О возложении обязанности по оснащению образовательного процесса



Дело № 2-3113/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2012 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Раевой А.С.,

с участием прокурора Журавлевой Н.В., действующей на основании удостоверения,

представителя ответчика Кондратюк Н.В., действующего на основании приказа, устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Перми к Краевому государственному автономному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Пермский краевой колледж «Оникс» о возложении обязанности по оснащению образовательного процесса,

установил:

Прокурор Ленинского района г.Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному автономному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Пермский краевой колледж «Оникс» о возложении обязанности по оснащению образовательного процесса для обучения граждан начальным знанием в области обороны и их подготовки по основам военной службы, оборудовании отдельного предметного кабинета:

- техническими средствами обучения: массогабаритными макетами 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова в количестве 2 штук, средствами индивидуальной защиты: общевойсковыми противогазами, общевойсковыми защитными комплектами, респираторами, приборами радиационной разведки, химической разведки, индивидуальными средствами медицинской защиты: аптечками, пакетами перевязочными, пакетами противохимическими индивидуальными, сумками и комплектами медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи,

- создать спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

В обоснование требований прокурор указал, что проверка исполнения законодательства о воинской подготовке и воинской обязанности в КГАОУ «Пермский краевой колледж «Оникс», проведенная ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинского района г.Перми совместно со специалистами отдела военного комиссариата Пермского края по Свердловскому и Ленинскому районам г.Перми показала, что ответчиком не исполняются требования Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гл.3 п.11, гл.4 п.13, 14 совместного приказа Министра обороны РФ №96 и Министра образования и науки РФ №134 от 24.02.2010 г., в части исполнения обязательной подготовки граждан по основам военной службы. Так, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований п.14 гл.4 и в приложении №1 приказа Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010 г. в колледже отсутствуют технические средства обучения, спортивный город с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы и медицинское имущество. Таким образом, ненадлежащее материально-техническое оснащение образовательного процесса препятствует надлежащему освоению несовершеннолетними обучающимися учебного материала. Кроме того, ненадлежащее материально-техническое оснащение образовательного процесса нарушает гарантированное ст.43 Конституции РФ право несовершеннолетних граждан на получение образования и может отрицательно отразиться на формировании должного чувства патриотизма и надлежащей военной подготовки несовершеннолетних, приведет к отсутствию положительной мотивации в дальнейшем к службе в Вооруженных Силах РФ.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал в соответствии с доводами, изложенными в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании фактически исковые требования прокурора признал в полном объеме, не отрицал отсутствие указанного прокурором оборудования, суду пояснил, что им предпринимаются меры для устранения допущенных нарушений.

Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, подлежащие удовлетворению.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами (п.5 ст. 14).

Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)(п. 5.2).

В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы (п.7 ст. 14).

В соответствии с п.1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании» до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.

Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.

Постановлением Правительства РФ №1441 от 15.06.2009 г. утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, согласно которого подготовка граждан Российской Федерации к военной службе организуется в соответствии с Федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "Об образовании", настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами; подготовка граждан к военной службе предусматривает обязательную и добровольную подготовку; финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Приказ Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.

Инструкция определяет:

задачи обучения граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (далее именуются - образовательные учреждения) и учебных пунктах;

функции Минобрнауки России, Минобороны России, штабов военных округов и Балтийского флота (далее именуются - штабы военных округов (флота)), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, военных комиссариатов субъектов Российской Федерации (далее именуются - военных комиссариатов), органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, командиров соединений и воинских частей, а также руководителей образовательных учреждений, начальников учебных пунктов в части обеспечения организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы;

организацию обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах, в том числе порядок организации и проведения учебных сборов.

Согласно данной Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (п.13 Инструкции).

В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения <*>, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) (п.14 Инструкции).

Вместе с тем, в силу ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. Однако, к компетенции образовательного учреждения относятся …материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита; самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации.

При этом образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что КГАОУ «Пермский краевой колледж «Оникс» является образовательным учреждением, которое в силу указанного выше закона обязано осуществлять обучение и подготовку граждан начальным знаниям в области обороны.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинского района г.Перми совместно со специалистами отдела военного комиссариата Пермского края по Свердловскому и Ленинскому районам г.Перми проведена проверка соблюдения указанного выше законодательства, результаты которой показали, что ответчиком не исполняются требования Федерального закона от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», совместного приказа Министра обороны РФ №96 и Министра образования и науки РФ №134 от 24.02.2010 г. в части исполнения обязательной подготовки граждан по основам военной службы. Так, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований п.14 гл.4 и в приложении №1 приказа Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010 г. в колледже отсутствуют технические средства обучения, спортивный город с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы и медицинское имущество. Таким образом, ненадлежащее материально-техническое оснащение образовательного процесса препятствует надлежащему освоению несовершеннолетними обучающимися учебного материала.

Указанные выше обстоятельства установлены судом, представителем ответчика фактически не оспариваются.

Доводы представителя ответчика о том, что у колледжа отсутствует финансирование для организации материально-технического оснащения образовательного процесса в оспариваемой части суд считает несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства не освобождают ответчика от соблюдения требований закона при осуществлении образовательного процесса.

Суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что во исполнение требований закона образовательным учреждением приобретены противогазы, следовательно, в этой части требования прокурора являются несостоятельными, так как, как следует из справки к операции за ДД.ММ.ГГГГ, вновь приобретенные противогазы являются гражданскими, а не общевойсковыми, как того требует Инструкция.

Законных оснований для освобождения ответчика от обязанности создать спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) ввиду отсутствия соответствующей территории суд также не находит.

Таким образом, требования прокурора к ответчику подлежат удовлетворению в полном объеме, так как бесспорных доказательств соблюдения требований закона по организации материально-технического оснащения образовательного процесса для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы судом не установлено.

Кроме того, с ответчика в доход местного бюджета в силу ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при обращении с иском в суд был освобожден, в размере <ххх>.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Пермский краевой колледж «Оникс» обязанность по оснащению образовательного процесса для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы:

- оборудовать отдельный предметный кабинет техническими средствами обучения: массогабаритными макетами 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова в количестве 2 штук, средствами индивидуальной защиты: общевойсковыми противогазами, общевойсковыми защитными комплектами, респираторами, приборами радиационной разведки, химической разведки, индивидуальными средствами медицинской защиты: аптечками, пакетами перевязочными, пакетами противохимическими индивидуальными, сумками и комплектами медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи,

- создать спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Взыскать с Краевого государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Пермский краевой колледж «Оникс» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <ххх>.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления его в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)