о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-3166/12

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2012 года, г. Пермь,

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,

при секретаре Борисовой О.О., с участием:

старшего помощника прокурора Ленинского района г. Перми Колотовой Л.А., на основании служебного удостоверения, и поручения прокурора Пермского края /л.л.91/,

истца Денисова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах Денисова С.Н. к Администрации города Перми и Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

У с т а н о в и л:

Прокурор Дзержинского района г. Перми обратился в суд с иском, в интересах Денисова С.Н. к Администрации г. Перми и Правительству Пермского края, о предоставлении жилого помещения, просит: возложить обязанность на Администрацию г. Перми за счет средств, выделенных на эти цели Правительством Пермского края, предоставить истцу, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, не менее 33 кв.м. общей площади, в черте г. Перми.

В обоснование иска прокурор указывает, что Денисов С.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная категория граждан обеспечивается жильем за счет средств бюджета Пермского края, однако Денисов С.Н., в нарушение требований действующего законодательства, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц привлечены: Министерство финансов Пермского края, Управление жилищных отношений Администрации г. Перми, Министерство социального развития Пермского края, Министерство ЖКХ Пермского края /л.д.1/.

Представитель прокуратуры в судебном заседании на иске настаивала, пояснила, что Денисов С.Н., как лицо из числа детей оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края во внеочередном порядке.

Истец Денисов С.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что жилья в собственности не имеет, ранее проживал у друзей по адресу: <адрес>. В настоящее время проживает у знакомой ФИО2 по адресу: <адрес>, однако никаких прав на данное жилое помещение не имеет.

Представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом /л.д.28-34/.

Ответчиком - Правительством Пермского края - представлены возражения на иск /л.д.77-81/, в которых указано, что в материалах дела отсутствует постановление органа местного самоуправления, на основании которого Денисов С.Н. поставлен на учет, отсутствуют документы, подтверждающие факт отсутствия у матери Денисова С.Н. жилых помещений на праве собственности или пользования. Требования о размере площади предоставляемого помещения явно завышены, площадь должна быть не более 15 кв.м. На основании изложенного, просит в иске отказать.

Представителем третьего лица Министерства Финансов Пермского края, представлен отзыв относительно иска /л.д.85-86/, согласно которому, Министерство Финансов Пермского края в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, является участником бюджетного процесса и осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, в число которых финансирование, приобретение, строительство или реконструкция жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит, указанные полномочия относятся к полномочиям других органов государственной власти, полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация г. Перми.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края представлен письменный отзыв относительно иска /л.д.71-74/, согласно которому Министерство с иском, в части возложения обязанности на Правительство Пермского края осуществить финансирование приобретения жилья для истца, не согласно по тем основаниям, что на эти цели Администрации города Перми выделяются средства субсидий на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот.

Третьим лицом Министерством социального развития Пермского края представлен отзыв на иск /л.д.83/, в котором просит в иске отказать по основаниям, изложенным в возражениях на иск Правительства Пермского края.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО2 пояснила, что знакома с Денисовым С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ В начале ДД.ММ.ГГГГ Денисов С.Н. начал проживать с ней (свидетелем) в доме, расположенном по адресу: <адрес>. Данный дом является двухэтажным и принадлежит на праве собственности её (ФИО2) отцу – ФИО3, при этом отец проживает на первом этаже, а она (ФИО2) с Денисовым С.Н. – на втором. ФИО3 не знает, что Денисов С.Н. проживает в указанном доме, никаких прав на данное жилое помещение истец не имеет.

Заслушав прокурора, истца и свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора в интересах Денисова С.Н., обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).

Согласно ст. 5 названного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Как установлено судом, Денисов С.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители - мать ФИО1, решением Дзержинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав; отец указан со слов матери. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении /л.д.7/, паспортом /л.д.9-10/, справкой /л.д.11,42/, решением Дзержинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.13,65-66/.

На основании постановления Главы администрации Дзержинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.12,62/ Денисов С.Н. направлен в МОУ «Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии г. Перми», после ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником ГКОУ «Детский дом-школа VIII вида» г. Перми, находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается заявлениями /л.д.15,16/, справками /л.д.19/.

На основании постановления администрации Орджоникидзевского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.63/ за Денисовым С.Н. была закреплена жилплощадь по адресу: <адрес> общ., комната . В связи с тем, что данная жилплощадь была закреплена за Денисовым С.Н. необоснованно /л.д.49,51-57,59/, постановлением Администрации Орджоникидзевского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.50/ постановление администрации Орджоникидзевского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу.

На основании заявления директора МОУ «Детский дом » г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.15/, Денисов С.Н., постановлением Главы Администрации Дзержинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ , поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.14,60/, материалами учетного дела Управления жилищных отношений администрации города Перми /л.д.40-66/.

Как следует из паспорта гражданина РФ /л.д.9-10/, пояснений истца, показаний свидетеля ФИО2, Денисов С.Н. по месту жительства нигде не зарегистрирован, проживает у знакомой ФИО2 по адресу: <адрес>.

Согласно сообщений ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» /л.д.18,23,58/ Денисов С.Н. и ФИО1 не имеют в г. Перми квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих им на праве собственности, в приватизации жилья не участвовали.

Как следует из уведомлений УФСГРКиК по Пермскому краю /л.д.17,22,64,68,69/ сведения о правах Денисова С.Н. и Денисовой М.В. на объекты недвижимого имущества в ЕГРПН отсутствуют.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что Денисов С.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако, не был обеспечен жилой площадью, соответственно истец, имеет право на предоставление ему жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма.

Те обстоятельства, что истец – Денисов С.Н. проживает по адресу: <адрес>, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку в судебном заседании установлено, что данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО3, при этом истец проживает в указанном доме без согласия собственника жилого помещения, соответственно никаких прав на данное жилое помещение Денисов С.Н., не имеет.

Суд считает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на Администрацию г. Перми за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, поскольку в соответствии со ст. 8 закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансирование мер по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет бюджета Пермского края, в силу положений Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», государственные полномочия по обеспечению детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, в т.ч. органам местного самоуправления города Перми.

Решая вопрос о возложении обязанности по предоставлении истцу жилья на Администрацию г. Перми, суд также учитывает, что п. 14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). В собственности муниципального образования город Пермь может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Пермь, в случаях, установленных федеральными законами и законами Пермской области (п.п. 2 п. 1 ст.18 Устава города Перми).

Решая вопрос о размере жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из того, что пунктом 2 решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м – для одиноких граждан, 42 кв.м. – на семью из двух человек, 18 кв.м. - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.

Согласно п. 9 ст. 1 названного закона, его действие распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, таким образом, суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.

Кроме того, суд учитывает также, что из преамбулы Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК следует, что он регулирует права и обязанности, вытекающие из реализации отдельными категориями граждан льгот и дополнительных (по сравнению с остальными лицами) гарантий. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, перечислены в числе других категорий граждан, на которых распространяется данный закон (п.9 ч.1 ст.1, п.2 ст.9 Закона). Размер площади предоставляемого жилого помещения определен п.3 ст.9 указанного Закона, при этом норма не содержит каких-либо исключений применительно к категории граждан, на которых рассчитано применение настоящего закона.

Таким образом, Денисову С.Н. должно быть предоставлено жилое помещение не менее 33 кв.м. общей площади.

Учитывая положения п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что предоставление истцу жилого помещения должно быть произведено во внеочередном порядке.

С учётом изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора в интересах Денисова С.Н. к Администрации города Перми и Правительству Пермского края, о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению, следует: возложить на Администрацию города Перми обязанность предоставить во внеочередном порядке Денисову С.Н., ДД.ММ.ГГГГр. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте <адрес>, исполнение данной обязанности осуществить за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-236 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах Денисова С.Н. к Администрации города Перми и Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Перми обязанность предоставить во внеочередном порядке Денисову С.Н., ДД.ММ.ГГГГр. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Перми, исполнение данной обязанности осуществить за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в Ленинский районный суд г. Перми в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: