Дело № 2-3384/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 августа 2012 года Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Гачеговой Е.И., при секретаре Раевой А.С., с участием прокурора Ченцовой Ю.П., истца Бизяевой С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Перми в интересах Бизяевой С.М., Бизяева А.В., Бизяевой И.В. к администрации г.Перми о предоставлении жилого помещения, установил: прокурор Ленинского района г.Перми обратился в суд в интересах Бизяевой С.М., Бизяева А.В., Бизяевой И.В. с иском к администрации г. Перми об обязании во внеочередном порядке предоставить Бизяевой С.М., Бизяеву А.В., Бизяевой И.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью 48,41 кв.м., в том числе жилой площадью 39,1 кв.м. в пределах границ г.Перми. В обоснование предъявленных требований прокурор указал, что с ДД.ММ.ГГГГ Бизяева С.М. зарегистрирована и проживает в двухэтажном жилом помещении, <адрес>, представляющее собой три комнаты (№№) в квартире №, общей площадью 48,41 кв.м., в том числе жилой площадью 39,1 кв.м. Вместе с ней проживают и зарегистрированы с рождения ее дети: Бизяев А.В., Бизяева И.В. Жилое помещение является муниципальной собственностью, с Бизяевой С.М. заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. Бизяева С.М. своевременно уплачивает коммунальные и иные платежи. ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, <адрес> был обследован межведомственной комиссией при администрации Ленинского района г.Перми. В акте обследования многоквартирного дома указано, что дом представляет собой двухэтажное строение постройки до 1917 г. (предположительно). Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации Ленинского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № дом признан непригодным для постоянного проживания граждан, включен в реестр многоквартирных жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для постоянного проживания граждан, и аварийных многоквартирных домов. Проведение капитального ремонта и реконструкции жилого дома нецелесообразно в связи с большим физическим износом строительных конструкций. Администрацией г.Перми мер к расселению жильцов из непригодного для проживания дома не предпринято. На основании изложенного семье Биязовой С.М. должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью 48,41 кв.м., в том числе жилой площадью 39,1 кв.м. в пределах границ г.Перми. Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Истец в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просила удовлетворить. Ответчик - администрация г.Перми - о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит провести судебное заседание в отсутствии своего представителя, представил отзыв на иск, в котором указал, что из имеющихся документов не возможно установить имеет ли статус нанимателя Биязова С.М. Отсутствуют сведения от администрации Ленинского района г.Перми о наличии (отсутствии) заявления о приватизации жилого помещения, сведения из ГУП «ЦТИ Пермского края», Управления Росреестра по Пермскому краю о зарегистрированных правах на жилое помещение. Кроме того, не представлено доказательств, подтверждающих принятие органом местного самоуправления решения о расселении жилого дома, <адрес>. Расселение граждан, проживающих в ветхом муниципальном жилищном фонде осуществляется по программам: ведомственная целевая программа «Переселение граждан г.Перми из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ», муниципальная адресная программа по переселению граждан г.Перми из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ, городская целевая программа «Переселение граждан г.Перми из ветхого и аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ», муниципальная адресная программа по расселению граждан г.Перми из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ, муниципальная адресная программа по переселению граждан г.Перми из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанный дом не включен в перечень дом, планируемых к расселению в рамках программ, в связи с чем отсутствует финансирование для приобретения жилого помещения для семьи Бизяевой С.М. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требований (л.д.50-51). Третье лицо – Управление жилищных отношений администрации г.Перми - в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте его проведения были извещены судом надлежащим образом, просило рассмотреть дело по существу в отсутствие своего представителя, о чем представило в суд письменное заявление, в котором изложило возражения относительно исковых требований, аналогичные возражениям, представленным администрацией г.Перми (л.д.47-48). Иные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, предоставили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержали. Выслушав прокурора, истца, оценив доводы сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению на основании следующего. Согласно ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 года. К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что на основании акта обследования жилого помещения в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия приняла заключение о признании жилых помещений <данные изъяты> многоквартирного дома <адрес> непригодными для постоянного проживания (л.д.5-6, 7-9). Данные обстоятельства установлены судом и не оспариваются сторонами. Из материалов дела также следует, что истец и члены ее семьи - дети: Бизяев А.В., Бизяева И.В. - проживали и до настоящего времени проживают, зарегистрированы по месту жительства в жилом помещение, состоящим из 3-х комнат, в квартире <адрес> (л.