Дело № 2-3542/2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации (заочное) 29 августа 2012 года Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Курнаевой Е.Г., при секретаре Подыниногиной М.А., с участием истца Коврижных О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коврижных О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Санникова А.В. и Коврижных И.А., Санникова М.В., Санникова Н.В. к администрации г.Перми о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, установил: Истцы обратились в Ленинский районный суд г.Перми с иском к администрации г.Перми о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен занимаемой <адрес> в связи с признанием дома непригодным для постоянного проживания. В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ ее родители на основании ордера №, выданного Исполнительным комитетом Индустриального Совета народных депутатов получил по договору социального найма 2 комнаты в 3-комнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Впоследствии в ДД.ММ.ГГГГ на одну из комнат площадью <хх> кв.м. с ней заключен договор социального найма для проживания семьи в составе Коврижных О.А., Санникова М.В., Санникова Н.В., Санникова А.В. В <адрес> родился сын Коврижных И.А., поэтому в настоящее время в указанной квартире проживают истец и ее четверо детей. Постановлением администрации Индустриального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт межведомственной комиссии по признанию указанного дома непригодным для проживания. Актом межведомственной комиссии, созданной распоряжением Индустриального района от ДД.ММ.ГГГГ, дом по <адрес> признан непригодным для постоянного проживания граждан, капитальный ремонт нецелесообразен ввиду большого износа строительных конструкций, дом построен в ДД.ММ.ГГГГ, на момент осмотра в ДД.ММ.ГГГГ его износ составлял 65%. С ДД.ММ.ГГГГ истец с составом семьи из 5 человек состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, что подтверждается уведомлением о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в очереди под №. В связи с признанием жилого дома непригодным для проживания с учетом того обстоятельства, что проведение капитального ремонта дома не планируется в связи с большим износом строительных конструкций, истец просит признать за ней право на внеочередное обеспечение жилым помещением и предоставить благоустроенное жилое помещение соответствующее требованиям законодательства взамен занимаемой комнаты в <адрес>. Свои требования истец основывает на ст. 40 Конституции РФ, п.1 ч. 2 ст. 57, ст.ст. 87, 89 Жилищного кодекса РФ, Решении Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила возложить обязанность на администрацию г.Перми предоставить ей жилое помещение на состав семьи пять человек, не менее 15 кв.м. на одного члена семьи, т.е. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 75 кв.м., что соответствует нормам предоставления установленным Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. Члены ее семьи занимают жилое помещение по договору социального найма, все указаны в договоре социального найма. В 2008 году жилой дом признан непригодным для проживания. Межведомственная комиссия пришла к выводу, что капитальный ремонт дома нецелесообразен ввиду большого износа строительных конструкций. С ДД.ММ.ГГГГ дом не ремонтировался и не реконструировался. До настоящего времени семья состоит на жилищном учете, не оспаривает, что документы, подтверждающие основания состоять на жилищном учете у нее не запрашивались. Решение о снятии ее с жилищного учета органом местного самоуправления не принималось. В обоснование материального положения семьи ссылается на справку № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Территориальным управлением Министерства социального развития по г.Перми о том, что семья Коврижных О.А. является малоимущей. Справка действительна с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. В суд представлен письменный отзыв на иск (л.д. 48-49), из содержания которого следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не включен в Реестр многоквартирных домов (жилых помещений) признанными непригодными для постоянного проживания граждан и аварийных многоквартирных жилых домов, в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2009-2010 годы, утвержденный постановлением администрации г.Перми № 400 от 08.07.2009 года. Поскольку дом не признан аварийным, он не включен в перечень домов, планируемых к расселению в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Указывает, что каждые два года граждане, состоящие на учете в качестве в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, должны проходить перерегистрацию, уведомлять об изменениях, которые произошли в составе семьи. Истец документы, подтверждающие ее право состоять на жилищном учете, по истечению двух лет не предоставила. Справка о признании семьи малоимущей предоставлена за ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время материальное положение семьи могло измениться, и семья могла утратить право состоять на жилищном учете. Также истцом не представлены доказательства тому, что <адрес> расселяется и принято такое решение. С учетом мнения истца суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства по правилам главы 22 ГПК РФ и постановить по делу решение в порядке ст.ст. 233-235 ГПК РФ. Суд, учитывая пояснения истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, считает иск подлежащим удовлетворению. К данному выводу суд приходит на основании следующего. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Зебелев А.И. на основании ордера №, выданного Исполнительным комитетом Индустриального Совета народных депутатов с составом семьи из 4 человек, включая дочь Санникову (Коврижных) О.А. вселился в жилое помещение, состоящей из двух комнат, расположенное в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес> (л.д. 39). Решением начальника Пермского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ произведен раздел лицевого счета в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес> на комнату жилой площадью <хх> кв.м. на имя Санниковой (Коврижных) О.А. с детьми Санниковым М.В., Санниковым Н.В., Санниковым А.В. и комнату жилой площадью <хх> кв.м. на имя Зебелева Н.А. (л.д. 40). ДД.ММ.ГГГГ между нанимателем Коврижных О.А. и наймодателем Пермская квартирно-эксплуатационная часть района заключен договор социального найма жилого помещения (л.д. 33-34) по условиям которого, нанимателю передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение – комната жилой площадью <хх> кв.м., общей площадью <хх> кв.м., расположенное в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются и регистрируются члены семьи: Санников М.В., Санников Н.В., Санников А.В. В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору социального найма, жилое помещение используется для проживания нанимателя Коврижных О.А. и членами его семьи Санниковым М.В., Санниковым Н.В., Санниковым А.В., Коврижных И.А. По сведениям их Единого государственного реестра муниципальной собственности (л.д. 37) комната жилой площадью <хх> кв.м. в <адрес> включена в Единый реестр муниципальной собственности города Перми (распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 15.03.2007 года № 222-р, от 06.03.2007 года № 189-р). Заключением межведомственной комиссии, назначенной Постановлением администрации Индустриального района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой <адрес> непригодным для постоянного проживания. Для дальнейшей эксплуатации здания необходимо проведение ремонтных работ (л.д. 20-21). Как следует из Акта обследования жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией установлено, что жилой дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, процент износа строения составляет 65%. В связи с ухудшением эксплуатационных характеристик здания, связанного с большим физическим износом, комиссия решила признать жилые помещения № многоквартирного дома непригодными для проживания (л.д. 23-25). Согласно уведомлению о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника Управления жилищных отношении администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № принято решение о постановке на учет семьи Коврижных О.А. в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма под № (л.д. 11). По сведениям Управления жилищных отношений администрации г.Перми, Коврижных О.А. с составом семьи из 5 человек состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации г.Перми с ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди на ДД.ММ.ГГГГ – № (л.д. 49). Решения о снятии истца с жилищного учета суду не представлено. Из справки Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68) следует, что семья Коврижных О.А. является малоимущей, среднедушевой доход составил <хххх>. Справка действительна с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Проанализировав предоставленные доказательства в совокупности, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 40) малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам. В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи граждан. В соответствии с п. 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. На основании п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Как следует из ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Согласно п. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Таким образом, проанализировав изложенные выше нормы закона в совокупности с исследованными судом доказательствами, поскольку семья истца в соответствии с законом признана малоимущей, и нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в качестве нуждающееся в жилом помещении, где состоит в настоящее время, жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для постоянного проживания состоянии, находится в непригодном для постоянного проживания состоянии, ремонту и реконструкции не подлежит, иное жилое помещение истцу не предоставлено, суд приходит к выводу о том, что у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма. Доказательств того, что истец способна самостоятельно достичь достойного уровня жизни путем приобретения жилого помещения пригодного для постоянного проживания суду не представлено и судом не исследовалось. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований в силу ст. 57 ЖК РФ, суд считает, что не имеет правового значения то, что дом, расположенный по адресу: <адрес> не признан аварийным в связи с чем не включен в перечень домов, планируемых к расселению в рамках адресных программ, поскольку не препятствуют реализации права на внеочередное получение жилого помещения в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Суд признает право истца на внеочередное предоставление жилого помещения на основании заключения межведомственной комиссии администрации Индустриального района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес> непригодным для постоянного проживания, не подлежащим ремонту и реконструкции, акта санитарно-эпидемиологического обследования многоквартирного дома, которые в настоящее время не оспорены и не отменены. Доказательств тому, что с ДД.