее время проходит срочную военную службу. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями: справки ГУЗ «Краевой Специализированный дом Ребенка № для детей страдающих органическим поражением ЦНС с нарушением психики» г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), справки МОУД «Санаторный детский дом №» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), справки ГКООУ «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), сообщением Управления жилищных отношений администрации г. Перми, уведомлением администрации <адрес> и постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке истца на жилищный учет (л.д. 20, 25, 26), сообщением Управления жилищных отношений администрации г. Перми об очередности истца (л.д.33), сведениями о регистрации истца (л.д.32); объяснениями представителя истца – Шипициной Л.И., которые какими-либо доказательствами со стороны ответчиков не опровергнуты. Также суд установил, что на праве собственности истец и его мать - ФИО1 жилых помещений не имели и не имеют (л.д.28, 30, 34, 87); по сведениям нотариуса Пермского городского нотариального округа ФИО3 наследственные дела в отношении имущества ФИО2 не заводились (л.д.82). Кроме того, из пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что в права наследования истец не вступал, собственником комнаты <адрес>, принадлежавшей отцу Куклина Д.Б. – ФИО2 (л.д. 29), никогда не являлся и в указанное жилое помещения не вселялся. Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец, являясь лицом, относящимся к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, не имевший и не имеющий на праве собственности жилых помещений, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма также не обеспечен, в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении, и продолжает нуждаться в жилом помещении на день рассмотрения дела. Проживание истца в патронатной семье и регистрация в общежитии учебного заведения <адрес>, не свидетельствует об обеспеченности истца жилым помещением в установленном законом порядке. Следовательно, требование прокурора о предоставлении истцу жилого помещения является правомерным. Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из следующего. Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи. Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан. Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК. Следовательно, истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью 33 кв.м., поскольку семья истца состоит из одного человека. Поскольку суду не представлено доказательств того, что истец является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п, и, как следует из содержания искового заявлен истец выбрал способ защиты своего права путем предоставления жиле помещения, то размер площади жилого помещения, определенного Порядком утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется. Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено. Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края. В связи с тем, что расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация города Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств, то ссылка администрации города Перми о том, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Пермского края, судом не принимается. Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: иск прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах Куклина Д.Б. удовлетворить – возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предоставить Куклину Д.Б. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в границах города Перми. На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова)