Дело № 2-3629/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 августа 2012 года, город Пермь, Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Егорова Д.С., при секретаре Лотоцкой М.Ю., с участием: представителя прокуратуры Ленинского района г. Перми Колотовой Л.А., на основании служебного удостоверения, представителя заявителя Михайлова М.С., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Пермского края Любарской Т.В., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению доверенного лица кандидата в Президенты Российской Федерации Зюганова Г.А. – Гребенюка В.А., об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Пермского края, заинтересованные лица: Избирательная комиссия Пермского края, Зюганов Г.А., Путин в.в., У с т а н о в и л: Доверенное лицо кандидата в Президенты РФ Зюганова Г.А. – Гребенюк В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти, просит признать незаконным нарушающее избирательные права кандидата в Президенты РФ Зюганова Г.А. бездействие Избирательной комиссии Пермского края, выразившегося в не рассмотрении в установленный законом срок заявления о незаконной агитации в период избирательной компании по выборам Президента РФ, а также в непринятии мер по пресечению незаконной агитации. Свои требования заявитель обосновывает тем, что, являясь доверенным лицом кандидата в Президенты РФ Зюганова Г.А., обратился в Избирательную комиссию Пермского края по факту незаконной агитации, выразившейся в распространении в городе Перми агитационных печатных материалов с нарушением положений п. 2 ст. 54 федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ № 67-ФЗ). В последствии, при рассмотрении названного обращения на рабочей группе Избирательной комиссии Пермского края, он (заявитель) также указывал, что при размещении баннера, были допущены нарушения положений п. 10 ст. 54 ФЗ № 67-ФЗ. Заявитель, ссылаясь на положения п. 8 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ, а также на положения п. 8 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ в их системе с п. 4 ст. 12 федерального закона от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ № 19-ФЗ), полагает, что Избирательная комиссия Пермского края, в срок не позднее пяти дней с момента поступления его обращения, должна была принять необходимые меры, в т.ч. обратиться в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных материалов. Вместе с тем, Избирательной комиссией Пермского края вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому срок рассмотрения его (заявителя) обращения был продлен на пять дней, в связи с необходимостью получения дополнительных сведений из ЦИК РФ и Департамента имущественных отношений администрации города Перми. С учетом того, что, агитационные материалы были размещены с нарушением п. 2 и п. 10 ст. 54 ФЗ № 67-ФЗ, заявитель считает, что вне зависимости от содержания ответов на запросы в ЦИК РФ и Департамент имущественных отношений администрации города Перми, Избирательная комиссия Пермского края была обязана принять необходимые меры, предусмотренные п. 8 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ, однако таких мер в установленные сроки рассмотрения обращения не приняла, что свидетельствует о ее незаконном бездействии, выразившемся в не рассмотрении обращения в установленный законом срок и в непринятии мер по предотвращению (по смыслу заявления – пресечению) распространения незаконной агитации. В судебном заседании представитель Гребенюка В.А. - Михайлов С.С., доводы и требования заявителя поддержал, пояснил, что о бездействии Избирательной комиссии Пермского края свидетельствует тот факт, что при наличии информации о явной незаконной агитации, изложенной в заявлении Гребенюка В.А., а также поступившей из правоохранительных органов, комиссия, в нарушение п. 8 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ, незамедлительно не направила в адрес правоохранительных органов представление об изъятии незаконных агитационных материалов и пресечении незаконной агитации. Такое бездействие комиссии, а также факты нахождения незаконных агитационных в общественных местах, нарушило право кандидата в Президенты РФ Зюганова Г.А. на проведение агитационной компании в равных условиях с другими кандидатами в Президенты РФ. Представитель Избирательной комиссии Пермского края Любарская Т.В., с заявленными требованиями не согласна, пояснила, что заявление доверенного лица кандидаты в Президенты РФ Зюганова В.А. - Гребенюка В.А. поступило в комиссию ДД.ММ.ГГГГ и было рассмотрено в присутствии заявителя ДД.ММ.ГГГГ, решением комиссии срок рассмотрения заявления был продлен в соответствии с требованиями законодательства. ДД.ММ.ГГГГ для проверки сведений изложенных в обращении Гребенюка В.А., установления лиц, разместивших баннер и плакаты, были направлены запросы в Центральную избирательную комиссию РФ и в Департамент имущественных отношений администрации города Перми. ДД.ММ.ГГГГ комиссией принято решение о поручении члену комиссии уполномоченному на составление протоколов об административном правонарушении провести административное расследование по признакам административного правонарушения предусмотренного ст. 5.12 КоАП РФ. По результатам расследования, ДД.ММ.ГГГГ членом Избирательной комиссии Пермского края вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – отсутствие события административного правонарушения. Полагает, что обращение Гребенюка В.А. было рассмотрено в установленном законом порядке и сроки, оснований для принятия мер направленных на изъятие баннера и плакатов, а также на пресечение действий по их распространению, не имелось, поскольку факта незаконной агитации, в т.ч. нарушения требований п.п. 2-6, 8 и 10 ФЗ № 67-ФЗ, установлено не было, баннер и плакаты незаконными агитационными материалами ни Избирательной комиссией Пермского края, ни Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, не признавались. Избирательной комиссией Пермского края представлены письменные возражения относительно заявления Гребенюка В.А. /л.д.133-135/, аналогичного содержания. В своем заключении прокурор Колотова Л.А. полагает, что оснований для признания деятельности Избирательной комиссии Пермского края незаконной и нарушающей избирательные права кандидата в Президенты РФ Зюганова Г.А., не имеется, поскольку обращение его доверенного лица - Гребенюка В.А. было рассмотрено в установленном законом порядке и сроки, нарушения положений ФЗ № 67-ФЗ и ФЗ № 19-ФЗ, в деятельности Избирательной комиссии Пермского края не имеется, поэтому в удовлетворении заявления Гребенюка В.А. следует отказать. Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, материалы по жалобам на постановление по делу об административном правонарушении № и №, находящиеся в производстве Ленинского районного суда г. Перми, дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ, по факту размещения баннера и плакатов с надписями «Спортсмены Прикамья за Путина», рассмотренное ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссией Пермского края, суд приходит к выводу о том, что заявленные Гребенюк В.А. является необоснованным и удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям В соответствии с п. 4 ст. 20 ФЗ № 67-ФЗ, комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения. Согласно п. 4 ст. 12 ФЗ № 19-ФЗ, избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении содержатся факты нарушения кандидатом, политической партией настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов, то кандидат, политическая партия или их уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения. Кандидат или его уполномоченный представитель. уполномоченные представители политической партии вправе давать объяснения по существу обращения. В случае нарушения кандидатом, политической партией настоящего Федерального закона избирательная комиссия вправе вынести этому кандидату, этой политической партии предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом. Как установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ Гребенюк В.А. является доверенным лицом кандидата на должность Президента РФ Зюганова Г.А. при проведении выборов Президента Российской Федерации, назначенных Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, на ДД.ММ.ГГГГ /л.д.9/, его (Гребенюка В.А.) статус, в связи с рассмотрением настоящего гражданского дела, в силу положений п. 4 ст. 43 ФЗ № 67-ФЗ, не прекращен. ДД.ММ.ГГГГ Гребенюк В.А. обратился в Избирательную комиссию Пермского края с заявлением /л.д.7/, в котором просил принять меры к установлению распространителей и заказчиков печатных материалов, расположенных на фасаде здания на перекрестке <адрес>, принять меры к изъятию незаконных агитационных материалов, а также возбудить производства по делу об административном правонарушении. Заявление Гребенюка В.А. было рассмотрено Избирательной комиссией Пермского края ДД.ММ.ГГГГ /л.д.16-22/, по результатам рассмотрения вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № /л.д.23/, о продлении срока рассмотрения заявления Гребенюка В.А. и других лиц на пять дней, и о направлении запросов о предоставлении информации в ЦИК России и в Департамент имущественных отношений администрации города Перми. ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссией Пермского края, в рамках рассмотрения заявления Гребенюка В.А., и в соответствии с постановлением той же комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, направлены запросы о предоставлении информации в ЦИК России и в Департамент имущественных отношений администрации города Перми. ДД.ММ.ГГГГ обращение Гребенюка В.А., а также поступившие в рамках производства по нему материалы, были повторно рассмотрены Избирательной комиссией Пермского края. По результатам рассмотрения было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № /л.д.27/. о поручении члену комиссии уполномоченному на составление протоколов об административном правонарушении Алаеву И.Ю. провести административное расследование по фактам размещения печатных материалов. ДД.ММ.ГГГГ определением члена Избирательной комиссии Пермского края уполномоченного на составление протоколов об административном правонарушении Алаева И.Ю. /л.д.30/, по фактам изложенным в заявлениях Гребенюка В.А. и других лиц, было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ, производство по которому, в последствии, постановлением того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – за отсутствием события административного правонарушения. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, о том, что со стороны Избирательной комиссии Пермского края не было допущено бездействия выразившегося в нарушении установленных законом сроков рассмотрения обращения доверенного лица кандидата на должность Президента РФ Зюганова Г.А. – Гребенюка В.А. от ДД.ММ.