Дело № 2-3983/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 сентября 2012 года, город Пермь, Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Егорова Д.С., при секретаре Андриако А.П., с участием: представителя прокуратуры Ленинского района г. Перми Ченцовой Ю.П., на основании служебного удостоверения, заявителя Гребенюка В.А., представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Пермского края Любарской Т.В., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению доверенного лица кандидата в Президенты Российской Федерации Зюганова Г.А. – Гребенюка В.А., об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Пермского края, заинтересованные лица: Избирательная комиссия Пермского края, Зюганов Г.А., Путин В.В., У с т а н о в и л: Доверенное лицо кандидата в Президенты РФ Зюганова Г.А. – Гребенюк В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти, просит признать незаконным нарушающее избирательные права кандидата в Президенты РФ Зюганова Г.А. бездействие Избирательной комиссии Пермского края, выразившегося в непринятии мер по пресечению незаконной агитации. Свои требования заявитель обосновывает тем, что, являясь доверенным лицом кандидата в Президенты РФ Зюганова Г.А., обратился в Избирательную комиссию Пермского края по факту незаконной агитации, выразившейся в размещении на <адрес> агитационного материала – баннера с надписью «Спортсмены Прикамья за путина», с нарушением положений п. п. 2, 5 и 10 ст. 54 федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ № 67-ФЗ). Заявитель, ссылаясь на положения п. 8 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ, полагает, что Избирательная комиссия Пермского края, в срок не позднее пяти дней с момента поступления его обращения, должна была обратиться в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконного баннера, являющегося агитационным материалом. Вместе с тем, Избирательной комиссией Пермского края предусмотренных законом действий по пресечению незаконной агитации, совершено не было. В судебном заседании заявитель Гребенюк В.А. свои доводы и требования поддержал, пояснил, что баннер содержал все предусмотренные законом признаки незаконной агитации, полагает, что при наличии информации о явной незаконной агитации, изложенной в его заявлении Избирательная комиссия Пермского края, в нарушение п. 8 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ, незамедлительно не направила в адрес правоохранительных органов представление об изъятии незаконных агитационных материалов и пресечении незаконной агитации. Такое бездействие комиссии, а также факты нахождения незаконных агитационных в общественных местах в период предвыборной компании, нарушило право кандидата в Президенты РФ Зюганова Г.А. на проведение агитационной компании в равных условиях с другими кандидатами в Президенты РФ. Представитель Избирательной комиссии Пермского края Любарская Т.В., с заявленными требованиями не согласна, пояснила, что заявление доверенного лица кандидаты в Президенты РФ Зюганова В.А. - Гребенюка В.А. поступило в комиссию ДД.ММ.ГГГГ и было рассмотрено в присутствии заявителя ДД.ММ.ГГГГ, решением комиссии срок рассмотрения заявления был продлен в соответствии с требованиями законодательства. Для проверки сведений изложенных в обращении Гребенюка В.А., установления лиц, разместивших баннер, были направлены запросы в Центральную избирательную комиссию РФ и в Управление по развитию потребительского рынка администрации города Перми. ДД.ММ.ГГГГ комиссией принято решение о поручении члену комиссии уполномоченному на составление протоколов об административном правонарушении провести административное расследование по признакам административного правонарушения предусмотренного ст. 5.12 КоАП РФ. По результатам расследования, ДД.ММ.ГГГГ членом Избирательной комиссии Пермского края вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – отсутствие состава административного правонарушения. Полагает, что обращение Гребенюка В.А. было рассмотрено в установленном законом порядке и сроки, оснований для принятия мер направленных на изъятие баннера не имелось, поскольку факта незаконной агитации, в т.ч. нарушения требований п.п. 2-6, 8 и 10 ФЗ № 67-ФЗ, установлено не было, баннер и плакаты незаконными агитационными материалами ни Избирательной комиссией Пермского края, ни Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, не признавались. Избирательной комиссией Пермского края представлены письменные возражения относительно заявления Гребенюка В.А. /л.д.136-138/, аналогичного содержания. В своем заключении прокурор Ченцова Ю.П. полагает, что оснований для признания деятельности Избирательной комиссии Пермского края незаконной и нарушающей избирательные права кандидата в Президенты РФ Зюганова Г.А., не имеется, поскольку обращение его доверенного лица - Гребенюка В.