ММ.ГГГГ дом приведен в такое состояние, которое свидетельствует о его пригодности для постоянного проживания суду не представлено и судом не исследовалось. Доводы ответчика о том, что истцом не подтверждено право состоять на жилищном учете в суде опровергнуты справкой Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что семья Коврижных О.А. является малоимущей, среднедушевой доход составил <хххх>. Справка действительна с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Статьей 56 ЖК РФ установлены основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. К таким основаниям закон относит: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. При этом в силу ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом пермской области от 30.11.2005 года № 2694-601 (далее по тексту – Порядок). В соответствии со ст. 11 Порядка орган, осуществляющий принятие на учет граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, обязан производить перерегистрацию поставленных на учет граждан не реже чем 1 раз в два года для подтверждения обоснованности нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также при наступлении очереди граждан на получение жилых помещений. Перерегистрация осуществляется в следующем порядке: при отсутствии изменений за истекший период в документах, послуживших основанием для постановки на учет, граждане дают расписку, подтверждающую неизменность ранее представленных ими сведений; при наличии изменений за истекший период в документах, послуживших основанием для постановки на учет, граждане представляют документы в соответствии с перечнем, установленным статьей 6 настоящего Закона, с учетом произошедших изменений. Орган, осуществляющий принятие на учет, проводит проверку обоснованности отнесения граждан к нуждающимся в жилых помещениях. При выявлении оснований для снятия с учета граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений или до выявления оснований для снятия с учета. Проанализировав изложенные выше нормы закона в совокупности, суд приходит к выводу, что доводы ответчика о не исполнении истцом обязанности по предоставлению документов об изменении состава семьи для перерегистрации, отказ в удовлетворении иска не влечет, поскольку обязанность по перерегистрации поставленных на жилищный учет граждан возложена на орган осуществляющий принятие на учет граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма. Судом установлено и стороной ответчика не оспорено, что на день рассмотрения дела в суде истец в установленном законом порядке признана малоимущей, числится на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и решение о снятии Коврижных О.А. с жилищного учета не принималось. Суд полагает, что принятие решения об удовлетворении заявленных требований не препятствует ответчику провести перерегистрацию лиц, состоящих на жилищном учете, в том числе и истца. Проанализировав собранные по делу доказательства и нормы закона, суд считает, что исковые требования Коврижных О.А. о внеочередном предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где проживает истец и члены ее семьи, признано непригодным для проживания и дальнейшей возможности постоянного проживания в указанном жилом помещении нет. Документов о том, что планируется и возможен капитальный ремонт, ремонт или реконструкция указанного дома с учетом большого износа строительных конструкций, ответчиком не представлено и судом не исследовалось. Поэтому истец вправе требовать предоставления ей с членами семьи другого жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в силу п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ из муниципального жилищного фонда, по нормам предоставления, установленной законодательством субъекта РФ (ст. 50 ЖК РФ). Поскольку на день рассмотрения дела решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 года «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, суд считает, что предоставление жилого помещения должно осуществляться по указанным нормам, что не противоречит требованиям ст.50 ЖК РФ. На основании изложенного суд считает, что администрация г.Перми обязана предоставить Коврижных О.А. на состав семьи из 5 человек, в том числе: Санникова М.В., Санникова Н.В., Санникова А.В., Коврижных И.А. благоустроенное жилое помещение площадью не менее 75 квадратных метров в черте города Перми. Иск рассмотрен в пределах заявленных требований, на основании исследования предоставленных сторонами доказательств, в пределах возражений, заявленных ответчиком.0ние общей площадью не менее 15о также мнее учетной нормы, установленной в г.Пе Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Решил: Обязать администрацию города Перми предоставить Коврижных О.А. на состав семьи из пяти человек, в том числе: Санникову М.В., Санникову Н.В., Санникову А.В., Коврижных И.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 75 кв. метров в черте города Перми. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: (Е.Г.Курнаева)