О предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2741/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2012 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,

при секретаре Закировой А.Р.,

с участием представителя истца – прокурора Мотовилихинского района г. Перми – Ченцовой Ю.П.,

представителя истца – Короткиной С.В. – Серебренникова М.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах Короткиной С.В. к администрации города Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах Короткиной С.В. обратился в суд с иском к администрации города Перми и Правительству Пермского края, требуя возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Короткиной С.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте города Перми.

Свой иск прокурор обосновал тем, что в связи с обращением законного представителя Короткиной С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – КГАСУСОН «Пермский геронтопсихиатрический центр», прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми проведена проверка, в ходе которой установлено, что истец относится к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении дочери; умерла ДД.ММ.ГГГГ; сведения об отце в свидетельстве о рождении Короткиной С.В. записаны со слов матери; решением исполнительного комитета Мотовилихинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Короткина С.В. определена в дом ребенка; постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлена на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на полном государственном обеспечении и являлась воспитанницей ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ выбыла из указанного учреждения в связи с поступлением в ПУ <адрес>; решением Кировского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Короткина С.В. признана недееспособной; приказом ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми (далее по тексту – Управление) от ДД.ММ.ГГГГ над Короткиной С.В. установлена опека; исполнение обязанностей опекуна возложены на Управление; приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ данные обязанности возложены на КГАСУСОН «Пермский геронтопсихиатрический центр»; в настоящее время истец постоянно проживает и временно зарегистрирована в геронтопсихиатрическом центре <адрес>; жилых помещений на праве собственности в г. Перми не имела и не имеет; жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечена.

В судебном заседании представитель прокурора и представитель истца на иске настаивают, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, представитель истца пояснил, что Короткина С.В. является инвалидом детства и в установленном порядке признана недееспособной, при этом обслуживает себя полностью и имеет бытовые навыки; в настоящее время проживает и зарегистрирована в геронтологическом центре <адрес>, хотя и вправе проживать в отдельном жилом помещении.

Ответчики о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 33, 35, 38), в судебное заседание представителей не направили; заявили письменные ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей.

Из возражений Правительства Пермского края следует, что иск не признает в части размера, требуемого истцом жилого помещения - 33 кв.м.; Закон Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» не применим, так как в данном случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда; указанная норма в 33 кв.м. установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство социального развития Пермского края, и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма; предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе; предоставление жилого помещения Короткиной С.В. общей площадью не менее 33 кв.м. приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств; кроме того, одним из условий предоставления жилого помещения в соответствии с 159-ФЗ является окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, истец в настоящее время проживает ГКСУСОН «Пермский геронтопсихитрический центр», следовательно, право на предоставление жилого помещения у истца отсутствует (л.д. 39-43).

Администрация г. Перми также в письменном отзыве иск не признает, надлежащим ответчиком по делу считает Правительство Пермского края, которое в силу ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края № 255-ПК является уполномоченным лицом по предоставлению жилых помещений по договору социального найма; кроме того, указала, что с целью урегулирования спора мировым соглашением, в адрес истца направлено письменное уведомление о том, что на территории города Перми в ДД.ММ.ГГГГ реализуется пилотный проект «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», размер предоставляемой выплаты за счет средств бюджета Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ составляет <ххх> (л.д.46-48).

Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ законный представитель Короткиной С.В. обратился к прокурору с просьбой в интересах Короткиной С.В. предъявить настоящий иск (л.д. 6).

Следовательно, прокурор, исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Короткиной С.В.

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ).

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.

Судом установлено, что истец родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, относится к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении дочери; умерла ДД.ММ.ГГГГ; сведения об отце в свидетельстве о рождении Короткиной С.В. записаны со слов матери, что объективно подтверждается копиями: паспорта на имя истца (л.д.25, 26), свидетельства о рождении истца (л.д.26), справки о рождении истца (л.д. 8), свидетельства о смерти ФИО1(л.д.15), решения Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-14).

Кроме того, судом установлено, что решением исполнительного комитета Мотовилихинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Короткина С.В. определена в дом ребенка; постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлена на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на полном государственном обеспечении и являлась воспитанницей ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ выбыла из указанного учреждения в связи с поступлением в ПУ <адрес>; решением Кировского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Короткина С.В. признана недееспособной; приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ над Короткиной С.В. установлена опека; исполнение обязанностей опекуна возложены на КГАСУСОН «Пермский геронтопсихиатрический центр», согласно приказу Управления от ДД.ММ.ГГГГ ; в настоящее время истец постоянно проживает и зарегистрирована в геронтопсихиатрическом центре <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями: решения Исполнительного комитета Мотовилихинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ об устройстве истца в дом ребенка (л.д.9), приказа и справки ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» <адрес> (л.д. 16,17), решения Кировского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19), приказов Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об установлении опеки в отношении истца и помещении истца в специализированное учреждение (л.д.20, 22, 24), справки Управления жилищный отношений об очередности истца (л.д.52), объяснениями представителя истца – Серебренникова М.В., которые какими-либо доказательствами со стороны ответчиков не опровергнуты.

Также суд установил, что на праве собственности истец и ее мать ФИО1 жилых помещений не имели и не имеют (л.д.28-30, 63,64).

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец, являясь лицом, относящимся к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, не имевшая и не имеющая на праве собственности жилых помещений, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма также не обеспечена, в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении, и продолжает нуждаться в жилом помещении на день рассмотрения дела.

Проживание истца с регистрацией ее в специализированном учреждении <адрес>, не свидетельствует об обеспеченности истца жилым помещением в установленном законом порядке – по договору социального найма, как предусмотрено Федеральным законом № 159-ФЗ.

Следовательно, требование прокурора о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма является правомерным.

Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из следующего.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.

Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.

Следовательно, истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью 33 кв.м., так как семья истца состоит из одного человека.

Поскольку суду не представлено доказательств того, что истец является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п, и, как следует из содержания искового заявлен истец выбрал способ защиты своего права путем предоставления жиле помещения, то размер площади жилого помещения, определенного Порядком утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется.

Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено.

Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.

В связи с тем, что расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация города Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств, то ссылка администрации города Перми о том, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Пермского края, судом не принимается.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах Короткиной С.В. удовлетворить –

возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предоставить Короткиной С.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в границах города Перми.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова)