Дело № 2-3745/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 сентября 2012 года Ленинский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Курнаевой Е.Г., при секретаре Подыниногиной М.А., с участием представителя истца Скосырского А.Е., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абзалимовой Т.С., Абзалимовой З.С. к администрации г. Перми о предоставлении жилого помещения, установил: Абзалимова Т.С., Абзалимова З.С. обратились в Ленинский районный суд г.Перми с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить на условиях договора социального найма однокомнатную благоустроенную квартиру жилой площадью 15,6 кв.м., общей площадью 25,2 кв.м., соответствующую санитарно-техническим требованиям, находящуюся в черте города Перми. В обоснование заявленных требований указано, что истцы проживают в однокомнатной квартире, <адрес>, общей площадью 25,2 кв.м., жилой площадью – 15,6 кв.м., которая находится на балансе МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» и является собственностью муниципального образования г.Перми. Данный одноэтажный жилой дом 1960 года постройки, восьми квартирный, общей площадью 199,5 кв.м. Согласно Акту № обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения в жилом доме <адрес> отнесены к категории непригодных для постоянного проживания, ремонту и реконструкции не подлежат, учитывая физический процент износа здания 46% на дату проведения комиссии и произошедшего пожара ДД.ММ.ГГГГ указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Указывает, что в настоящее время жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, непригодно для проживания, в связи с чем, на основании ст.ст. 51, 57, 85,87 Жилищного кодекса просит заявленные требования удовлетворить. Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела без их участия (л.д. 32, 33). Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении требований в полном объеме. Ответчик – администрация г.Перми – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв на иск, из содержания которого следует, что просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковыми требованиями не согласен, указав, что жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и включен в «Реестр непригодного и аварийного жилья на ДД.ММ.ГГГГ Расселение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, реализуется по ведомственной целевой программе «Переселение граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2011 – 2012 годы», программа разработана во исполнении Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», решением Пермской городской Думы от 30 ноября 2010 г. № 200 «О бюджете города Перми на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», при этом приведен перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Указывает, что в результате реализации Программы в 2012 году планируется переселить 300 человек в благоустроенное жилое помещение из 8 аварийных многоквартирных домов, данный дом не вошел в Программ переселения граждан на 2011-2012 годы, в связи с чем, администрация г.Перми не имеет возможности предоставить жилое помещение для проживания по договору социального найма истцу. Считает, что из анализа норм жилищного законодательства: ст. 89, ст. 51 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ следует, что в социальный наем жилье предоставляется гражданам, которые являются нуждающимися в жилых помещениях, но не всем, а только тем, которые признаются малоимущими, при этом данные положения отмечены и в определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 г. № 376-О-П и в ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, в связи с чем, полагает, что требования истца не обоснованы и в их удовлетворении должно быть отказано (л.д. 25-26). Третье лицо – МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» – в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела судом извещено надлежащим образом (л.д. 21). Заслушав представителя истца, оценив возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В силу пунктов 1-2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Из материалов дела следует, что Абзалимова Т.С., Абзалимова З.С. зарегистрированы и проживают в квартире <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). ДД.ММ.ГГГГ между Абзалимовой Т.С. (Собственник) и муниципальным образованием город Перми (Администрация) заключен договор № о безвозмездной передаче приватизированного жилого помещения в муниципальную собственность города Перми, по условиям которого Собственник безвозмездно передает в собственность Администрации, а Администрация принимает в муниципальную собственность принадлежащее гражданину жилое помещение <адрес> (п. 1.1.); указанное жилое помещение состоит из однокомнатной квартиры общей площадью 25,2 кв.м., в том числе жилой площадью 15,6 кв.м., расположено на 1 этаже одноэтажного жилого дома (п. 1.2.); при этом жилое помещение принадлежит Абзалимовой Т.С. на праве собственности, на основании договора безвозмездной передачи квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.3). Кроме того, право собственности на жилое помещение, указанное в п. 1.1. настоящего договора возникает у Администрации после регистрации права в установленном законом порядке (п. 2.1.) (л.д. 17). Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником однокомнатной квартиры, общей площадью 25,2 кв.м., <адрес>, является Муниципальное образование город Пермь на основании Договора о безвозмездной передаче приватизированного жилого помещения в муниципальную собственность города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 19). Как следует из распоряжения начальника Департамента имущественных отношений администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ однокомнатная квартира <адрес>, общей площадью 25,2 кв.м., в том числе жилой площадью 15,6 кв.м., включена в Единый реестр муниципальной собственности г.Перми с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18). ДД.ММ.