д. 24). Судом также установлено, что истец и члены ее семьи вселялись в указанную выше квартиру на основании договора социального найма жилого помещения, что подтверждается соответствующим договором от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-28). Проанализировав положения ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а также, принимая во внимание установленные выше обстоятельства, суд считает, что при рассмотрении настоящего дела к возникшим правоотношениям следует применять нормы Жилищного кодекса РФ с учетом ранее действовавших норм, несмотря на то обстоятельство, что данные правоотношения возникли до его введения в действие, поскольку из материалов дела следует, что правоотношения между сторонами по данному делу являются длящимися, соответствующие исковые требования о предоставлении жилого помещения предъявлены также после введения в действие указанного нормативного акта. Исходя из характера установленных правоотношений, суд приходит к следующему. В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также по иным основаниям, установленным данной нормой закона. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч.1 ст. 57 ЖК РФ). В соответствии с пунктом 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Частями 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Как указано выше, в судебном заседании установлено, что жилые помещения многоквартирного дома, <адрес>, отнесены к категории непригодных для постоянного проживания. Судом установлено, что квартира, где проживают истец и ее дети, является муниципальной собственностью, они занимают данное жилое помещение на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, постоянно проживают и зарегистрированы в нем. Суд считает, что исходя из характера спорных правоотношений, предмета и оснований иска, правового значение то обстоятельство, имеют ли истца иное жилье на праве собственности либо на ином праве, не имеет. Проанализировав собранные по делу доказательства и нормы закона, суд считает, что исковые требования истцов о внеочередном предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению, поскольку жилой дом, в котором они проживают, непригоден для дальнейшего в нем проживания. Суд также считает, что истцы вправе требовать предоставления им другого жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в силу ст. 57 ЖК РФ из муниципального жилищного фонда, так как жилое помещение, которое они занимают, является муниципальной собственностью. Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам, суд исходит из следующего. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П Конституционный Суд РФ отметил, что в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Причем при предоставлении жилых помещений принимаются во внимание требования части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность заселения одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия, и части 6 статьи 57 данного Кодекса, по смыслу которой комната по договору социального найма может быть предоставлена только в случае ее освобождения в коммунальной квартире. Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Согласно п. 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан. Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 данного Кодекса по числу комнат. Указанные критерии являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам жилого помещения недопустимо. В частности, среди предъявляемых к жилому помещению требований есть требование о том, что объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики (п. 20 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции). Это приобретает особое значение в случае, когда предметом первоначального договора социального найма являлась комната как разновидность жилого помещения (п. 1 ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ), предназначенного для использования в качестве места непосредственного проживания. Вместе с тем внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 г. за №1368-О-О. Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК Российской Федерации, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК Российской Федерации). Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. В связи с этим суд считает, что положения ст. 89 ЖК РФ лишь в самом общем виде определяют критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения. Суд вправе исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения. Судом установлено, что истец и ее дети занимают 3 комнаты в квартире, общей площадью 48,41 кв. метров, жилой 39,1 кв. метров. Таким образом, суд считает, что на администрацию г.Перми должна быть возложена обязанность предоставить истцам по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее, чем из 3 комнат, в пределах г.Перми, общей площадью не менее 48,41 кв.м, в том числе не менее 39,1 кв. метров жилой. Оснований для предоставления истцу иного жилого помещения, иной площадью суд не усматривает. Суд считает, что предоставление жилого помещения в соответствии с указанными выше параметрами равнозначно ранее занимаемому помещению и гарантирует истцу условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Поскольку жилое помещение, в котором признано право проживания истца, является муниципальной собственностью, то обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение должна быть возложена именно на администрацию г.Перми. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Возложить на администрацию г. Перми обязанность предоставить Бизяевой С.М., Бизяеву А.В., Бизяевой И.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее, чем из трех комнат, общей площадью 48,41 кв. метров, в том числе 39,1 кв. метров жилой, в пределах г.Перми. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения. Председательствующий: Гачегова Е.И.