О возложении обязанности по оснащению образовательного процесса



Дело № 2-3116/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2012 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Раевой А.С.,

с участием прокурора Журавлевой Н.В., действующей на основании удостоверения,

представителя ответчика Воскресенских В.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Перми к Краевому государственному автономному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Пермский базовый медицинский колледж» о возложении обязанности по оснащению образовательного процесса.

установил:

Прокурор Ленинского района г.Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному автономному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Пермский базовый медицинский колледж» о возложении обязанности по оснащению образовательного процесса для обучения граждан начальным знанием в области обороны и их подготовки по основам военной службы, оборудовании отдельного предметного кабинет:

- техническими средствами обучения: массогабаритными макетами 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова в количестве 2 штук,

- средствами индивидуальной защиты: общевойсковыми противогазами, общевойсковыми защитными комплектами, респираторами, приборами радиационной разведки, химической разведки,

- индивидуальными средствами медицинской защиты: аптечками, пакетами перевязочными, пакетами противохимическими индивидуальными, сумками и комплектами медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи,

- создать спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

В обоснование требований истец указал, что проверкой исполнения законодательства о воинской подготовке и воинской обязанности в КГАОУСПО «Пермский базовый медицинский колледж» (далее- Колледже), проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинского района г.Перми совместно со специалистами отдела военного комиссариата Пермского края по Свердловскому и Ленинскому районам г.Перми показала, что требования Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гл.3 п.11, гл.4 п.13, 14 совместного приказа Министра обороны РФ №96 и Министра образования и науки РФ №134 от 24.02.2010 г., в части исполнения обязательной подготовки граждан по основам военной службы, в Колледже надлежащим образом не исполняются. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п.14 гл.4 и в приложении №1 приказа Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010 г. в Колледже отсутствуют технические средства обучения, спортивный город с элементами полосы препятствий и медицинское имущество. Таким образом, ненадлежащее материально-техническое оснащение образовательного процесса препятствует надлежащему освоению несовершеннолетними обучающимися учебного материала. Кроме того, ненадлежащее материально-техническое оснащение образовательного процесса нарушает гарантированное ст.43 Конституции РФ право несовершеннолетних граждан на получение образования и может отрицательно отразиться на формировании должного чувства патриотизма и надлежащей военной подготовки несовершеннолетних, приведет к отсутствию положительной мотивации в дальнейшем к службе в вооруженных силах РФ.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал в соответствии с доводами, изложенными в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования прокурора не признал в полном объеме, не отрицал отсутствие указанного прокурором оборудования, суду пояснил, что Инструкция, на которую ссылается прокурор, требует создание и постоянного совершенства технической базы, не содержит конкретные сроки по ее созданию.

Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, подлежащие удовлетворению.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами (п.5 ст. 14).

Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)(п. 5.2).

В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы (п.7 ст. 14).

В соответствии с п.1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании» до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.

Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.

Постановлением Правительства РФ №1441 от 15.06.2009 г. утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, согласно которого подготовка граждан Российской Федерации к военной службе организуется в соответствии с Федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "Об образовании", настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами; подготовка граждан к военной службе предусматривает обязательную и добровольную подготовку; финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Приказ Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.

Инструкция определяет:

задачи обучения граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (далее именуются - образовательные учреждения) и учебных пунктах;

функции Минобрнауки России, Минобороны России, штабов военных округов и Балтийского флота (далее именуются - штабы военных округов (флота)), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, военных комиссариатов субъектов Российской Федерации (далее именуются - военных комиссариатов), органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, командиров соединений и воинских частей, а также руководителей образовательных учреждений, начальников учебных пунктов в части обеспечения организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы;

организацию обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах, в том числе порядок организации и проведения учебных сборов.

Согласно данной Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (п.13 Инструкции).

В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения <*>, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) (п.14 Инструкции).

Вместе с тем, в силу ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. Однако, к компетенции образовательного учреждения относятся …материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита; самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации.

При этом образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что колледж является образовательным учреждением, которое в силу указанного выше закона обязано осуществлять обучение и подготовку граждан начальным знаниям в области обороны.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинского района г.Перми совместно со специалистами отдела военного комиссариата Пермского края по Свердловскому и Ленинскому районам г.Перми проведена проверка соблюдения указанного выше законодательства, результаты которой показали, что ответчиком не исполняются требования Федерального закона от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», совместного приказа Министра обороны РФ №96 и Министра образования и науки РФ №134 от 24.02.2010 г. в части исполнения обязательной подготовки граждан по основам военной службы. Так, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований п.14 гл.4 и в приложении №1 приказа Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010 г. в колледже отсутствуют технические средства обучения, спортивный город с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы и медицинское имущество, средства индивидуальной защиты. Таким образом, ненадлежащее материально-техническое оснащение образовательного процесса препятствует надлежащему освоению несовершеннолетними обучающимися учебного материала.

Указанные выше обстоятельства установлены судом, представителем ответчика фактически не оспариваются.

Доводы представителя ответчика о том, что у колледжа отсутствует финансирование для организации материально-технического оснащения образовательного процесса в оспариваемой части суд считает несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства не освобождают ответчика от соблюдения требований закона при осуществлении образовательного процесса.

Законных оснований для освобождения ответчика от обязанности создать спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) ввиду отсутствия соответствующей территории суд также не находит.

Другие доводы представителя ответчика также не влияют на выводы суда, поскольку основаны на неверном толковании закона.

Таким образом, требования прокурора к ответчику подлежат удовлетворению в полном объеме, так как бесспорных доказательств соблюдения требований закона по организации материально-технического оснащения образовательного процесса для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы судом не установлено.

Кроме того, с ответчика в доход местного бюджета в силу ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при обращении с иском в суд был освобожден, в размере <ххх>.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Пермский базовый медицинский колледж» обязанность по оснащению образовательного процесса для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы:

- оборудовать отдельный предметный кабинет,

- техническими средствами обучения: массогабаритными макетами 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова в количестве 2 штук,

- средствами индивидуальной защиты: общевойсковыми противогазами, общевойсковыми защитными комплектами, респираторами, приборами радиационной разведки, химической разведки,

- индивидуальными средствами медицинской защиты: аптечками, пакетами перевязочными, пакетами противохимическими индивидуальными, сумками и комплектами медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи,

- создать спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Взыскать с Краевого государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Пермский базовый медицинский колледж» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <ххх>.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления его в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)