Дело № 2-2983/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 августа 2012 года Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Гачеговой Е.И., при секретаре Раевой А.С., с участием прокурора Михиевского Д.Б., истца Ясавиевой Т.А., представителя ответчиков - Крайновой Е.А., действующей на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора г.Перми в интересах Ясавиевой Т.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми, администрации г.Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности поставить на учет, установил: Прокурор г.Перми обратился в суд в интересах Ясавиевой Т.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО1, ФИО3, ФИО4 с иском о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми в постановке на учет в целях предоставления земельного участка, обязании администрации г.Перми поставить семью на учет в целях предоставления земельного участка. В обоснование требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру г.Перми поступило обращение Ясавиевой Т.А. по вопросу отказа администрации г.Перми в постановке ее семьи на учет многодетных семей в целях предоставления земельных участков. В ходе проведенной по обращению проверки установлено, что семья Ясавиевой Т.А. состоит из пяти человек и проживает в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Ясавиева Т.А. обратилась в администрацию г.Перми с заявлением о постановке ее семьи на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с Законом Пермского края №871-ПК с приложением соответствующего пакета документов. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных отношений администрации г.Перми заявителю был дан ответ об отказе в постановке на учет, поскольку отсутствует порядок учета многодетных семей в целях предоставления земельного участка, а также порядок формирования перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям. В ходе проведенной прокуратурой проверки администрацией г.Перми дополнительно представлена информация ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой для постановки на учет Ясавиевой Т.А. ей необходимо будет повторно обратиться в Комитет социальной защиты населения администрации г.Перми после ДД.ММ.ГГГГ. Основания для отказа в предоставлении земельного участка многодетным семьям, а следовательно, и в постановке их на учет, определены в Законе Пермского края №871-ПК, перечень таких оснований является исчерпывающим. Учитывая то, что Закон Пермского края, регулирующий спорные правоотношения, вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми в постановке семьи Ясавиевой Т.А. на учет является незаконным и необоснованным. Решение администрации г.Перми в лице Департамента земельных отношений администрации г.Перми создает дополнительные препятствия для реализации предоставленного заявителю права на получение земельного участка, поскольку требует повторного обращения в органы местного самоуправления, что действующим законодательством не предусмотрено (л.д.3-7). Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Истец Ясавиева Т.А. в судебном заседании доводы, изложенные прокурором в исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, указав, что на дату рассмотрения документов истца администрацией г.Перми были разработаны проекты нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию Закона Пермского края, которые проходили процедуру согласования. Заявителю было разъяснено, что предоставление земельных участков многодетным семьям будет возможно после утверждения порядка учета многодетных семей и постановки их на такой учет при наличии утвержденного перечня земельных участков. Считает, что письменный ответ заявителю Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям ст.13 ГК РФ, направлен на разъяснение прав многодетной семьи. Полномочия по организации ведения учета многодетных семей, подавших заявление о предоставлении в собственность земельного участка, закреплены в Решении Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. №221 «О комитете социальной защиты населения администрации г.Перми», в связи с чем считает, что ни администрация г.Перми, ни Департамент земельных отношений администрации г.Перми надлежащими ответчиками по настоящему делу не являются. Настаивает на том, что заявителю в соответствии с утвержденным порядком следует обратиться с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами в Комитет социальной защиты администрации г.Перми (л.д.51-52). Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит основания для удовлетворения исковых требований прокурора в силу следующего. В соответствии с п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Согласно ст.1 Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства. В целях применения настоящего Закона под многодетной семьей понимаются граждане, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), имеющие на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка трех и более несовершеннолетних детей (в том числе пасынков, падчериц, а также усыновленных детей), а также детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения или проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации. При этом в составе многодетной семьи не учитываются: дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах; дети, в отношении которых отменено усыновление. Условиями бесплатного предоставления многодетной семье земельных участков являются: а) все члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации; б) все члены многодетной семьи на дату подачи заявления проживают совместно (за исключением членов семьи, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации), при этом родители многодетной семьи зарегистрированы на территории Пермского края по месту жительства не менее пяти лет; в) члены многодетной семьи не имеют земельного участка в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Пермского края, или члены многодетной семьи имеют земельный участок в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Пермского края, размер которого меньше минимального размера, установленного в соответствии с Законом Пермской области от 02.09.2003 N 965-193 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность". Земельные участки предоставляются органами местного самоуправления Пермского края, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, многодетным семьям в собственность однократно бесплатно и подлежат оформлению на праве общей долевой собственности на всех членов многодетной семьи. Учет многодетных семей в целях предоставления земельных участков осуществляется по месту их проживания на основании заявления многодетной семьи в орган местного самоуправления Пермского края о предоставлении в собственность земельного участка. Порядок ведения учета многодетных семей в соответствии с настоящим Законом определяется органами местного самоуправления Пермского края (ч.1, абз. 1 ч.2 ст.3). Судом установлено, что Ясавиева Т.А. является матерью несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, 2010 года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении, родительских прав в отношении своих детей не лишена (л.д. 20, 21, 22, 23). Вместе с тем, в зарегистрированном браке в спорный период времени и в настоящее время истец не состоит. Таким образом, семья Ясавиевой Т.