Именем Российской Федерации 04 октября 2012 года Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Рубан О.Н., при секретаре Ахидовой К.А., с участием истцов Калиногорского П.А., Калиногорской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калиногорского П.А., Калиногорской Е.А., действующих в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании распоряжения незаконным, признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности, третье лицо – Министерство социального развития Пермского края, у с т а н о в и л: Калиногорский П.А., Калиногорская Е.А., действующие в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратились в суд с иском о признании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, признании их семьи нуждающейся в жилом помещении, возложении на Управление жилищных отношений администрации г. Перми обязанности включить семью истцов в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (л.д. 12 – 17). В обоснование заявленных требований истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение об отказе в признании их семьи нуждающейся в жилом помещении, и об отказе во включении в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы». Указанное решение является незаконным. Калиногорские в составе семьи из трех человек проживают в жилом помещении общей площадью 42,1 кв.м., где кроме них зарегистрированы и проживают еще два члена семьи собственника данного помещения. Иных жилых помещении в собственности и в пользовании истцов не имеется, поэтому Калиногорские нуждаются в улучшении жилищных условий. Кроме того, молодая семья Калиногорских отвечает всем требованиям, предъявляемым к претендентам на участие в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы». В судебном заседании истцы поддержали заявленные исковые требования, просят их удовлетворить. Управление жилищных отношений администрации г. Перми о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду письменное заявление. Из представленных письменных возражений следует, что ответчик просит отказать в удовлетворении иска, поскольку семья Калиногорских не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, а значит не отвечает требованиям, предъявляемым к претендентам на участие в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы». Представитель третьего лица – Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду письменное заявление. Суд, оценив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между Калиногорским П.А. и Калиногорской Е.А. Дочь истцов – ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36, 37). Калиногорский П.А. в период ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по <адрес> (л.д. 31). С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец зарегистрирован по <адрес> (л.д. 32). С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица Калиногорская Е.А. зарегистрирована по <адрес> (л.д. 27). Квартира, <адрес>, общей площадью 42,1 кв.м., на праве собственности принадлежит матери истца – ФИО2 (л.д. 38, 39). По указанному адресу зарегистрировано 5 человек: Калиногорский П.А. (истец), Калиногорская Е.А. (истица), ФИО1 (дочь истцов), ФИО2 (мать истца – собственник квартиры), ФИО3 (внук собственника квартиры) – л.д. 40. ФИО2 – мать истца является также собственником квартиры общей площадью 33,9 кв.м., <адрес> (л.д. 68). В квартире, расположенной по указанному адресу, зарегистрированы: ФИО3 (сын ФИО2), ФИО4 (внук ФИО2) – л.д. 69. Всего в пользовании Калиногорского П.А. (истец), Калиногорской Е.А. (истица), ФИО1 (дочь истцов), ФИО2 (мать истца), ФИО3(внук матери истца), ФИО3 (брат истца), ФИО4 (внук матери истца) находится 76 кв.м. общей площади жилых помещений, <адрес> (квартиры № и №). Таким образом, в пользовании каждого члена семьи находится 10,9 кв.м. общей площади жилых помещений (76 кв.м. / 7 чел. = 10,9 кв.м.). Доказательств иного ответчиком суду на день рассмотрения дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ). Иных жилых помещений на праве собственности, а также в пользовании истцов и их дочери не имеется, что подтверждается материалами дела, и сторонами не оспаривается. На основании исследованных в судебном заседании доказательств судом установлено, что семья истцов в составе трех человек, в том числе Калиногорский П.А., Калиногорская Е.А., ФИО1, является нуждающейся в жилом помещении. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Учитывая приведенные положения Жилищного кодекса РФ, суд считает необходимым проанализировать следующие фактические обстоятельства. В период ДД.ММ.ГГГГ истица Калиногорская Е.А. была зарегистрирована в квартире общей площадью 32,4 кв.м. <адрес> (л.д. 46). Данное жилое помещение было приобретено в долевую собственность (по 1/2 доле) родителей истицы по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Право постоянного бессрочного пользования данным жилым помещением истица не приобрела, т.к. участия в его приватизации не принимала, от участия в приватизации не отказывалась. Право собственности на указанное жилое помещение возникло у родителей истицы на основании договора купли-продажи. Калиногорская Е.А. вселилась в квартиру в возрасте 21 года. Истица имела право пользования данной квартирой как член семьи собственника. ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью матери истицы – ФИО5 открылось наследство в виде 1/2 доли в праве собственности на квартиру площадью 32,4 кв.м. по <адрес>, т.е. на 16,2 кв.м. Наследниками первой очереди по закону являлись: ФИО6 (отец истицы), ФИО7 (сестра истицы), Калиногорская Е.А. (истица). Соответственно, истица имела право на вступление в наследство и приобретение права собственности на 1/6 долю в праве собственности на квартиру <адрес>, площадью 5,4 кв.м. От вступления в наследство истица отказалась (л.д. 47, 48). Отказавшись от вступления в наследство и приобретения права собственности на 5,4 кв.м. общей площади жилого помещения <адрес>, истица ухудшила свои жилищные условия. Однако, суд учитывает, что даже при условии вступления в данное наследство, семья Калиногорских оставалась бы нуждающейся в улучшении жилищных условий. В этом случае на состав семьи из 7 человек (Калиногорский П.А. (истец), Калиногорская Е.А. (истица), ФИО1 (дочь истцов), ФИО2 (мать истца), ФИО3 (внук матери истца), ФИО3 (брат истца), ФИО4 (внук матери истца)) приходилось бы 81,4 кв.м. общей площади жилых помещений. То есть по 11,6 кв.м. на одного человека. Однако, пунктом 1 решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. за №, утверждена учетная норма площади жилого помещения по городу Перми в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Даже при условии вступления истицы в наследство 1/6 доли в праве собственности на квартиру <адрес>, она и члены ее семьи оставались бы нуждающимися в улучшении жилищных условий. Поэтому факт отказа истицы от вступления в наследство в силу положений ст.ст. 51, 53 ЖК РФ не может служить основанием для отказа в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 (отец истицы) продал принадлежащее ему жилое помещение <адрес> (л.д. 49-52). Указанные действия ФИО6 от воли истицы не зависят. Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии с ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Пунктом 1 ст. 35 ЖК РФ предусмотрена обязанность освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им) в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением. Квартира <адрес> продана ФИО6, право пользования данным жилым помещением для истицы прекращено. При этом заключение ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ договора купли-продажи квартиры не может быть расценено как совершение ФИО1 намеренных умышленных действий, в результате которых она стала нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истица стороной данного договора купли-продажи квартиры не являлась, не вправе ею распоряжаться, не может влиять на волю ФИО6 в силу объективных причин. Истица не совершала умышленных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий. Доказательств иного ответчиком суду на день рассмотрения дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ). С учетом фактических обстоятельств дела, установленных в судебном заседании, жилищных условий истцов, их семья в составе трех человек: Калиногорского П.А., Калиногорской Е.А., ФИО1 должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в редакции Постановлений Правительства РФ от 14.07.2011 г. № 575, от 06.10.2011 г. № 825 (далее по тексту – Правила). Согласно п. 1 настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат. В соответствии с п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил). Долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы утверждена Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. № 1119-п (далее по тексту – Программа). Согласно п. 1.3. в Программе используются понятия и термины: Потенциальные участницы Программы – молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе. Для участия в Программе молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно). Достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе, и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из указанного списка при условии предоставления социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья; б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации; в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Семья Калиногорских отвечает требованиям, установленным Правилами и Программой. Возраст каждого из супругов Калиногорских не превышает 35 лет, они являются гражданами РФ, имеют доходы, иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (л.д. 54-67), являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, что установлено настоящим судебным решением. В соответствии с п. 2.3 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе в части участия в реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, являющихся приложением № 3 к Программе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края устанавливает личность заявителя, принимает и заверяет представленные копии документов и организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 2.1 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления пакета документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи потенциальной участницей Программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края в 5-дневный срок. Необходимые документы, перечисленные в п. 2.1 приведенных правил, приняты у истцов органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-25). Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № Калиногорской Е.А., Калиногорскому П.А. отказано в признании их молодой семьи в составе трех человек, в том числе ФИО1, нуждающейся в улучшении жилищных условий, ввиду представления документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; отказано во включении в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», в связи с несоответствием требованию о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 18-19). Соответствующее распоряжение суд считает незаконным, поскольку семья в составе трех человек: Калиногорского П.А., Калиногорской Е.А., ФИО1 отвечает требованиям, установленным для молодых семей – потенциальных участников Программы, является нуждающейся в улучшении жилищных условий. С учетом фактических обстоятельств дела, установленных в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ семью истцов следовало признать потенциальной участницей долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы». При таких обстоятельствах заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ №. Признать семью в составе трех человек: Калиногорского П.А., Калиногорской Е.А., ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать Управление жилищных отношений администрации г. Перми включить с ДД.ММ.ГГГГ молодую семью в составе трех человек: Калиногорского П.А., Калиногорской Е.А., ФИО1 в список потенциальных участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы». Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий: Рубан О.Н.