А. было рассмотрено в установленном законом порядке и сроки, нарушения положений ФЗ № 67-ФЗ и ФЗ № 19-ФЗ, в деятельности Избирательной комиссии Пермского края не имеется, поэтому в удовлетворении заявления Гребенюка В.А. следует отказать. Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, материалы гражданского дела № по заявлению Гребенюка В.А. об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Пермского края, рассмотренного Ленинским районным судом г. Перми, материалы по жалобам на постановление по делу об административном правонарушении № и №, находящиеся в производстве Ленинского районного суда г. Перми, материалы дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ, по факту размещения баннера с надписью «Спортсмены Прикамья за Путина», рассмотренное ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссией Пермского края, суд приходит к выводу о том, что заявленные Гребенюк В.А. является необоснованным и удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям В соответствии с п. 4 ст. 20 ФЗ № 67-ФЗ, комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения. Согласно п. 4 ст. 12 ФЗ № 19-ФЗ, избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении содержатся факты нарушения кандидатом, политической партией настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов, то кандидат, политическая партия или их уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения. Кандидат или его уполномоченный представитель. уполномоченные представители политической партии вправе давать объяснения по существу обращения. В случае нарушения кандидатом, политической партией настоящего Федерального закона избирательная комиссия вправе вынести этому кандидату, этой политической партии предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом. Как установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ Гребенюк В.А. является доверенным лицом кандидата на должность Президента РФ Зюганова Г.А. при проведении выборов Президента Российской Федерации, назначенных Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25.11.2011 года № 442-СФ, на 04.03.2012 г. /л.д.15/, его (Гребенюка В.А.) статус, в связи с рассмотрением настоящего гражданского дела, в силу положений п. 4 ст. 43 ФЗ № 67-ФЗ, не прекращен. ДД.ММ.ГГГГ Гребенюк В.А. обратился в Избирательную комиссию Пермского края с заявлением /л.д.118/, в котором просил принять меры к установлению распространителей и заказчиков печатного агитационного материала – баннера с надписью «Спортсмены Прикамья за Путина», размещенного <адрес>, принять меры к изъятию данного незаконного агитационного материала, а также возбудить производства по делу об административном правонарушении. Заявление Гребенюка В.А. было рассмотрено Избирательной комиссией Пермского края ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № /л.д.120/, о продлении срока рассмотрения заявления Гребенюка В.А. При рассмотрении заявления Гребенюка В.А., Избирательной комиссией Пермского края направлены запросы о предоставлении информации в ЦИК России и в Управление по развитию потребительского рынка администрации города Перми. ДД.ММ.ГГГГ обращение Гребенюка В.А., а также поступившие в рамках производства по нему материалы, были повторно рассмотрены Избирательной комиссией Пермского края. По результатам рассмотрения было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № /л.д.128-129/, о поручении члену комиссии уполномоченному на составление протоколов об административном правонарушении Алаеву И.Ю. провести административное расследование по факту размещения <адрес> баннера с надписью «Спортсмены Прикамья за Путина». ДД.ММ.ГГГГ определением члена Избирательной комиссии Пермского края уполномоченного на составление протоколов об административном правонарушении Алаева И.Ю. /л.д.130/, по факту размещения <адрес> баннера с надписью «Спортсмены Прикамья за Путина», было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ, производство по которому, в последствии, постановлением того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ прекращено по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – за отсутствием состава административного правонарушения /л.д.135/. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, о том, что со стороны Избирательной комиссии Пермского края не было допущено бездействия выразившегося в нарушении установленных законом сроков рассмотрения обращения доверенного лица кандидата на должность Президента РФ Зюганова Г.А. – Гребенюка В.А. от ДД.ММ.ГГГГ о нарушениях избирательного законодательства, поскольку, как следует из исследованных по делу доказательств, обращение было первично рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на второй день с момента поступления, повторное его рассмотрение имело место ДД.ММ.ГГГГ, т.