О признании незаконным удержаний из суммы ежемесячной денежной компенсации



Дело № 2-2720/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2012 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,

при секретаре Подыниногиной М.А.,

с участием представителя Прокурора Орджоникидзевского района г.Перми Пермяковой Е.А.,

истца Гордеевой В.Г.,

представителя ответчика Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г.Перми Кочегаровой Д.Ф., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Орджоникидзевского района г.Перми в интересах Гордеевой В.Г. к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г.Перми о признании незаконным удержаний из суммы ежемесячной денежной компенсации,

установил:

Прокурор Орджоникидзевского района г.Перми, действуя в интересах Гордеевой В.Г. обратился в Ленинский районный суд г.Перми с иском к Территориальному Управлению Министерства социального развития Пермского края по г.Перми о признании незаконными действий по начислению перерасчета сумм ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг Гордеевой В.Г.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Орджоникидзевского района г.Перми проведена проверка доводов обращения Гордеевой В.Г. по вопросу незаконного удержания ранее выплаченных сумм ежемесячной денежной (дополнительной) компенсации (далее по тексту – ЕДК, ДЕДК) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в ходе которой установлено следующее. В соответствии с поступившими сведениями от поставщика жилищно-коммунальных услуг о размере предоставленной в ДД.ММ.ГГГГ скидки по оплату ЖКУ по категории «инвалид» Гордеевой В.Г. с ДД.ММ.ГГГГ была назначена компенсация, сумма которой составила <ххх>, из которых ЕДК – <ххх>, ДЕДК – <ххх>. Государственная политика в области социальной защиты инвалидов РФ, целью которой является обеспечение инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ определяется Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон). В соответствии со ст. 2 Закона, социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условий для преодоления, замещения (компенсации), ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. С учетом требований ст. 17 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством отдельным категориям граждан в форме ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и дополнительной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен «Порядком предоставления ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края № 116-П от 24.03.2009 года (далее – Порядок). В соответствии с п. 4 Порядка в случае, если 50% от расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определенных исходя из фактически предъявленных расходов, с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации превышают размер ежемесячной денежной компенсации, гражданину устанавливается дополнительная ежемесячная денежная компенсация. В силу п. 5 Порядка ежемесячная денежная компенсация, дополнительная ежемесячная денежная компенсация устанавливаются с 01.01.2010 года без подачи заявления на денежную компенсацию в территориальные органы Министерства социального развития Пермского края. На основании информации о лицах, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи гражданам, которые на указанную дату имеют право на получение ЕДК и ДЕДК. С учетом требований п. 6 Порядка граждане, право на ЕДК и ДЕДК у которых возникло после 01 января 2010 года предоставляют в Территориальные органы министерства заявление о предоставлении ЕДК, ДЕДК с указанием способа их получения. Прокурорской проверкой установлено, что Гордеева В.Г. обращалась в ТУ Минсоцразвития Пермского края по г.Перми с заявлением о предоставлении ЕДК на оплату жилищно-коммунальных услуг ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. При этом к заявлениям были приложены копии свидетельства о праве собственности на квартиру <адрес>, из которых следует, что она является собственником на основании договора безвозмездной передачи квартиры в совместную собственность от ДД.ММ.ГГГГ и договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ТУ Минсоцразвития Пермского края по г.Перми в адрес Гордеевой В.Г. направлено письмо, в котором ей сообщено о перерасчету сумм ЕДК в связи с переплатой в размере <ххх>, которая возникла в связи с начислением компенсации за все жилое помещение. При этом названная сумма будет учитываться при последующем начислении мер социальной поддержки. П. 15 Порядка определено, что излишне выплаченные по вине гражданина суммы ЕДК, ДЕДК подлежат удержанию и сумм последующих выплат ЕДК, а при прекращении их выплаты – возмещаются гражданином добровольно. В данном случае Гордеева В.Г. обращалась в Министерство с заявлениями в соответствии с требованиями действующего законодательства, прикладывала все необходимые документы, участия в расчетах компенсации не принимала. Однако факт необходимости начисления сумм ЕДК на оплату ЖКУ в меньшем размере был выявлен сотрудниками Министерства только в ДД.ММ.ГГГГ. При указанных обстоятельствах вина Гордеевой В.Г. в начислении излишних сумм ЕДК по оплате ЖКУ отсутствует. Несмотря на данное обстоятельство, сотрудниками Министерства в ДД.ММ.ГГГГ необоснованно произведен перерасчет сумм ЕДК по оплате ЖКУ и выдвинуты требования к Гордеевой В.Г. об их возврате, чем существенно нарушено ее право на социальную защиту.

