О признании нормативного правового акта недействующим в части



Дело № 2-2205/12 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2012 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,

при секретаре Алексеевой О.А.,

с участием представителя Прокурора г.Перми Леушиной Е.М., действующей на основании удостоверения,

представителя заинтересованного лица – Пермской городской Думы Шляхтина П.С., действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица – администрации г.Перми и Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми Серебрянской А.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по заявлению Пермского межрайонного природоохранного прокурора о признании нормативного правового акта Пермской городской Думы недействующим в части, суд

установил:

Прокурор г.Перми обратился в Ленинский районный суд г.Перми об оспаривании части нормативного правового акта Пермской городской Думы.

Просит суд признать противоречащими закону, недействующими пункты 2.2, 5.2 в части слов «не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником)» Порядка рассмотрения уведомления и согласования условий при проведении публичного мероприятия на территории города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 28.08.2007 года № 198, а также пункт 4 Норм предельной заполняемости территории в местах наиболее частого проведения публичных мероприятий в г.Перми, утвержденных этим же решением Пермской городской Думы.

В обоснование заявленных требований указано, что решением Пермской городской Думы от 28.087.20076 года № 198 (в редакции от 26.08.2008 года) утверждены Порядок рассмотрения, уведомления и согласования условий при проведении публичного мероприятия на территории города Перми (далее по тексту – Порядок), Нормы предельной заполняемости территории в местах наиболее частого проведения публичного мероприятия в городе Перми (далее по тексту – Нормы заполняемости территории). Данное решение и дальнейшие изменения, внепесенные решениями Пермского городской Думы от 26.02.2008 года № 53, 26.08.2008 года № 272, опубликованы в Официальном бюллетене органа местного самоуправления муниципального образования город Пермь от 11.09.2007 года № 66, от 07.03.2008 года № 16, от 05.09.2008 года № 65.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ), законодательство Российской Федерации включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации вправе принимать и издавать акты в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом. Органы местного самоуправления правом регулировать правоотношения в названной сфере не наделены. Во исполнение ч. 2 ст. 47 ФЗ № 54-ФЗ законом Пермской области от 10.10.2005 года № 2538-560 определен порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (далее закон Пермской области №2538-560). Федеральным законом № 54-ФЗ, Законом Пермской области № 2538-560 органам местного самоуправления не предоставлено право определять порядок, сроки подачи уведомления о проведении публичных мероприятий, сроки и порядок согласования условий их проведения. В нарушение изложенного, в пунктах 2.2, 5.2 Порядка, устанавливают срок для подачи уведомления о проведении публичных мероприятий; срок, в течение которого организатор информирует уполномоченный орган о принятии либо о непринятии предложений об изменении времени и (или) мета проведения публичного мероприятия. Данные пункты Порядка не дублируют нормы Федерального закона № 54-ФЗ, и (или) Закона Пермской области № 2538-560, а фактически устанавливают новое правовое регулирования, в связи с чем противоречат законодательству, так как приняты с превышением полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ № 54-ФЗ, публичные мероприятия могут проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения здания и сооружения или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. Согласно п. 7 ч. 4 ст. 5 ФЗ № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан обеспечить соблюдение установленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной наполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия. Пунктом 4 Норм заполняемости территории фактически установлен запрет на проведение публичных мероприятий на земельных участках, расположенных в районе зданий <адрес>, <адрес>, где расположены Пермская городская Дума и администрация г.Перми, поскольку нормы предельной заполняемости на данных земельных участках установлены – 0 человек. К местам, определенным в части 2 статьи 8 ФЗ № 54-ФЗ, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, указанные земельные участки с учетом расположения на них зданий, занимаемых органами местного самоуправления, не относятся. Запрет на проведение публичного мероприятия местах нарушает закрепленное в ст. 31 Конституции РФ право граждан на свободное выражение и формирование мнений, выражение требования по различным вопросам политической, экономической и социальной и культурной жизни страны, в том числе вопросам, разрешаемым на уровне местного самоуправления, путем проведения митингов, пикетов и других мероприятий.

В судебном заседании представитель Прокурора г.Перми на удовлетворения заявления настаивал.

Представитель заинтересованного лица – Пермской городской Думы в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении не признал, считает заявление не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление (л.д. 40-42). Настаивает, что пункты 2.2. и 5.2 Порядка воспроизводят нормы ч. 1 ст. 7 ФЗ от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ч. 1 ст. 4 Закона Пермской области от 10.10.2005 года № 2538-560 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» и нормы п. 2 ч. 4 ст. 5, ч. 3 ст. 7 Указанных Законов соответственно. Воспроизведение в муниципальных правовых актах норм федеральных и краевых нормативных правовых актов не противоречит законодательству. Довод прокурора г.Перми, что установлением в п. 4 Норма предельной наполняемости территории, равной 0 в местах, расположенных в районе зданий <адрес> и <адрес>, где расположены Пермская городская Дума и администрация г.Перми, существенно нарушаются конституционные права граждан, считает необоснованным в силу следующего. В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ № 54-ФЗ при проведении собрания, пикетирования одним участником не требуется обязательного уведомления проведения публичного мероприятия в орган местного самоуправления. Следовательно, нормы предельной заполняемости не распространяются на случаи проведения названных публичных мероприятий одним участником, поскольку один участник может находиться в любом месте и положения, запрещающие это в Решении отсутствуют. Решение устанавливает порядок работы аппарата Пермской городской Думы с уведомлениями граждан о проведении публичных мероприятий, проводимых в формах митингов, демонстраций, шествий, пикетировании группой лиц, а также Нормы предельной заполняемости территории для проведения публичных мероприятий в форме митингов, шествий, демонстраций, пикетирования группой лиц, которые устанавливаются на основании соответствия материалов (строительных норм и правил, расчетов), являющихся предметом рассуждения на комитете по местному самоуправлению, на заседании Пермской городской Думы. Указанные полномочия закреплено за Пермской городской Думы п. 7 ч. 4 ст. 5 ФЗ № 54-ФЗ. На основании изложенного следует, что установление Норм предельной наполняемости норм конкретной территории входит в компетенцию Пермской городской Думы и является целесообразным. Нормы предельной заполняемости территории для проведения публичных мероприятий в форме собраний и пикетирования, проводимых одним участником, Решением не установлены. Кроме этого, согласно п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 54-ФЗ, проведение публичных мероприятий форме шествий и демонстраций не предполагает присутствия в определенном и специально отведенном или приспособленном для этого месте. Установление нормы предельной заполняемости (0 человек) для земельных участков, указанных в п. 4 Нормы предельной заполняемости территории, не являются нарушением ст. 31 Конституции РФ. Таким образом, считает, что оспариваемые прокурором г.Перми части нормативно-правового акта полностью соответствуют действующему законодательству. Ссылаясь на положения ст.ст. 251-253 ГПК РФ в удовлетворении заявленных требований просит отказать в полном объеме.

Представитель администрации г.Перми и Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми в судебном заседании просит в удовлетворении заявления отказать по аналогичным основаниям.

Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со ст.13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Решением Пермской городской Думы от 28.08.2007 года № 198 утвержден Порядок рассмотрения уведомления и согласования условий при проведении публичного мероприятия на территории города Перми (далее по тексту – Порядок), которые урегулируют вопросы принятия и рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия, согласования условий проведения публичного мероприятия, информирования об условиях проведения публичного мероприятия, оказания органами городского самоуправления содействия организаторам при проведении публичных мероприятий, порядок взаимодействия органов городского самоуправления при приеме уведомления о проведении публичного мероприятия на территории города Перми, в том числе порядок согласования органами местного самоуправления условий проведения публичного мероприятия (п. 1.2).

Порядок носит нормативно-правовой характер и опубликованы в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь № 66 (66) от 11.09.2007 года.

На день рассмотрения дела судом Решение Пермской городской Думы от 28.08.2007 года № 198 действует в редакции решения Пермской городской Думы от 26.08.2008 N 272, которым внесены изменения в Решение Пермской городской Думы от 28.08.2007 года № 198, включая п. 4 Приложения № 2 к решению Пермской городской Думы от 28.08.2007 года – Нормы предельной заполняемости территории в местах наиболее частого проведения публичного мероприятия на территории города Перми.

Проанализировав доводы, изложенные в заявлении, пояснения представителя Прокуратуры г.Перми, возражения представителей заинтересованных лиц на соответствие действующему законодательству пунктов 2.2 и 5.2 в части слов «не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником)», суд приходит к выводу, что заявление о признании недействующими со дня постановления настоящего решения, как противоречащими закону, пунктов 2.2 и 5.2 (в оспариваемой части) Порядка рассмотрения уведомления и согласования условий при проведении публичного мероприятия на территории города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 28.08.2007 года № 198, не подлежит удовлетворению, поскольку доводы представителя истца о том, что орган местного самоуправления, устанавливая срок для подачи уведомлений о проведений публичного мероприятия в течение которого организатор информирует уполномоченный орган о принятии либо о непринятии предложения об изменении времени и (или) места проведения публичного мероприятия, фактически устанавливает новое правовое регулирование, что противоречит федеральному законодательству, так как урегулирование данного вопроса не относится к компетенции органа местного самоуправления, в суде не нашли своего подтверждения.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.

В соответствии со ст. 1, Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012 года, действующей на момент рассмотрения дела судом) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее по тексту – Закон), законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В статье 2 Закона приведены основные понятия, применяемые в законодательстве регламентирующем правоотношения, возникающие в реализации прав на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Так, уведомление о проведении публичного мероприятия – это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (п. 7 ч. 2 ст. 2 Закона).

Как установлено частью 2 статьи 7 Закона, порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение ч. 2 ст. 7 Федерального закона Законом Пермской области от 10.10.2005 года № 2538-560 (в ред. от 14.12.2007 года) «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» в соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлен Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в администрацию Пермской области или в органы местного самоуправления Пермской области.

При этом, как установлено п. 1 ч. 2 ст. 4 закона Пермской области, уведомление о проведении публичного мероприятия подается: в органы местного самоуправления муниципального района или городского округа - в случае проведения публичного мероприятия на территории соответствующего муниципального образования.

Пунктом 2.2 Порядка установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия представляется в письменной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

Первым днем считается день, следующий за днем подачи уведомления. Последним днем считается день, после которого остается 10 дней до проведения публичного мероприятия или 3 дня до проведения пикетирования группой лиц. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Проанализировав содержание п. 2.2 Порядка, суд приходит к выводу о том, что установление в Порядке вышеназванных сроков не противоречит действующему законодательству.

Так, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012 года, действующей на момент рассмотрения дела судом) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.

Устанавливая порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган местного самоуправления статьей 4 Закона Пермской области от 10.10.2005 года № 2538-560 (в ред. от 14.12.2007 года) «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган местного самоуправления, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия, в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

При проведении пикетирования группой лиц уведомление может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

Первым днем считается день, следующий за днем подачи уведомления. Последним днем считается день, после которого остается 10 дней до проведения публичного мероприятия или 3 дня до проведения пикетирования группой лиц. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Проанализировав содержание п. 2.2 Порядка в совокупности с изложенными выше нормами закона, суд приходит к выводу о том, что актом органа местного самоуправления, не установлен, а воспроизведен, установленный ч. 1 ст. 7 ФЗ от 19.06.2004 N 54-ФЗ и ч. 1 ст. 4 Закона Пермской области от 10.10.2005 года № 2538-560 срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в письменной форме - в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия; не позднее трех дней до дня проведения пикетирования группой лиц, а также воспроизведены разъяснения относительно начала и окончания течения указанного срока. Следовательно, иное, отличное от закрепленного в ч. 1 ст. 7 ФЗ от 19.06.2004 N 54-ФЗ и ч. 1 ст. 4 Закона Пермской области от 10.10.2005 года № 2538-560 правовое регулирование порядка подачи уведомления о проведении публичного мероприятия органом местного самоуправления не устанавливается, как ошибочно полагает заявитель. Таким образом, доводы истца о законотворческой деятельности органом местного самоуправления, выразившегося в установлении иных сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, что свидетельствует о принятии оспариваемого пункта с превышением пределов компетенции, в суде не нашли подтверждение.

Вывод суда основан тем, что в оспариваемом п. 2.2 Порядка воспроизведены положения действующего федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации.

По аналогичным основаниям суд считает не подлежащими удовлетворению требования Прокурора г.Перми о признания недействующим п. 5.2 Порядка рассмотрения уведомления и согласования условий при проведении публичного мероприятия на территории города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 28.08.2007 года № 198, в части слов «Не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником)».

Пунктом 5.2 вышеназванного Порядка установлено, что не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником), организатор публичного мероприятия информирует ОРОРС в письменной форме о принятии либо непринятии его предложений об изменении времени и(или) места проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012 года, действующей на момент рассмотрения дела судом) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан: не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Согласно ч. 1 и 3 ст. 7 Закона Пермской области от 10.10.2005 года № 2538-560 (в ред. от 14.12.2007 года) «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия», в процессе согласования условий проведения публичного мероприятия, в случае необходимости органы местного самоуправления направляют организатору публичного мероприятия письменное мотивированное предложение о переносе места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) организатор публичного мероприятия обязан информировать соответствующие органы местного самоуправления в письменной форме о принятии либо непринятии его предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Проанализировав содержание п. 5.2 Порядка в части слов «Не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником)» в совокупности с изложенными выше нормами закона, суд приходит к выводу о том, что актом органа местного самоуправления, не установлен, а воспроизведен, установленный ч. 4 ст. 5 ФЗ от 19.06.2004 N 54-ФЗ и ч. 3 ст. 7 Закона Пермской области от 10.10.2005 года № 2538-560 срок подачи информации в письменной форме о принятии и (или) непринятии предложения об изменении времени и места проведения публичного мероприятия, установленного для проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) - в срок не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия, указав, как и федеральном законодательстве, что такой срок не применяется к собраниям и пикетированию, проводимым одним участником. Следовательно, иное, отличное от закрепленного в ч. 4 ст. 5 ФЗ от 19.06.2004 N 54-ФЗ и ч. 3 ст. 7 Закона Пермской области от 10.10.2005 года № 2538-560 правовое регулирование срока информирования органа местного самоуправления о принятии и (или непринятии предложений об изменении времени и месте проведения публичного мероприятия, оспариваемым актом органом местного самоуправления не устанавливается, как ошибочно полагает заявитель. Таким образом, доводы истца о законотворческой деятельности органом местного самоуправления, выразившегося в установлении иного срока, что свидетельствует о принятии пункта в оспариваемой части с превышением пределов компетенции, в суде не нашли подтверждение.

Действительно, Федеральным законом № 54-ФЗ, законом Пермской области № 2538-560 органам местного самоуправления не представлено право определять порядок, сроки подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий, сроков и порядка согласования условий их проведения.

Вместе с тем, воспроизведение положений вышеуказанных законов в оспариваемом акте обусловлено объемом возложенных законом на орган местного самоуправления обязанностей по принятию и регистрации уведомлений о проведении публичных мероприятий, информированию о проведении публичного мероприятия компетентных органов и согласованию условий проведения публичного мероприятия. Редакция пунктов 2.2 и 5.2 (в оспариваемой части) соответствует целям и задачам законодательства, регламентирующего правоотношения граждан и государства при реализации прав, закрепленных в ст. 31 Конституции РФ.

Так, указание органом местного самоуправления сроков обусловлено пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона Пермской области, предусматривающим подачу уведомления о проведении публичного мероприятия непосредственно в органы местного самоуправления муниципального района или городского округа - в случае проведения публичного мероприятия на территории соответствующего муниципального образования. А в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Пермской области, в процессе согласования условий проведения публичного мероприятия, в случае необходимости именно органы местного самоуправления направляют организатору публичного мероприятия письменное мотивированное предложение о переносе места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Следовательно, в целях единообразного применения акта правоприменителями более разумным является указание в акте сроков, установленных федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации, чем формулирование отсылочных к иному законодательству пунктов.

Однако, суд считает, что установление п. 4 Норм предельной наполняемости территории в местах наиболее частого проведения публичных мероприятий в г.Перми, утвержденных этим же решением Пермской городской Думы предельной заполняемости земельных участков в количестве – 0 человек, противоречит федеральному законодательству.

Приложением № 2 к решению Пермской городской Думы от 28.08.2007 года № 198, утверждены Нормы предельной заполняемости территории в местах наиболее частотного проведения публичного мероприятия в городе Перми.

Ранее в редакции от 28.08.2007 года, п. 4 приложения № 2 была установлена предельная заполняемость на месте у пересечения <адрес> земельные участки: пешеходная часть около здания <адрес> – вдоль <адрес> по нечетной стороне – до 10 чел.; пешеходная часть около здания <адрес> – вдоль <адрес> по нечетной стороне – до 10 чел.

Решением Пермской городской Думы от 26.08.2008 года № 272 в решение Пермской городской Думы от 28.08.2007 N 198 "Об утверждении Порядка рассмотрения уведомления и согласования условий при проведении публичного мероприятия на территории города Перми" внесены изменения:

пункт 4 приложения N 2 к решению изложен в редакции:

"4. Места у пересечения <адрес>.

Земельные участки:

пешеходная часть около здания <адрес> - вдоль <адрес> по нечетной стороне - 0 чел.,

пешеходная часть около здания <адрес> - вдоль <адрес> по нечетной стороне - 0 чел.,

пешеходная часть около здания <адрес> - вдоль <адрес> по четной стороне - 0 чел.".

Решение Пермской городской думы опубликовано в "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", N 65, 05.09.2008 года.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (ч. 1).

2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; предполагаемое количество участников публичного мероприятия.

Частью 1, 2 и 3 ст. 2 Закона Пермской области № 2538-560 определено содержание уведомления о проведении публичного мероприятия, устанавливающее, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) должно содержать следующие сведения: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия (митинг, демонстрация, шествие, пикетирование); место проведения публичного мероприятия, маршруты (места) движения участников; предполагаемое количество участников публичного мероприятия и т.д.

Количество участников публичного мероприятия не должно превышать нормы предельной заполняемости территории (помещения), утвержденные органом местного самоуправления (ч. 3).

В соответствии с частями 3 и 4 ст. 5 Закона Пермской области № 2538-560 организатор публичного мероприятия имеет право: проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;

обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия; принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу;

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия в случае неисполнения им обязанностей, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия. Возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно частям 3 и 4 статьи 7 Закона Пермской области от 10.10.2005 года № 2538-560 в случае необходимости органы местного самоуправления направляют организатору публичного мероприятия письменное мотивированное предложение о переносе места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Организатор не вправе проводить публичное мероприятие, если в указанный в пункте 3 настоящей статьи срок от организатора публичного мероприятия не поступила информация о принятии мотивированных предложений об изменении места и (или) времени его проведения либо поступила информация о непринятии таких предложений.

Проанализировав пункт 4 Норм предельной наполняемости территории на соответствие вышеизложенным положениям закона, суд считает заслуживающими внимание Прокурора г.Перми о том, что оспариваемым пунктом приложения № 2 к Решению Пермской городской Думы от 28.08.2007 года № 198 фактически установлен запрет на проведение публичных мероприятий на земельных участках, расположенных в районе зданий <адрес>, <адрес>, где расположены Пермская городская Дума и администрация г.Перми, поскольку нормы предельной заполняемости на данных земельных участках установлены – 0 человек. Следовательно, установив норму заполняемости территории в 0 человек, орган местного самоуправления фактически исключил возможность проведения любого публичного мероприятия, требующего предварительного уведомления, на данных земельных участках. К данному выводу суд приходит по следующим основаниям.

Как следует из изложенных выше норм федерального законодательства с закона субъекта Российской Федерации, на организатора публичного мероприятия возложена обязанность указать в уведомлении о проведении публичного мероприятия время и место его проведения, а также предполагаемое количество участников публичного мероприятия. Учитывая, что организатор публичного мероприятия имеет право проводить публичное мероприятие лишь в местах, указанных в уведомлении, либо в ином месте по результатам согласования с органом местного самоуправления, а также организатор обязан соблюдать нормы предельной заполняемости территории в местах проведения публичного мероприятия, очевидно, что организаторы публичного мероприятия лишены возможности указать в качестве места проведения мероприятия данные территории, иное свидетельствует о том, на указанных земельных участках проведение каких-либо публичных мероприятий будет противоречить приложению № 2 Решения Пермской городской Думы от 28.08.2008 года № 198. В случае уведомления о проведении публичного мероприятия на данной территории является безусловным основанием для органа местного самоуправления для внесения предложения об изменении места проведения публичного мероприятия и в случае отказа от принятия предложения мероприятие проводится не может. Поскольку в уведомлении о публичном мероприятии должно быть указано количество участников публичного мероприятия, которое не должно превышать нормы предельной наполняемости территории (помещения), утвержденные органом местного самоуправления (ч. 3 ст. 2 Закона Пермской области № 2538-560), противоречит логике и здравому смыслу утверждения представителей заинтересованных лиц о том, что право на использование земельных участков <адрес> и <адрес> для проведения публичных мероприятий не ограничено оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку норма предельной заполянемости земельных участков установлена в 0 человек.

Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что установление в п. 4 нормы предельной наполняемости в 0 человек не препятствует проведению собрания и пикетирования одним участником для проведения которого не требуется обязательное уведомление о проведении данного публичного мероприятия в орган местного самоуправления, суд считает не имеющими правового значения для рассматриваемого спора.

Как установлено ч. 1 Порядка рассмотрения уведомления и согласования условий при проведении публичного мероприятия на территории города Перми, целью пего принятия является урегулирование вопросов принятия и рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия, согласования условий проведения публичного мероприятия, информирования об условиях проведения публичного мероприятия, оказания органами городского самоуправления содействия организаторам при проведении публичных мероприятий и т.д.

Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Закон Пермской области № 2538-560 также устанавливают порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в администрацию Пермской области или в органы местного самоуправления Пермской области.

Действительно к случаям, когда собрание и пикетирование проводимого одним участником закон не предъявляет требования предварительного уведомления органа местного самоуправления об его проведении, соответственно и установление норм предельной наполняемости территории для проведения собрания и пикетирования одним участником не предусмотрено законом.

Следовательно, принимая решение о включении земельных участков в перечень территорий наиболее частого проведения публичных мероприятий в городе Перми и устанавливая на них нормы предельной наполняемости, орган местного самоуправления определил территории, на которых могут проводиться любые публичные мероприятия, проведение которых требует предварительного уведомления о проведении публичного мероприятия.

При таких обстоятельствах установление нормы предельной наполняемости территории в 0 человек явно противоречит закону и существенно нарушает права граждан, поскольку в статье 2 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ не приведено понятие публичного мероприятия, число участников которого составляло бы 0 человек.

Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что вывод о норме заполняемости на данных земельных участков в 0 человек обусловлен требованиями п. 6.25 СНИП № 2.07.01-89 (л.д. 58-59), суд считает несостоятельными, поскольку на день рассмотрения заявления судом спорные земельные участки не исключены из перечня территорий – мест наиболее частого проведения публичных мероприятий, а установление предельной численности участников публичного мероприятия в 0 человек на земельном участке, включенном в число мест для проведения публичного мероприятия противоречит закону.

Таким образом, запрет на проведение публичных мероприятий, требующих предварительного уведомления орган местного самоуправления об их проведении на территориях, прилегающих к домам и <адрес>, существенно нарушает предусмотренное ст. 31 Конституции РФ право граждан на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны, для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных мнений, в том числе по вопросам, разрешаемых на уровне местного самоуправления, путем проведения митингов, демонстраций и других публичных мероприятий.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку понятие участник публичного мероприятия – 0 человек отсутствует в федеральном законодательстве, регламентирующем правоотношения, на управление и контроль которыми разработан Порядок, в отсутствии в нормативном правовом акте, имеющему большую юридическую силу такого понятия влечет противоречие его действующему федеральному законодательству. Поэтому, учитывая, что публичное мероприятие с количеством участников – 0 человек не поименовано в законе, установление такой численности участников публичного мероприятия, проведение которого возможно на земельных участках <адрес> и <адрес>, противоречит действующему законодательству.

Поскольку неконкретность формулировок, используемых в оспариваемом пункте Приложения № 2 к Решению Пермской городской Думы от 28.078.2007 года № 198 противоречит закону и влечет нарушение прав граждан, что выражается в запрете проводить какие-либо публичные мероприятия на земельных участках <адрес> и <адрес>, неисполнение которого влечет привлечение к административной ответственности.

При этом суд считает необходимым обратить внимание, что с внесением в статьею 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" части 1.1, исключительные полномочия предоставлены органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации по определению единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений и т.п. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, также устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, что является самостоятельным основаниям для признания установленного органом местного самоуправления п. 4 Норм заполняемости недействующим.

Поскольку нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся в течение длительного времени и на основании этого нормативного правового акта были реализованы права граждан и организаций, а также осуществлялись контрольные функции органом местного самоуправления (о чем свидетельствует судебная практика), суд считает, что пункт 4 Норм предельной заполняемости территории в местах наиболее частого проведения публичных мероприятий в городе Перми, утвержденных Решением пермской городской Думы от 28.08.2007 года № 198 следует признать недействующими со дня вступления в законную силу п. 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

Заявление Прокурора г.Перми о признании недействующим положений нормативного правового акта удовлетворить частично.

В удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 2.2, 5.2 в части слов «не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником)» Порядка рассмотрения уведомления согласования условий при проведении публичного мероприятия на территории города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 28.08.2007 года № 198 (в редакции Решения Пермской городской Думы от 26.08.2008 года № 272) – отказать.

Признать недействующим пункт 4 Норм предельной наполняемости территории в местах наиболее частого проведения публичных мероприятий в г.Перми, утвержденных утвержденного Решением Пермской городской Думы от 28.08.2007 года № 198 (в редакции Решения Пермской городской Думы от 26.08.2008 года № 272) со дня вступления в законную силу п. 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Решение суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми.

Председательствующий: Е.Г.Курнаева