Дело № 2-2137/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 августа 2012 года Ленинский районный суд г.Перми в составе: председательствующего судьи Гачеговой Е.И., при секретаре Раевой А.С., с участием представителя ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми - Кочегаровой Д.Ф., действующая на основании доверенности, представителя истцов, третьего лица Лыткиной Л.Н. истца Потаповой С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми в интересах ФИО1, ФИО2 к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, администрации Орджоникидзевского района г.Перми, третьи лица – Лыткина Л.Н. прокуратура Ленинского района г.Перми о признании постановления, распоряжения незаконными, признании права, возложении обязанности поставить на жилищный учет, установил: ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми (далее – Территориальное управление) обратилось в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 с иском к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, администрации Орджоникидзевского района г.Перми, указав в качестве третьих лиц Лыткину Л.Н., прокуратуру Ленинского района г.Перми, о признании пунктов №№ постановления администрации Орджоникидзевского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении опеки над несовершеннолетней ФИО1, попечительства над несовершеннолетней ФИО2» незаконными, признании за несовершеннолетними право на постановку на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, признании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Лыткиной Л.Н. в принятии ФИО2, ФИО1 на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным, возложении на Управление жилищных отношений администрации г.Перми обязанности поставить ФИО1, ФИО2 на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа (л.д.2-4). В обоснование заявленного Территориальное управление указало, что ФИО2, ФИО1 являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их родители лишены родительских прав на основании решения Орджоникидзевского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с постановлением администрации Орджоникидзевского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней ФИО1 установлена опека, ФИО2 – попечительство, место жительства несовершеннолетних определено с Лыткиной Л.Н. Согласно п.№№ указанного постановления за несовершеннолетними закреплено жилое помещение <адрес>. В настоящий момент нанимателем жилого помещения является ФИО3 (брат несовершеннолетних). Данное жилое помещение представляет собой 1-комнатную квартиру общей площадью 31,2 кв. метров, в том числе жилой – 16,8 кв. метров. В указанном жилом помещении зарегистрированы постоянно по месту жительства ФИО4 (мать), ФИО3 (брат), ФИО2, ФИО1. Со ссылкой на ст. 17 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Территориальное управление считает, что закрепление за несовершеннолетними жилого помещения ущемляет их права, поскольку лишает их права воспользоваться дополнительными гарантиями по социальной поддержке сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № Лыткиной Л.Н. отказано в принятии ФИО2, ФИО1 на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Исходя из изложенного выше, следует, что несовершеннолетние ФИО1, ФИО2, достигнув своего совершеннолетия должны вернуться и проживать в жилом помещении общей площадью 31,2 кв. метров совместно с матерью, лишенной родительских прав и не исполняющей обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей. Согласно ст. 71 СК РФ, ст. 91 ЖК РФ, ФИО4 выселить из жилого помещения <адрес> не представляется возможным, так как у нее отсутствует иное жилое помещение. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. За истцами закреплено жилое помещение менее учетной нормы на одного человека, следовательно, они нуждаются в предоставлении жилья. Представитель Территориального управления в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала в соответствии с доводами, изложенными в иске, а также потому, что совместное проживание ФИО1, ФИО2 с матерью является невозможным, поскольку последняя ведет асоциальный образ жизни, закрепленное за ФИО1, ФИО2 жилое помещение общей площадью менее учетной нормы на одного человека. Истец ФИО1 соедняя ведет асоциальный кольку акже потому, что совместное проживание ФИО1ельно они нуждаются в предоставлении жилья ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала в соответствии с доводами, изложенными в иске. Лыткина Л.Н., представляя свои интересы, а также интересы ФИО2, ФИО1, исковые требования также поддержала в полном объеме. Ответчик – администрация Орджоникидзевского района г.Перми г.Перми - о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просит провести судебное заседание без участия своего представителя. В соответствии с ранее предоставленными в суд письменными возражениями указала, что постановления главы администрации района о закреплении за несовершеннолетними жилого помещения не противоречило и не противоречит действующему законодательству, в частности ст.ст. 121, 122 СК РФ, действия администрации в этой части были направлены на защиту жилищных прав несовершеннолетних. Ответчик – Управление жилищных отношений администрации г.