Представитель истца в судебном заседании уточнил заявленные требования, указав, что в связи с предоставлением ответчиком сведений о принятии решения об удержании денежных средств, просит суд признать незаконными действия ответчика по удержанию в отсутствие виновных действий гражданина части ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг при последующем начислении Гордеевой В.Г. мер социальной поддержки.

Истец в судебном заседании просит иск удовлетворить. Пояснила, что денежные средства в размере <ххх> с нее удержана незаконно. Она предоставила все необходимые документы для получения денежной компенсации. Поскольку ответчик изначально неверно рассчитал выплату без учета того, что 1/2 доля в праве собственности получена ею по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, ее вина в необоснованных начислении и выплате сумм ЕДК в большем размере, отсутствует. Денежные средства удерживались с ДД.ММ.ГГГГ. До этого получала <ххх>, с ДД.ММ.ГГГГ стала получать <ххх>, в ДД.ММ.ГГГГ удержана оставшаяся часть переплаты. За ДД.ММ.ГГГГ вновь выплачено <ххх>.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 28-30), из содержания которого следует, что компенсация на оплату ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ Гордеевой В.Г. назначена с учетом расходов по оплате жилого помещения на основании информации от поставщиков ЖКУ. Согласно поступившим сведения от поставщика ЖКУ о размере предоставленной в ДД.ММ.ГГГГ скидки по оплату ЖКУ, Гордеевой В.Г. с 01.01.2010 года назначенная компенсация по категории «инвалид», сумма которой составила <ххх> (ЕДК – <ххх>, ДЕДК – <ххх>). При обращении ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Гордеевой В.Г. в отдел по Орджоникидзевскому району Территориального управления предоставлены: справка о составе семьи, копия паспорта, справка об установлении инвалидности, удостоверение «ветеран труда», правоустанавливающие документы на жилое помещение (свидетельство о государственной регистрации права), договор дарения, договор безвозмездной передачи квартиры в совместную собственность граждан), квитанции о начисленных и оплаченных расходов за ЖКУ за период ДД.ММ.ГГГГ. На основании представленных документов произведен перерасчет ДЕДК по категории «инвалид», сумма компенсации по представленным квитанциям с ДД.ММ.ГГГГ составила <ххх> (ЕДК – <ххх>, ДЕДК – <ххх>). Согласно перерасчетам, была выявлена недоплата <ххх> – выплачена в ДД.ММ.ГГГГ, недоплата – <ххх> – выплачена в ДД.ММ.ГГГГ, переплата в сумме <ххх> – по фактическим расходам, которая была учтена при выплате компенсации в ДД.ММ.ГГГГ. На основании обращения ДД.ММ.ГГГГ Гордеевой В.Г. в Отдел и представленных документов, в том числе квитанции о начисленных и оплаченных расходов на ЖКУ за период ДД.ММ.ГГГГ, произведен перерасчет выплаченной ДЕДК, сумма компенсации по представленным квитанциям с ДД.ММ.ГГГГ составила <ххх> (ЕДК – <ххх>, ДЕДК – <ххх>). В результате перерасчета была выявлена переплата из федерального бюджета в сумме <ххх>, в связи с тем, что ранее расчет ЕДК производился с учетом расходов по оплате содержания жилого помещения в полном объеме. Подобный порядок удержаний утвержден приказом Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ , пунктом 7 которого предусмотрено, что в случае, если по представленным документам или на основании информации, полученных от поставщиков услуг фактические расходов на оплату ЖКУ с учетом объема мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, гарантированных федеральным законодательством, превышают общую сумму ежемесячной денежной компенсации и дополнительной денежной компенсации, выплаченной гражданину, производится перерасчет ЕДК, ДЕДК по каждому месяцу отдельно, но не ранее, чем с ДД.ММ.ГГГГ. Если сумма ЕДК, ДЕДК, выплаченная гражданину или члену его семьи, превышает фактические расходы гражданина на оплату ЖКУ, с учетом объема мер социальной поддержки, гарантированных федеральным законодательствам, излишне выплаченные суммы ЕДК и ДЕДК учитываются при последующем их начислении гражданину – получателю мер социальной поддержки. С учетом изложенного, расчет ЕДК Гордеевой В.Г. производится с учетом расходов по оплате 1/2 доли содержания жилого помещения, сумма переплаты <ххх> учитывается при выплате компенсации с ДД.ММ.ГГГГ в размере 50% от назначенной ДЕДК (<ххх>) до полного погашения суммы переплаты.

Исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Гордеева В.Г. обратилась в ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. К заявлению приобщены копии следующих документов: паспорта, справка ВТЭК об установлении второй группы инвалидности по общему заболеванию бессрочно, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому квартира, <адрес> принадлежит Гордеевой В.Г. на основании договора безвозмездной передачи квартиры в совместную собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 17, 18-19, 20).

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком произведен расчет ежемесячной (дополнительной) денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг за период ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого установлена переплата в размере <ххх> (л.д. 40).

После чего ответчиком принято решение об удержании с ДД.ММ.ГГГГ переплаты ежемесячно в размере 50% от ежемесячной дополнительной денежной компенсации в сумме <ххх> в пределах общей суммы в <ххх> (л.д. 39).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Гордеевой В.Г. ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми направлено уведомление об удержании переплаты ежемесячной денежной компенсации (л.д. 10-11), из содержания которого следует, что на основании заявлений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов, в том числе квитанций за период ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет дополнительной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории инвалид общего заболевания. Согласно перерасчету выявлена переплата в сумме <ххх> из средств федерального бюджета. Основанием для перерасчета и принятия решения об удержании денежных средств явилось то обстоятельство, что из представленного в отдел по Ордждоникидзевскому району правоустанавливающего документа следует, что истец имеет право собственности на жилое помещение на основании договора дарения в размере 1/2 доли и договора безвозмездной передачи жилья в совместную собственность в размере 1/2 доли, следовательно, истец имеет право на скидку по оплате за жилое помещение только 1/2 части от суммы на содержание жилья и текущий ремонт по договору безвозмездной передачи жилья в совместную собственность. С ссылкой на п. 7 Порядка перерасчета дополнительной ежемесячной компенсации по оплате ЖКУ, утвержденного приказом Министерством социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснено, что излишне выплаченные суммы ЕДК и ДЕДК будут учитываться при последующем их начислении гражданину-получателю мер социальной поддержки. С учетом изложенного, с ДД.ММ.ГГГГ истцу будет производиться выплата ЕДК в размере <ххх>, дополнительная ЕДК в размере <ххх>, то есть с удержанием в размере 50% от назначенной после перерасчета ДЕДК до полного удержания размера переплаты.

Аналогичная информация ТУ Министерством социального развития Пермского края по г.Перми предоставлена по запросу Прокурору Орджоникидзевского района г.Перми ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-14). Дополнительно указано, что в результате перерасчета выявлена переплата средств федерального бюджета в сумме <ххх> в связи с тем, что ранее расчет ЕДК производился с учетом расходов по оплате содержания жилого помещения в полном объеме. Поэтому расчет ЕДК Гордеевой В.Г. производится с учетом расходов по оплате 1/2 доли содержания жилого помещения, сумма переплаты <ххх> учитывается при выплате компенсации с ДД.ММ.ГГГГ в размере процентов от ДЕДК до полного погашения суммы переплаты.

Таким образом, суд считает установленным тот факт, что переплата в размере <ххх> образовалась в результате необоснованного начисления и выплаты ответчиком суммы дополнительной ежемесячной денежной компенсации исходя из стоимости содержания жилья и коммунальных платежей в целом за квартиру, <адрес>. Вместе с тем, согласно действующему законодательству единовременная денежная компенсация подлежала начисления на 1/2 долю данного жилого помещения, что сторонами в судебном заседании не оспаривается. Кроме того, судом установлено, что в период ДД.ММ.ГГГГ ответчиком произведено удержание переплаты путем зачета излишне выплаченной суммы при последующем начислении Гордеевой В.Г. мер социальной поддержки. Ответчиком не оспаривается, что расчет ЕДК Гордеевой В.Г. с ДД.ММ.ГГГГ производится с учетом расходов по оплате 1/2 доли содержания жилого помещения, сумма переплаты <ххх> учитывается при выплате компенсации с ДД.ММ.ГГГГ в размере 50% от назначенной ДЕДК (<ххх>) до полного погашения суммы переплаты в ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон), социальная защита инвалидов система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 17 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Как установлено Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов оплаты жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (п. 13).

Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются:

по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета;

по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления (п. 16).

Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств (п. 18).

Постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009 года № 166-п утвержден Порядок предоставления ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета (далее по тексту Порядок).

Согласно п. 4 Порядка, в случае если 50% от расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определенных исходя из фактически предъявленных расходов, с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, превышают размер ежемесячной денежной компенсации, гражданину устанавливается дополнительная ежемесячная денежная компенсация.

Как следует из п. 5 Порядка, ежемесячная денежная компенсация, дополнительная ежемесячная денежная компенсация устанавливаются с 1 января 2010 года без подачи заявления на денежную компенсацию в территориальные органы Министерства социального развития Пермского края (далее территориальные органы Министерства) на основании информации о лицах, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи гражданам, которые на указанную дату имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации и дополнительной ежемесячной денежной компенсации.

В соответствии с п. 6 Порядка граждане, право на ежемесячную денежную компенсацию и дополнительную ежемесячную денежную компенсацию у которых возникло после 1 января 2010 года, представляют в территориальные органы Министерства заявление о предоставлении ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации с указанием способа их получения (в организации федеральной почтовой связи, кредитной или иной организации) по форме, установленной Министерством социального развития Пермского края.

К заявлению прилагаются следующие документы:

копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

копия удостоверения или справки установленного образца, подтверждающие право на получение мер социальной поддержки;

документы, подтверждающие количество зарегистрированных в жилом помещении граждан (по месту жительства и по месту пребывания);

копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

копия извещения или иного документа от поставщиков жилищно-коммунальных услуг о видах предоставляемых услуг (в том числе от организаций, предоставляющих услуги по электро- и газоснабжению жилых помещений);

копии квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг.

Копии документов представляются с предъявлением подлинников для сверки.

Документы могут быть направлены по почте; днем обращения считается дата отправки заказной корреспонденции с описью вложения. Копии документов, направленных по почте, должны быть заверены в установленном порядке.

Как установлено п. 7 Порядка размер дополнительной ежемесячной денежной компенсации рассчитывается как разность между среднемесячными расходами гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за последние шесть месяцев с учетом объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, и ежемесячной денежной компенсацией.

В соответствии с п. 15 Порядка излишне выплаченные по вине гражданина суммы ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации подлежат удержанию из сумм последующих выплат ежемесячных денежных компенсаций, а при прекращении их выплаты возмещаются гражданином добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются территориальными органами Министерства в судебном порядке.

В случае превышения общей суммы ежемесячной денежной компенсации и дополнительной ежемесячной денежной компенсации над объемом мер социальной поддержки в размере 50% от расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определенных исходя из фактически предъявленных расходов, с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, суммы излишне выплаченной ежемесячной денежной компенсации и дополнительной ежемесячной денежной компенсации учитываются при последующем их установлении.

Порядок установления и перерасчета размера ежемесячных денежных компенсаций, размера дополнительных ежемесячных денежных компенсаций определяется нормативным правовым актом Министерства социального развития Пермского края (п. 18).

Во исполнение требований Постановления Правительства Пермского края от 24.03.2009 года № 166-п, Министерством социального развития Пермского края издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ , которым утвержден Порядок перерасчета дополнительной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством.

Вышеназванным Порядком перерасчета установлено, что для перерасчета выплаченных сумм ежемесячных денежных компенсаций, дополнительных ежемесячных денежных компенсаций используется информация, содержащаяся в платежных документах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предъявленных к оплате гражданину по видам услуг, от информационных расчетных центров муниципальных образований, поставщиков жилищно-коммунальных услуг, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, управляющих компаний и иных организаций, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы (далее - поставщики услуг).

Как следует из п. 7 Порядка перерасчета, в случае если по представленным документам или на основании информации, полученной от поставщиков услуг, фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, гарантированных федеральным законодательством, превышают общую сумму ежемесячной денежной компенсации и дополнительной ежемесячной денежной компенсации, выплаченную гражданину и членам его семьи, производится перерасчет ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации по каждому месяцу отдельно, но не ранее чем с 1 января 2010 года.