ГГГГ о нарушениях избирательного законодательства, поскольку, как следует из исследованных по делу доказательств, обращение было первично рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на третий день с момента поступления, повторное его рассмотрение имело место ДД.ММ.ГГГГ, т.е., в течение срока, на который рассмотрение обращения было продлено. При названных обстоятельствах, Избирательная комиссия Пермского края действовала в пределах сроков рассмотрения обращения доверенного лица кандидата, установленных п. 4 ст. 20 ФЗ № 67-ФЗ и п. 4 ст. 12 ФЗ № 19-ФЗ, оснований полагать о незаконном бездействии Избирательной комиссии Пермского края, не имеется, доводы заявителя в данной части следует признать необоснованными. Также суд находит необоснованными доводы заявителя о незаконном бездействии Избирательной комиссии Пермского края выразившемся в том, что ею, в нарушение положений п. 8 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ, не приняты меры по немедленному изъятию незаконных агитационных материалов, в т.ч. по снятию баннера и плакатов, а также не пресечено распространение плакатов на территории города Перми. В соответствии с п.п. «б» п. 2 ст. 48 ФЗ № 67-ФЗ, предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона). В соответствии с п. 1 ст. 55 ФЗ № 19-ФЗ, экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут распространяться эти материалы. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы. В силу ч. 3 ст. 196, ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным требованиям, однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Разрешая дело в пределах предмета заявленных требований, суд не находит оснований признать деятельность Избирательной комиссии Пермского края при рассмотрении обращения Гребенюка В.А. о незаконной агитации, нарушающей положения п. 8 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ, поскольку обязанность незамедлительного принятия мер по пресечению незаконной агитации, установленная названной правовой нормой, возложена на избирательную комиссию только в случае выявления фактов распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований п.п. 2-6, 8 и 10 ст. 54 ФЗ № 67-ФЗ, вместе с тем, печатные материалы (баннер и плакаты), которые, по мнению заявителя, являлись незаконной агитацией, сами по себе ни Избирательной комиссией Пермского края, ни иными государственными органами, в т.ч. судом, незаконной агитацией не признавались, в т.ч. не были признаны таковой по результатам проведенного административного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ. Как установлено судом, Избирательная комиссия Пермского края, при рассмотрении заявления Гребенюка В.А. от ДД.ММ.ГГГГ, факты нахождения баннера и плаката в общественных местах, незаконной агитацией не признавала, в последствии, по результатам административного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении, уполномоченным должностным лицом комиссии было принято решение о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ, соответствующее постановление от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу. При названных обстоятельствах, оснований для направления в правоохранительные органы представления об изъятии баннера и плакатов, а также пресечения распространения плакатов на территории города Перми, у Избирательной комиссии Пермского края ни при первичном рассмотрении обращения Гребенюка В.А., ни в последствии, не имелось. При рассмотрении дела суд также находит заслуживающими внимания доводы представителя Избирательной комиссии Пермского края о том, что печатные материалы (банер и плакат), размещенные на перекрестке <адрес>, а также в здании по адресу <адрес>, в комиссию не представлялись, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ комиссией был направлен соответствующий запрос в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с приложением изображения названных печатных материалов, в последствии, при реализации контрольных полномочий предусмотренных п.п. «а» п. 9 ст. 21 ФЗ № 67-ФЗ, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не выявляла в деятельности Избирательной комиссии Пермского края фактов нарушения избирательных прав граждан при рассмотрении заявлений и сообщений о размещении баннера и плаката с надписями «Спортсмены Прикамья за Путина», в т.ч. фактов нарушения избирательных прав кандидатов в Президенты РФ, выразившихся в непринятии мер по пресечению незаконной агитации. С учетом изложенного, а также того, что доводы заявителя о нарушающем избирательные права бездействии Избирательной комиссии Пермского края при рассмотрении обращения доверенного лица в Президенты РФ Зюганова Г.А. – Гребенюка В.А., в судебном заседании не нашли своего подтверждения, каких либо иных оснований для признания заявления Гребенюка В.А. обоснованным, заявителем и его представителем не названо, судом не установлено, в удовлетворении заявления Гребенюка В.А., о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Пермского края, следует отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194-199, 258, 261 ГПК РФ, суд В удовлетворении заявления доверенного лица кандидата в Президенты Российской Федерации Зюганова Г.А. – Гребенюка В.А., об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Пермского края, отказать в полном объеме. Решение в течение месяца с момента его составления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми. < >