О предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2434/12

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2012 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рубан О.Н.,

при секретаре Бересневой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паршаковой Е.И. к администрации г. Перми о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Паршакова Е.И. обратилась в суд с иском о возложении на администрацию г. Перми обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение по нормам, установленным жилищным законодательством. В обоснование заявленных требований истица указала, что является собственником жилого помещения, площадью 14,8 кв.м., <адрес>. Дом по указанному адресу признан непригодным для проживания. Ссылаясь на положения п. 8 ст. 32 ЖК РФ и п.п. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14, истица просит обязать ответчика предоставить ей жилое помещение.

В судебное заседание Паршакова Е.И. не явилась, извещена лично (л.д. 36), просит рассмотреть дело в ее отсутствие (телефонограмма).

Администрация г. Перми о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила. Из представленного ранее отзыва следует, что ответчик иск не признает, ссылаясь на отсутствие ресурсов необходимых для обеспечения истицы жилым помещением.

Суд считает возможным постановить по делу заочное решение на основании ст. 233 ГПК РФ.

Оценив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Правовых оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить в истице по договору социального найма жилое помещение площадью 15 кв.м. во внеочередном порядке не имеется в силу следующего.

В соответствии с ч. 1, 3, 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 2, 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Из приведенных норм права следует, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются либо малоимущим гражданам, либо иным категориям граждан, определенным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Из требований закона следует, что гражданин может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в случае, если он признан соответствующим органом малоимущим.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 05.03.2009 № 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания, его собственнику по договору социального найма во внеочередном порядке может быть предоставлено жилое помещение (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 г. № 1655-О-О указано, что для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Из материалов дела следует, что Паршакова Е.И. является собственником жилого помещения, площадью 14,8 кв.м., <адрес> (л.д. 20).

Дом <адрес> признан непригодным для проживания (л.д. 8 – 15).

Доказательств того, что Паршакова Е.И. состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является малоимущей, и не имеет в пользовании либо на праве собственности иных жилых помещений суду на день рассмотрения дела не представлено.

Положения ст. 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона обязана представлять доказательства в обоснование своих требований, истице разъяснены, что подтверждается материалами дела (л.д. 1, 31, 36).

На основании ст. 57 ГПК РФ суд предлагал истице представить решение Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми о признании её малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде, а также справки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ЦТИ Пермского края о наличии (отсутствии) в собственности истца объектов недвижимого имущества, и об участии в приватизации (л.д. 31, 36).

Однако таких документов истица не представила. Согласно телефонограмме Паршакова Е.И. сообщила суду, что она в установленном законом порядке не признана малоимущей, и документы, подтверждающие отсутствие у нее в пользовании либо на праве собственности иных жилых помещений, представлять не намерена.

Поскольку истицей не представлено доказательств того, что она в установленном законом порядке органами местного самоуправления признана и является малоимущей, и нуждающейся в улучшении жилищных условий, оснований для возложения обязанности на администрацию г. Перми по предоставлению ей жилого помещения площадью 15 кв.м. по договору социального найма во внеочередном порядке не имеется.

К каким - либо иным категориям граждан, определенным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, имеющим право на предоставление жилых помещений по договору социального найма вне очереди, истица не относится. Доказательств иного суду на день рассмотрения дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ).

С учетом предмета и оснований заявленных исковых требований, представленных сторонами доказательств, оснований для возложения на администрацию <адрес> обязанности предоставить Паршаковой Е.И. жилое помещение площадью 15 кв.м. в собственность, суд также не усматривает.

Предоставление в собственность жилых помещений, взамен жилых помещений принадлежащих гражданам и признанных непригодными для проживания и не подлежащих ремонту и реконструкции, в силу положений ст. 32 ЖК РФ возможно только в случае выкупа жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. При этом выкуп осуществляется на основании соответствующих решений органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Решения о выкупе у истицы в муниципальную собственность Пермского городского округа жилого помещения <адрес>, в порядке ст. 32 ЖК РФ, в т.ч. в связи с изъятием земельного участка по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, не принималось. Доказательств иного суду на день рассмотрения дела не представлено. Истцом не представлено доказательств того, что между сторонами было достигнуто соглашение о таком порядке изъятия в муниципальную собственность, как предоставление равноценного жилого помещения.

Ссылку истицы на положения п.п. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 суд не может принять во внимание, так как указанная норма гласит о том, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения);

Таким образом, приведенные положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ свидетельствуют о возможности предоставления собственнику непригодного для проживания жилого помещения его выкупной цены. Предоставление в собственность истицы иного жилого помещения, стоимость которого засчитывается в выкупную цену; а также предоставление другого жилого помещения на иных правовых основаниях возможно исключительно с согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения.

На день рассмотрения настоящего дела суду не представлено доказательств принятия ответчиком решения о выкупе принадлежащего истице жилого помещения, а также доказательств того, что между сторонами было достигнуто соглашение о таком порядке изъятия в муниципальную собственность, как предоставление равноценного жилого помещения. При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска о предоставлении истице жилого помещения, суд считает, что жилищные права Паршаковой Е.И. в данном случае могут быть восстановлены иным способом в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Паршакова Е.И. вправе предъявить требование о взыскании с администрации г. Перми выкупной цены принадлежащего ей жилого помещения, <адрес>.

Паршакова Е.И. малоимущей не признана, решение об изъятии принадлежащего ей жилого помещения и земельного участка для государственных или муниципальных нужд ответчиком не принималось, соглашение о предоставлении истице жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, не заключалось. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление Паршаковой Е.И. другого жилого помещения взамен изымаемого, суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить истице жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма, либо в собственность.

С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований Паршаковой Е.И. следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Паршаковой Е.И. к администрации г. Перми о предоставлении жилого помещения отказать.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии решения в Ленинский районный суд г. Перми.

Заочное решение суда также может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)