Недоплаченные суммы дополнительной ежемесячной денежной компенсации перечисляются гражданину получателю мер социальной поддержки единой суммой в следующем месяце после обращения за перерасчетом.

Если общая сумма ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации, выплаченная гражданину и членам его семьи, превышает фактические расходы гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с учетом объема мер социальной поддержки, гарантированных федеральным законодательством, излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации учитываются при последующем их начислении гражданину получателю мер социальной поддержки.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

Таким образом, из изложенных выше норм закона следует, что единственным основанием для перерасчета выплаченных гражданину сумм ежемесячных денежных компенсаций, дополнительных ежемесячных денежных компенсаций является предоставление информации, содержащейся в платежных документах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предъявленных к оплате гражданину по видам услуг. К случаю, позволяющему ответчику совершить действия по перерасчету и принять решение об удержании сумм, законодатель относит подтверждение этими платежными документами факта превышения общей суммы ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации, выплаченной гражданину и членам его семьи, фактических расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с учетом объема мер социальной поддержки, гарантированных федеральным законодательством. Только в этом случае излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации учитываются при последующем их начислении гражданину - получателю мер социальной поддержки.

Однако, как было указано выше, оснований для удержания излишне выплаченных сумм ежемесячных денежных компенсаций, предусмотренных п. 7 Порядка перерасчета, у ответчика не имелось, поскольку фактически судом установлено, что ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми была выявлена счетная ошибка в начислении суммы компенсации за все жилое помещение без учета права истца лишь на компенсацию 1/2 доли указанных расходов.

Учитывая, что истцом предоставлены для назначения выплаты все истребуемте законом документы, достоверность которых ответчиком не оспаривается, суд не усматривает, что ошибка в расчете денежной компенсации в размере 100% обусловлена недобросовестностью истца, что свидетельствует о том, что вина Гордеевой В.Г. в неосновательном получении суммы компенсации в размере <ххх> отсутствует.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика по удержанию вследствие перерасчета суммы ежемесячной (дополнительной) денежной компенсации по оплате ЖКУ на основании перерасчета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40) и протокола об удержании б/н (л.д. 39) не основаны на законе, поскольку возврат излишне уплаченных денежных средств путем их удержания из последующих выплат в отсутствие вины гражданина противоречит требованиям, установленным п. 15 Постановления Правительства Пермского края от 24.03.2009 года № 166-п.

Ссылки представителя ответчика о том, что действия по удержанию у Гордеевой В.Г. излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации путем учета этих средств при последующем начислении гражданину мер социальной поддержки правомерны и основаны на п. 7 Порядка перерасчета, утвержденному Приказом Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ , суд оценивает критически.

Сопоставив характер полученного Гордеевой В.Г. неосновательного обогащения, обстоятельства его получения и основания, поименованные в законе, позволяющие ответчику совершить действия по удержанию излишне уплаченных сумм денежной компенсации, суд приходит к тому, что к возникшим между сторонами правоотношениям требования данного пункта неприменимы, поскольку компенсация выплачена в большем (излишнем) размере по иным основаниям, не поименованным в данном пункте. В свою очередь, перечень оснований, предусмотренный вышеуказанным законодательством для удержания у граждан излишне выплаченных сумм денежной компенсации носит исчерпывающий характер и расширенному трактованию не подлежит.

Кроме того, удержание с Гордеевой В.Г. излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг в данном случае противоречит положениям пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемые в соответствии с федеральным законодательством не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина и счетной ошибки.

Как следует из ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании вышеизложенного, суд считает заявление Прокурора Орджоникидзевского района г.Перми обоснованным, оснований для отказа в удовлетворении заявления судом не установлены, поскольку действия ТУ Министерства социального развития пермского края по г.Перми по перерасчету и удержанию суммы ежемесячной денежной компенсации с Гордеевой В.Г. по основаниям. изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ на законе не основаны, факт незаконного удержания у Гордеевой В.Г. денежных средств в размере <ххх> в суде нашел подтверждение, что свидетельствует о нарушении прав истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Прокурора Орджоникидзевского рай она г.Перми в интересах Гордеевой В.Г. удовлетворить.

Признать незаконными действия Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г.Перми по удержанию у Гордеевой В.Г. излишне уплаченной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решение суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: Е.Г.Курнаева