Дело № 2-3137/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 сентября 2012 г. Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Рубан О.Н., при секретаре Ахидовой К.А., с участием прокурора Мальцева А.В., представителя ответчика Лавринович Е.П., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Управляющая компания «Пермская модель комфорта» о признании незаконным примененного порядка расчетов с потребителями услуг холодного водоснабжения, установил: Прокурор Дзержинского района г. Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Управляющая компания «Пермская модель комфорта» о признании незаконным примененный в ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ порядок расчетов с потребителями услуг холодного водоснабжения в доме <адрес>, с собственниками помещений домов в г. Перми по адресам: <адрес> за услуги холодного водоснабжения за период ДД.ММ.ГГГГ; домов по адресам: <адрес> за услуги холодного водоснабжения за период ДД.ММ.ГГГГ. Также истец просит возложить на ответчика обязанность произвести расчеты с собственниками помещений указанных жилых домов за потребляемые коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., по формуле № 9 Приложения № 2 к Правилам. В обоснование требований истец указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о тарифах и нормативах в сфере ЖКХ в части их применения при расчете размера платы за коммунальные услуги на первое полугодие ДД.ММ.ГГГГ установлено, что дом <адрес> в соответствии с договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ находится в управлении ООО «Управляющая компания «Пермская модель комфорта». Указанный дом оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения (эксплуатируется непрерывно с момента принятия дома к управлению), часть жилых помещений дома оборудована индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения. Ответчик, осуществляя деятельность по управлению домом, в нарушение требований Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, в ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ осуществлял расчеты с собственниками жилых помещений дома по формулам, применение которых законодательством не предусмотрено. Образовавшаяся в результате применения указанного порядка начисления платы разница между суммами, оплаченными управляющей компанией ресурсоснабжающей организации, и суммами, начисленными в течение года потребителям услуги, проживающим в указанном доме, была скорректирована обществом в ДД.ММ.ГГГГ, что не предусмотрено действующим правовым регулированием. Факты аналогичных нарушений выявлены при исчислении управляющей компанией платы за услуги холодного водоснабжения собственникам жилых помещений в следующих домах в г. Перми: <адрес> за услуги холодного водоснабжения за период ДД.ММ.ГГГГ, а также в домах в г. Перми по адресам: <адрес> за услуги холодного водоснабжения за период ДД.ММ.ГГГГ. Указанные факты подтверждают факт нарушения прав и законных интересов собственников жилых помещений, лиц, постоянно и временно проживающих в указанных домах (л.д. 2-5). Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным примененный ООО «Управляющая компания «Пермская модель комфорта» в ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ порядок расчетов с потребителями услуг холодного водоснабжения в доме <адрес>; с собственниками помещений домов в г. Перми по адресам: <адрес> за услуги холодного водоснабжения за период ДД.ММ.ГГГГ; дома <адрес> за услуги холодного водоснабжения за период ДД.ММ.ГГГГ; дома <адрес> за услуги холодного водоснабжения за ДД.ММ.ГГГГ. Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении, настаивает на заявленных требованиях в полном объеме. Представитель ответчика в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора признает в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, представителю ответчика разъяснены и понятны. Суд, оценив доводы представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает требования подлежащими удовлетворению на основании следующего. В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами. Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40). В соответствии со ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила). Данными Правилами определено понятие "потребитель", согласно которого под потребителем понимается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. На основании п. 15 указанных Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Согласно п.п. «а» п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таким доме размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, потребленные в жилом и нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. В соответствии с подп. 1 п. 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение определяется по формуле 9 (учитывающей объем воды, потребленный за расчетный период в целом всем домом, суммарный объем воды, потребленный жителями, установившими в квартире индивидуальные счетчики, и жителями, у которых счетчиков нет): , (9) где: - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах – общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений – в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час); - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах – общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения – в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час); - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения – руб./куб. м; для электроснабжения – руб./кВт·час). Судом в судебном заседании установлены следующие обстоятельства по делу. В ходе проведенной прокуратурой Дзержинского района г. Перми проверки исполнения законодательства о тарифах и нормативах в сфере ЖКХ в части их применения при расчете размера платы за коммунальные услуги на первое полугодие ДД.ММ.ГГГГ установлено, что дом <адрес> в соответствии с договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ находится в управлении ООО «Управляющая компания «Пермская модель комфорта» (л.д. 27-40). Указанный дом оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения (эксплуатируется непрерывно с момента принятия дома к управлению), часть жилых помещений дома оборудована индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения. Ответчик, осуществляя деятельность по управлению домом, в нарушение требований Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, в ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ осуществлял расчеты с собственниками жилых помещений дома по формулам, применение которых законодательством не предусмотрено. В частности, для собственников жилых помещений, оборудованных индивидуальным прибором учета соответствующего ресурса сумма платы исчислялась путем умножения количества потребленной холодной и горячей воды на установленный тариф стоимости 1-го м 3 холодной воды; для собственников жилых помещений, не оборудованных индивидуальным прибором учета, сумма платы исчислялась путем умножения установленного норматива потребления ресурса на количество временно и постоянно проживающих в помещении человек на установленный тариф стоимости ресурса. Образовавшаяся в результате применения указанного порядка начисления платы разница между суммами, оплаченными управляющей компанией ресурсоснабжающей организации, и суммами, начисленными в течение года потребителям услуги, проживающим в указанном доме, была скорректирована обществом в ДД.ММ.ГГГГ, что действующим правовым регулированием не предусмотрено. Применение указанного неправомерного осуществления расчетов приводит к необходимости систематического проведения корректировок платы за услуги холодного водоснабжения по причине возникающей разницы между суммами, предъявляемыми к оплате ресурсоснабжающей организацией и суммами, начисляемыми жильцам. Факты аналогичных нарушений выявлены при исчислении ответчиком платы за услуги холодного водоснабжения собственниками жилых помещений также в следующих домах: - <адрес> за период ДД.ММ.ГГГГ. - <адрес> за период ДД.ММ.ГГГГ, - <адрес> за период ДД.ММ.ГГГГ, - <адрес> за период ДД.ММ.ГГГГ, - <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, копиями квитанций на оплату коммунальных услуг (л.д. 41-56 – договор, л.д. 57-63, 164, 180-191 – справки, л.д. 64-163 – квитанции) и не оспариваются ответчиком. При решении вопроса об удовлетворении заявленных требований, суд принимает во внимание признание ответчиком заявленных требований в полном объеме, что подтверждается распиской (л.д. 195). На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом исковых требований. При таких обстоятельствах суд признает обоснованными исковые требования прокурора Дзержинского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Управляющая компания «Пермская модель комфорта» о признании незаконным примененного порядка расчетов с потребителями услуг холодного водоснабжения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать незаконным примененный ООО «Управляющая компания «Пермская модель комфорта» в ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ порядок расчетов с потребителями услуг холодного водоснабжения в доме <адрес>; с собственниками помещений домов в г. Перми по адресам: <адрес> за услуги холодного водоснабжения за период ДД.ММ.ГГГГ; дома <адрес> за услуги холодного водоснабжения за период ДД.ММ.ГГГГ; дома <адрес> за услуги холодного водоснабжения за ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий: Рубан О.Н.