о предоставлении жилья



Дело № 2-2960/12 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 сентября 2012 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Козловцевой А.А.,

с участием истца Аликиной Т.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривощекова Л.И., Аликина А.С., Аликиной Т.Л., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Аликина М.А., Аликиной А.А., к администрации г. Перми о предоставлении жилого помещения,

установил:

Аликина Т.Л., действующая также в интересах несовершеннолетних Аликина М.А., Аликиной А.А., Аликин А.С., Кривощеков Л.И. обратились в суд с иском к администрации г. Перми о предоставлении жилого помещения на семью из 5 человек согласно нормам Жилищного кодекса РФ, общей площадью не менее <хх> кв. м. Требования мотивировали тем, что истцы признаны малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилом фонде, они вправе получить другое благоустроенное жилое помещение, исходя из нормы предоставления, проживают в квартире по адресу <адрес> на основании договора социального найма. Дом является непригодным для проживания, признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени жилое помещение взамен ветхого им не предоставлено.

В судебном заседании истец Аликина Т.Л. на иске настаивала, пояснила, что квартира по <адрес> ранее принадлежала Кривощекову Л.И., в ДД.ММ.ГГГГ передана в муниципальную собственность.

Истцы Аликин А.С., Кривощеков Л.И. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие администрации г. Перми, указывает, что исковые требования не признает, приводит доводы о том, что расселение граждан, проживающих в ветхом муниципальном жилищном фонде, осуществляется по ведомственной целевой программе «Переселение граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2009-2014 года. Жилой дом по <адрес> в перечни домов, подлежащих расселению по указанной программе, на ДД.ММ.ГГГГ не включен. В настоящее время сообщить срок расселения вышеуказанного дома не предоставляется возможным в связи с тем, что перечень домов, планируемых к расселению на ДД.ММ.ГГГГ будет формироваться в начале года, после утверждения бюджета г. Перми, поэтому администрация г. Перми не может предоставить истцам жилое помещение. Кроме того, указал, что невозможно установить на основании чего была приобретена Кривощековым Л.И. в собственность <адрес>.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма,… признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу ст. 89 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 316-ФЗ, от 30.11.2010 N 328-ФЗ) предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Судом установлено, что согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14) Кривощеков Л.И. является нанимателем муниципального изолированного жилого помещения, состоящего из трех комнат в квартире по адресу <адрес> общей площадью <хх> кв. м, в том числе жилой <хх> кв.м; в договор в качестве членов семьи нанимателя включены дочь – Аликина Т.Л., внуки – Аликин М.А., Аликина А.А., зять – Аликин А.С. данные лица зарегистрированы в указанном жилом помещении, что подтверждается справкой (л.д. 13).

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 6).

Какие либо жилые помещения на праве собственности за истцами не зарегистрированы, что подтверждается сообщениями Управления Росреестра по Пермскому краю и ГУП «ЦТИ Пермского края» (л.д.26-31).

Доказательств, свидетельствующих о том, что истцы обеспечены каким-либо жилым помещением, суду не представлено.

Поскольку судом установлено и не оспаривается ответчиком, что жилое помещение, в котором проживают и зарегистрированы истцы, является непригодным для проживания, признано аварийным и подлежащим сносу, иным жилым помещением они не обеспечены, при этом предоставление помещения на условиях социального найма осуществляется муниципальными органами, т.е. администрацией г. Перми, следовательно, ответчик обязан предоставить истцам на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Перми.

Отсутствие <адрес> в перечне домов, подлежащих сносу в рамках целевой программы «Переселение граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2009-2014 года» не может умалять право истцов на получение другого жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не подлежащего ремонту или реконструкции, в котором истцы проживают до настоящего времени.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Поэтому истцы вправе требовать предоставления им другого жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в силу п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ из муниципального жилищного фонда.

Обязанность по предоставлению жилого помещения истцам должна быть возложена на администрацию г. Перми, как владельца муниципальной собственности.

Определяя характеристики предоставляемого жилого помещения, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Решением комитета социальной защиты населения администрации г. Перми истцы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ признаны малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде, что ответчиком не оспаривается.

Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Поскольку истцы проживают в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, то есть не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, установленным ст. 15 Жилищного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", то они являются нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем при определении общей площади жилого помещения, на предоставление которого они имеют право, должна применяться норма предоставления в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на человека, установленная Решением Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103.

Сам по себе факт отсутствия постановки на учет истцов в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, при наличии законного права состоять на данном учете не может повлечь уменьшение объема гарантированных конституционных прав гражданина на жилище.

При таких обстоятельствах, истцам должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее <хх> кв. м.

Поскольку из технического паспорта <адрес> следует, что она состоит из трех комнат жилой площадью 37,6 кв. м., кухни, коридора и санузла, то на основании ч. 3 ст. 89 Жилищного кодекса РФ истцам должно быть предоставлено жилое помещение в виде отдельной квартиры, состоящей не менее чем из трех комнат.

Доводы ответчика об отсутствии доказательств основания приобретения Кривощековым Л.И. квартиры по <адрес> в собственность не имеют правового значения для разрешения спора. Судом установлено, что в настоящее время указанная квартира находится в муниципальной собственности и истцы проживают в ней по договору социального найма, что ответчиком не оспаривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

возложить на администрацию города Перми обязанность предоставить Аликиной Т.Л., Аликину М.А., Аликиной А.А., Аликину А.С., Кривощекову Л.И. на семью из пяти человек на основании договора социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в виде квартиры, состоящей не менее чем из трех комнат, в черте г. Перми общей площадью не менее <хх> кв. метров.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Иванова Н.А.