А. состоит из пяти человек, является многодетной, все члены семьи истца являются гражданами РФ, проживают на территории г.Перми, на праве собственности либо на ином праве члены семьи истца земельными участками не обладают. Доказательства обратного суду не представлены. Учитывая изложенное выше, данная семья может быть претендовать на участие в программе в силу ст. 28 ЗК РФ, а также ст. 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае». ДД.ММ.ГГГГ Ясавиева Т.А. обратилась с заявлением в Депаратмент земельных отношений администрации г.Перми с просьбой поставить ее на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно под личное подсобное хозяйство в соответствии с Законом Пермского края «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае». К заявлению приложила документы, предусмотренные ч.2 ст.3 Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», с учетом того, что ее семья является неполной, а также возраста детей. Данное заявление было рассмотрено Департаментом земельных отношений администрации г.Перми, однако ДД.ММ.ГГГГ истцу в постановке на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства было фактически отказано, и указано, что администрацией г.Перми разработаны проекты нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК, которые проходят согласование, в связи с чем, предоставление земельных участков многодетным семьям будет возможно только после утверждения порядка учета многодетных семей и постановки их на такой учет при наличии утвержденного перечня земельных участков (л.д.27-28). Впоследствии администрацией г.Перми истцу было рекомендовано после ДД.ММ.ГГГГ обратиться с заявлением в Комитет социальной защиты населения администрации г.Перми, повторно предоставив все необходимые в силу Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК документы (л.д.29-30). В соответствии с ч.6 ст.3 Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка является: 1) ранее принятое в соответствии с настоящим Законом органом местного самоуправления Пермского края решение о предоставлении земельного участка многодетной семье в собственность бесплатно при повторном обращении этой многодетной семьи; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, установленных настоящим Законом; 3) несоответствие многодетной семьи требованиям и условиям, указанным в статье 1 настоящего Закона. Проанализировав вышеуказанные нормы законодательства в совокупности с представленными доказательствами суд приходит к выводу, что перечень оснований для отказа в постановке на учет многодетной семьи с целью последующего предоставления земельного участка является исчерпывающим, каких-либо изъятий не содержит. Вместе с тем, в силу данного Закона именно на органы местного самоуправления возложена обязанность вести учет многодетных семей в целях предоставления земельных участков по месту их проживания на основании заявления многодетной семьи в орган местного самоуправления Пермского края о предоставлении в собственность земельного участка. Доводы ответчиков о том, что на момент обращения истца с заявлением в Департамент земельных отношений администрации г.Перми не был разработан порядок ведения такого учета, а также не определен орган, на который бы была возложена данная обязанность, являются несостоятельными, поскольку право многодетных семей гарантировано Земельным кодексом РФ, Законом Пермского края №871-ПК и не может ставиться в зависимость от изложенных ответчиками обстоятельств. При этом суд принимает во внимание то, что Департамент земельных отношений администрации г.Перми является функциональным органом администрации г.Перми, основными целями деятельности которого являются осуществление полномочий администрации города Перми (в части, установленной настоящим Положением) по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством; реализация единой политики в области земельных отношений и представление интересов администрации города по вопросам регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции (Решение Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 (ред. от 22.05.2012) «О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и департаменте земельных отношений администрации города Перми»). Следовательно, доводы ответчиков о том, что в компетенцию Департамента земельных отношений и администрации г.Перми не входило разрешение вопросов по реализации права истца суд считает несостоятельными. Данный вывод суда полностью подтверждается письменным ответом Департамента земельных отношений администрации г.Перми. Кроме того, суд считает, что даже в том случае, если истец обратилась в некомпетентный орган, это не освобождало ответчика от направления ее заявления в соответствующий орган либо дачи ответа разъяснительного характера по данному поводу. Поскольку на момент рассмотрения заявления истца, Комитет социальной защиты администрации г.Перми еще не был наделен полномочиями по разрешению подобных обращений граждан, суд считает возможным признать тот факт, что истец обратилась с заявлением в соответствующий орган местного самоуправления, так как обратное суду не доказано. Проанализировав представленные истцом в Департамент земельных отношений администрации г.Перми документы, исходя из содержания поданного истцом заявления, суд считает, что истцом соблюдена установленная Законом Пермского края №871-ПК процедура, представлены все необходимые документы. Оснований для отказа в постановке на учет многодетной семьи с целью последующего предоставления земельного участка судом не установлено. Такие основания ответчиками не изложены, доказательства в связи с этим не представлены. Таким образом, семья истца соответствует требованиям Закона Пермского края №871-ПК и должна быть включена в состав участников многодетных семей, претендующих на бесплатное получение земельных участков в собственность, а отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № является незаконным. . В соответствии с п.5 ст. 3 Закона Пермского края №871-ПК решение о предоставлении земельного участка многодетной семье при наличии утвержденного Перечня принимается органом местного самоуправления не позднее 30 дней со дня подачи заявления. Земельные участки подлежат оформлению в собственность многодетной семьи в срок не позднее 12 месяцев с момента принятия решения о предоставлении земельного участка. Вместе с тем, в настоящий момент решение органа местного самоуправления в соответствии с указанными требованиями Закона Пермского края №871-ПК не принято, отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № признан судом незаконным. В связи с чем, суд считает необходимым возложить на администрацию г.Перми обязанность поставить Ясавиеву Т.А. на учет в целях дальнейшего предоставления земельного участка в соответствии с Законом Пермского края «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» с момента ее обращения в органы местного самоуправления – Департамент земельных отношений администрации г.Перми. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ за №. Возложить на администрацию г.Перми обязанность поставить Ясавиеву Т.А. на учет в целях дальнейшего предоставления земельного участка в соответствии с Законом Пермского края «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» с момента ее обращения в органы местного самоуправления. Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми. Председательствующий: Гачегова Е.И.