е., в течение срока, на который рассмотрение обращения было продлено. При названных обстоятельствах, Избирательная комиссия Пермского края действовала в пределах сроков рассмотрения обращения доверенного лица кандидата, установленных п. 4 ст. 20 ФЗ № 67-ФЗ и п. 4 ст. 12 ФЗ № 19-ФЗ, оснований полагать о незаконном бездействии Избирательной комиссии Пермского края, не имеется, доводы заявителя в данной части следует признать необоснованными. Также суд находит необоснованными доводы заявителя о незаконном бездействии Избирательной комиссии Пермского края выразившемся в том, что ею, в нарушение положений п. 8 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ, не приняты меры по немедленному изъятию незаконных агитационных материалов, т.е. по снятию баннера. В соответствии с п.п. «б» п. 2 ст. 48 ФЗ № 67-ФЗ, предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона). В соответствии с п. 1 ст. 55 ФЗ № 19-ФЗ, экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут распространяться эти материалы. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы. В силу ч. 3 ст. 196, ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным требованиям, однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Разрешая дело в пределах предмета заявленных требований, суд не находит оснований признать деятельность Избирательной комиссии Пермского края при рассмотрении обращения Гребенюка В.А. о незаконной агитации, нарушающей положения п. 8 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ, поскольку обязанность незамедлительного принятия мер по пресечению незаконной агитации, установленная названной правовой нормой, возложена на избирательную комиссию только в случае выявления фактов распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований п.п. 2-6, 8 и 10 ст. 54 ФЗ № 67-ФЗ, вместе с тем, печатный материал - баннер, который, по мнению заявителя, являлся незаконной агитацией, сам по себе ни Избирательной комиссией Пермского края, ни иными государственными органами, в т.ч. судом, незаконной агитацией не признавался, в т.ч. не был признан таковой по результатам проведенного административного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ. Как установлено судом, Избирательная комиссия Пермского края, при рассмотрении заявления Гребенюка В.А. от ДД.ММ.ГГГГ, факт нахождения баннера в общественном месте, незаконной агитацией не признавала, в последствии, по результатам административного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении, уполномоченным должностным лицом комиссии было принято решение о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ, соответствующее постановление от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу. При названных обстоятельствах, оснований для направления в правоохранительные органы представления об изъятии баннера, у Избирательной комиссии Пермского края ни при первичном рассмотрении обращения Гребенюка В.А., ни в последствии, не имелось. При рассмотрении дела суд также находит заслуживающими внимания доводы представителя Избирательной комиссии Пермского края о том, что печатный материал - банер, размещенный на площади Карла Маркса г. Перми, в комиссию не представлялся, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ комиссией был направлен соответствующий запрос в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с приложением изображения названных печатных материалов, в последствии, при реализации контрольных полномочий предусмотренных п.п. «а» п. 9 ст. 21 ФЗ № 67-ФЗ, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не выявляла в деятельности Избирательной комиссии Пермского края фактов нарушения избирательных прав граждан при рассмотрении заявлений и сообщений о размещении баннера с надписью «Спортсмены Прикамья за Путина», в т.ч. фактов нарушения избирательных прав кандидатов в Президенты РФ, выразившихся в непринятии мер по пресечению незаконной агитации. С учетом изложенного, а также того, что доводы заявителя о нарушающем избирательные права бездействии Избирательной комиссии Пермского края при рассмотрении обращения доверенного лица в Президенты РФ Зюганова Г.А. – Гребенюка В.А., в судебном заседании не нашли своего подтверждения, каких либо иных оснований для признания заявления Гребенюка В.А. обоснованным, заявителем не названо, судом не установлено, в удовлетворении заявления Гребенюка В.А., о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Пермского края, следует отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194-199, 258, 261 ГПК РФ, суд В удовлетворении заявления доверенного лица кандидата в Президенты Российской Федерации Зюганова Г.А. – Гребенюка В.А., об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Пермского края, отказать в полном объеме. Решение в течение месяца с момента его составления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми. < >