Перми - в судебное заседание своего представителя также не направило, о времени и месте рассмотрении дела извещено судом надлежащим образом. В соответствии с представленными письменными возражениями просило суд в удовлетворении иска отказать, поскольку основанием для отказа в постановки на жилищный учет ФИО1, ФИО2 по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей из их числа, послужило то, что за несовершеннолетним закреплено жилое помещение. При этом то обстоятельство, что данное жилое помещение менее учетной нормы, правового значения для разрешения вопрос о внеочередной постановки ФИО1, ФИО2 на жилищный учет по указанным выше основаниям не имеет, что, однако, не лишает их права встать на жилищный учет во общем порядке по иным основаниям. Прокурор Ленинского района г.Перми, привлеченный для участия в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание также не явился, полагая, что участие прокурора в данной категории дел ст. 45 ГПК РФ не предусмотрено, оснований для привлечения прокурора для участия в деле в силу ст. 43 ГПК РФ также не имеется. Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ. Выслушав пояснения сторон, оценив представленные суду письменные возражения, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего. Согласно ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 года. К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с пунктом 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Частями 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. В судебном заседании установлено, что ФИО1, ФИО2 относятся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поскольку на основании решения Орджоникидзевского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ их родители ФИО4, ФИО5 лишены родительских прав (л.д. 10-11). Постановлением главы администрации Орджоникидзевского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетними ФИО1 установлена опека, ФИО2 – попечительство; пунктами №№ постановления с целью соблюдения жилищных прав несовершеннолетних за ними фактически закреплено право на жилое помещение <адрес>. Как следует из договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, нанимателем жилого помещения <адрес> является ФИО3; ФИО4, ФИО1, ФИО2 включены в договор социального найма как члены его семьи (л.д. 14). В соответствии с представленными суду сведениями из ГУ «ЦТИ по Пермскому краю», Управления Росреестра по Пермскому краю ФИО1, ФИО2 на праве собственности либо на ином праве иного жилого помещения, помимо того, что за ними закреплено, не имеют. Вместе с тем, общая площадь однокомнатной квартиры по указанному выше адресу имеет составляет 31,2 кв. метров, в связи с чем, на одного человека приходится менее учетной нормы общей площади (12 кв. метров), установленной решением Пермской городской Думы №103 от 30.05.2006 г. Судом установлено, сторонами не оспаривается, что Лыткина Л.Н., действуя в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, обратилась в Управление жилищных отношений с заявлением о принятии последних на жилищный учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке на жилищный учет ФИО1, ФИО2 по льготному списку было отказано, поскольку за ними закреплено жилое помещение. В соответствии со ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 122 СК РФ должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года). На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Оценив в совокупности установленные обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ФИО1, ФИО2 как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лица из их числа на день разрешения спора обеспечены жилым помещением по договору социального найма, но менее учетной нормы общей площади. В связи с тем, что за ФИО1, ФИО2 закреплено жилое помещение, они не могут быть включены в льготную очередь на внеочередное получение жилья по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Вместе с тем, они не лишены возможности нуждаться в улучшении жилищных условий, но по иным основаниям в порядке общей очередности. Давая оценку законности закрепления за ФИО1, ФИО2 жилья при установлении опеки и попечительств, суд исходит из того, что данная мера была принята в интересах самих несовершеннолетних, а действия администрации Орджоникидзевского района г.Перми в этой части не противоречили и не противоречат законодательству РФ. С учетом приведенных выше норм права, исходя из установленных судом обстоятельств дела, при установлении факта законности закрепления жилого помещения за несовершеннолетними, а также наличия у них жилья, включении их в договор социального найма, суд не находит оснований для удовлетворения иска по заявленным Территориальным управлением основаниям. Доводы представителя Территориального управления, а также истцов о том, что проживание истцов совместно с матерью нарушает их права суд считает несостоятельными, так как бесспорные доказательства этому в суд не представлены, а основания для лишения ФИО4 родительских прав такими основаниям не являются. В соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ иск в защиту интересов ФИО1, ФИО2 рассмотрен судом в пределах заявленных требований. Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г.Перми в удовлетворении иска в интересах ФИО1, ФИО2 к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, администрации Орджоникидзевского района г.Перми, третьи лица – Лыткина Л.Н. прокуратура Ленинского района г.Перми о признании п.№№ постановления главы администрации Орджоникидзевского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжения начальника Управления жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными, признании права на льготную постановку на жилищный учет, возложении обязанности поставить на жилищный учет - отказать. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения. Председательствующий: Гачегова Е.И.