О признании незаконным бездействия, возложении обязанности



Дело № 2-2930/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2012 г. Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рубан О.Н.,

при секретаре Ахидовой К.А.,

с участием прокурора Евченко В.Л.,

представителя ответчика Морозовой Е.Ю., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Пироговой Н.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Березниковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд о признании незаконным бездействия Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, выразившееся в непринятии мер по финансированию затрат по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре всех жилых и производственных помещений ФКУ ИК- ГУФСИН России по Пермскому краю, а также возложении на Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю обязанности осуществить финансирование указанных затрат.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе комплексной проверки соблюдения требований Уголовно-исполнительного кодекса РФ в ФКУ ИК- ГУФСИН России по Пермскому краю выявлено отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре во всех жилых и производственных помещениях ФКУ ИК- ГУФСИН России по Пермскому краю, что является нарушением требований пожарной безопасности. Автоматическая система пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре в ИК- установлена лишь в отдельных кабинетах штаба ИК-. Выявленные нарушения являются следствием отсутствия финансирования из ГУФСИН России по Пермскому краю на эти цели. Согласно справке начальника ПЧ ВПО ИК- в ФКУ ИК- имеется на исполнении предписание ГПН от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выполненное лишь на 75 %. Остальные мероприятия администрация колонии не может выполнить в связи с недостаточным финансированием. Прокурор считает, что ответчик не выполняет возложенную законом обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, допускает бездействие, чем нарушает право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности. При этом прокурор ссылается на ст.ст. 2, 18, 46, 150 Конституции РФ, ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, п. 4 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ» от 18.06.2003г. № 313. Неисполнение ответчиком требований федерального законодательства по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией указанных помещений ставит под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара, чем нарушает права и законные интересы осужденных на защиту жизни и здоровья (л.д. 3-5).

Впоследствии прокурор уточнил заявленные требования в части возложения обязанности на ГУФСИН России по Пермскому краю осуществить финансирование затрат, необходимых для оборудования автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре всех жилых и производственных помещений ФКУ ИК- ГУФСИН России по Пермскому краю, в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу

Прокурор в судебном заседании поддерживает заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласен, поддержал письменные возражения на иск, согласно которым действующим законодательством предусмотрена специальная дисциплинарная, административная или уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, в том числе за неисполнение предписаний, к которой могут быть привлечены должностные лица, ответственные за пожарную безопасность, при наличии состава правонарушения. При этом ответчик ссылается на ч. 1 ст. 45, п.1 ч. 1 ст. 134, абз. ст. 220 ГПК РФ, ч. 2 ст. 26, ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 6, 38, 39 Федерального закона «О пожарной безопасности». Федеральным законом «О пожарной безопасности» гражданско-правовая ответственность за нарушение правил пожарной безопасности не предусмотрена, в связи с чем спор не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Кроме того, в данном случае круг лиц, в интересах которого прокурор обращается в суд, не является неопределенным. Соответственно, прокурор не имел полномочий обращаться в суд с данным заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц. Также ответчик считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку перечень нарушений, выявленный прокуратурой, вытекает из деятельности ФКУ ИК- ГУФСИН России по Пермскому краю. Помещения, которые не оборудованы охранной, пожарной сигнализацией, а также системами оповещения о пожаре, ответчику на правах оперативного управления не принадлежат, для осуществления уставных функций, целей и задач не используются (л.д. 49-52). Также представитель ответчика в судебном заседании указал, что в случае удовлетворения судом заявленных требований считает целесообразным установление срока для исполнения указанных нарушений не менее 6 месяцев.

Представитель третьего лица Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю в судебном заседании исковые требования поддерживает, но считает срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности продолжительностью 6 месяцев не разумным.

Третье лицо ФКУ ИК- ГУФСИН России по Пермскому краю своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом (л.д. 77).

Оценив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

На основании ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. с. 18, 46 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

В силу п. 4 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуации и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ» от 18.06.2003г. № 313, руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства по делу.

ДД.ММ.ГГГГ Березниковской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена комплексная проверка соблюдения требований УИК РФ в ФКУ ИК- ГУФСИН России по Пермскому краю с <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности». В частности, установлено, что автоматическая система пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре в ФКУ ИК- установлена лишь в помещении ПУ-, отделениях краевой больницы, медицинской части и отдельных кабинетах штаба ИК-: оперативном отделе, канцелярии, кабинете группы по ОМПиГО, аптеке. Отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре во всех жилых и производственных помещениях Учреждения (л.д. 9-20 – акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 21-25 – докладная записка).

Из справки начальника ПЧ ВПО ИК- следует, что в Учреждении имеется на исполнении предписание ГПН от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выполненное лишь на 75 %. Остальные мероприятия, в том числе установку автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, администрация Учреждения исполнить не может в связи с недостаточным финансированием (л.д. 8)

Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспариваются.

Из устава ФКУ «Исправительная колония ГУФСИН по Пермскому краю (приложение к приказу ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ ) следует, что учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляются ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Учреждение находится в ведении ФСИН России (п.п. 1.2, 1.3).

В силу п. 2.1, 2.5.1 Устава одной из целей деятельности Учреждения является обеспечение правопорядка и законности, обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории Учреждения.

Согласно п. 5.8, 5.12 Устава источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. При недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (л.д. 72-73).

На основании Положения о ГУФСИН по Пермскому краю, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами ГУФСИН России по Пермскому краю являются обеспечение законности и правопорядка в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности осужденных лиц, содержащихся под стражей, должностных лиц и других граждан, находящихся на территории этих учреждений,… охрана прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, … финансирование и материально-техническое обеспечение учреждений, исполняющих наказания, других подведомственных учреждений и подразделений в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов.

Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» администрация ФКУ ИК- ГУФСИН России по Пермскому краю совместно с ГУФСИН России по Пермскому краю обязана разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

Устранение недостатков, указанных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, требует значительных материальных затрат. Учреждение не может самостоятельно устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности. При этом финансирования со стороны ответчика на данные цели не было.

При решении вопроса об удовлетворении заявленных требований суд учитывает, что на ГУФСИН России по Пермскому краю возложено финансовое обеспечение Учреждения, ответчик допускает нарушение требований действующего законодательства в части исполнения требований пожарной безопасности, не осуществляя финансирование Учреждения в полном объеме. В результате отсутствия надлежащего финансирования ФКУ ИК- ГУФСИН России по Пермскому краю не может создать условия, гарантирующие охрану безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в Учреждении.

Таким образом, суд признает бездействие ГУФСИН России по Пермскому краю незаконным, и считает необходимым возложить на ответчика обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности путем осуществления финансирования затрат, необходимых для оборудования автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре всех жилых и производственных помещений ФКУ ИК- ГУФСИН России по Пермскому краю.

С учетом мнения сторон суд устанавливает срок для устранения указанных недостатков в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Доводы ответчика о том, что ГУФСИН России по Пермскому краю является ненадлежащим ответчиком, и прокурор не имеет полномочий обращаться в суд с данным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, на основании вышеизложенного суд признает несостоятельными.

Кроме того, с учетом требований ст.ст. 12, 150 ГК РФ, 45 ГПК РФ суд признает необоснованными возражения ответчика о том, что спор не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, выразившееся в непринятии мер по финансированию затрат по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре всех жилых и производственных помещений ФКУ ИК- ГУФСИН России по Пермскому краю.

Обязать Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю осуществить финансирование затрат, необходимых для оборудования автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре всех жилых и производственных помещений ФКУ ИК- ГУФСИН России по Пермскому краю, в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: Рубан О.Н.