ГГГГ между нанимателем Абзалимовой Т.С. и наймодателем Муниципальным казенным учреждением «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», действующего от имени собственника жилого помещения – Муниципального образования город Пермь заключен договор социального найма жилого помещения (л.д. 8, 9, 14), по условиям которого, нанимателю передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты общей площадью 25,2 кв.м., в том числе жилой площадью 15,6 кв.м., <адрес>, для проживания в нем. Актом межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, при этом указано, что проведение капитального ремонта жилого дома экономически нецелесообразно (л.д. 11-13). Согласно Заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу (л.д. 14). Из ответа Управления жилищных отношений администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Абзалимовой Т.С. об определении сроков расселения дома следует, что дом <адрес> на основании заключения межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и включен в «Реестр многоквартирных жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для постоянного проживания граждан и аварийных многоквартирных жилых домов». Кроме того, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ признано непригодными для постоянного проживания 907 домов, из них аварийными 221 дом, при этом выделяемые бюджетные средства не позволяют приобрести достаточное количество жилья для переселения жильцов из данных домов и расселить одновременно все непригодные и аварийные дома, в настоящий момент администрация г.Перми расселяет 177 домов признанных аварийными. Вместе с тем дом <адрес> в план расселения на 2012 г. не вошел, в связи с чем, сроки расселения указанного дома не определены (л.д. 15). Таким образом, судом установлено и не оспорено ответчиком, что жилое помещение, занимаемое истцами, является непригодным для проживания, истцы продолжают проживать в непригодном помещении. Поскольку предоставление помещения на условиях социального найма осуществляется муниципальными органами, то есть администрацией г. Перми, следовательно, в силу изложенных выше норм закона ответчик обязан предоставить истцам на условиях социального найма равнозначное благоустроенное жилое помещение в черте г. Перми в виде отдельной квартиры. Доказательств, свидетельствующих о том, что указанный жилой дом подлежит реконструкции либо капитальному ремонту, ответчиком суду не представлено. Отсутствие дома <адрес> в перечне домов, подлежащих сносу в рамках целевой программы «Переселение граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2011 – 2012 годы», не может умалять право истцов на получение другого жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не подлежащего ремонту или реконструкции, в котором истцы проживают до настоящего времени. Определяя характеристики предоставляемого жилого помещения, суд исходит из следующего. Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Как следует из технического паспорта здания, занимаемое истцами жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру, общей площадью 25,2 кв.м. жилой площадью 15,6 кв.м. (л.д. 7). При таких обстоятельствах истцам должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, то есть однокомнатная квартира, жилой площадью - не менее 15,6 кв. м и общей площадью - не менее 25,2 кв.м. Доводы ответчика о том, что истцы на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят и не обращались, не могут быть признаны обоснованными на основании следующего. На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; 3) жилое помещение признано непригодным для проживания; 4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления; 5) жилое помещение подлежит передаче религиозной организации в соответствии с Федеральным законом "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд считает, что исковые требования Абзалимовой Т.С., Абзалимовой З.С. являются обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, поскольку истцы имеют право на получение жилого помещения в связи с проживанием в непригодном и подлежащем сносу для проживания, им должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 25,2 квадратных метров во внеочередном порядке, при этом внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Исходя из анализа вышеприведенных норм жилищного законодательства следует, что у ответчика не имеется оснований для отказа истцам в предоставлении жилого помещения по тому основанию, что истцы на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоят и не обращались, поскольку законодатель прямо предусматривает предоставление благоустроенного жилого помещения, если жилое помещение признано непригодным для проживания. При этом часть 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Поэтому истцы вправе требовать предоставления им другого жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в силу п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ из муниципального жилищного фонда. Обязанность по предоставлению жилого помещения истцам должна быть возложена на администрацию г. Перми, как владельца муниципальной собственности. Таким образом, администрация г. Перми обязана предоставить Абзалимовой Т.С., Абзалимовой З.С. однокомнатную благоустроенную квартиру по договору социального найма жилой площадью - не менее 15,6 кв.м., общей площадью не менее – 25,2 кв.м., в черте города Перми. Суд считает, что предоставление жилого помещения в соответствии с указанными выше параметрами равнозначно ранее занимаемому помещению и гарантирует истцам условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Возложить на администрацию города Перми обязанность предоставить Абзалимовой Т.С., Абзалимовой З.С. на основании договора социального найма благоустроенную квартиру, жилой площадью - не менее 15,6 кв.м, общей площадью - не менее 25,2 кв.м., в черте г.Перми Решение суда в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленский районный суд г.Перми. Председательствующий: Курнаева Е.Г.