Дело № 2-3311/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 сентября 2012 года Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Курнаевой Е.Г., при секретаре Подыниногиной М.А., с участием заявителя Зиянгировой Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зиянгировой Я.Г. об оспаривании отказа Управления жилищных отношений администрации г.Перми о включении в федеральную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей», установил: Зиянгирова Я.Г. обратилась в Ленинский районный суд г.Перми с заявлением о признании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в состав участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей» необоснованным, возложении обязанности признать молодую семью Зиянгировой Я.Г. и членов ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в состав участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей» с момента, установленного для рассмотрения заявления и постановки на учет. В обоснование заявленных требований указала, в настоящее время ее семья состоит из трех человек: заявителя – Зиянгировой Я.Г., ее супруга – Зиянгирова В.Ф., их дочери – ФИО1, и они проживают по <адрес>, общей площадью 57,2 кв.м., при этом в данной квартире зарегистрированы и проживают еще 3 человека. Ссылаясь на решение Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103 «Об утверждении нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», считает, что на каждого члена семьи приходится по 8,17 кв.м., в связи с чем, на основании ст. ст. 2, 52 Жилищного кодекса РФ обратилась с заявлением в Управление жилищных отношений администрации г.Перми (далее по тексту – УЖО администрации г.Перми) о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в состав участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей». Однако, на основании ст. 53 ЖК РФ заявителю было отказано в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в состав участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку ее супруг – Зиянгиров В.Ф. ранее имел право пользования 1/2 долей квартиры <адрес>, общей площадью 61,1 кв.м. Считает, что УЖО администрации г.Перми неправильно применило нормы действующего законодательства, кроме того, отсутствует факт намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, поскольку отчужденная доля в указанной квартире, принадлежащая Зиянгирову В.Ф. составляла 1/10, то есть 6,11 кв.м. На основании ст.ст. 50-54 Жилищного кодекса РФ просит заявленные требования удовлетворить. Заявитель в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в заявлении, настаивала на удовлетворении в полном объеме. Пояснила, что квартира, <адрес> приватизирована ДД.ММ.ГГГГ Зинянгировым В.Ф. в размере 1/10 доли в праве собственности, ФИО2 в размере 9/10 доли в праве собственности. На момент приватизации в квартире проживали и были постоянно зарегистрированы ФИО2 – мать, ФИО3 – отец, Зиянгиров В.Ф. – сын (истец), ФИО4 – брат истца. Все они сохранили право пользования жилым помещением и проживали в квартире после ее приватизации. В ДД.ММ.ГГГГ Зиянгировы приняли решение о продаже квартиры, поэтому ФИО4 снялся с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, Зиянгиров В.Ф. и ФИО3 снялись с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, однако фактически проживали в данной квартире. Продать квартиру удалось лишь в ДД.ММ.ГГГГ. До указанного времени в ней фактически проживали родители и брат истца. Истец Зиянгиров В.Ф. в ДД.ММ.ГГГГ вступил в брак и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в квартире с семьей по <адрес>. Настаивает, что вывод ответчика об обеспеченности Зиянгирова В.Ф. общей площадью жилого помещения в размере 30,55 кв.м. необоснован, поскольку в собственности имел 6,11 кв.м., которые были им отчуждены в ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, право пользования данным жилым помещением имели 4 человека, следовательно, в качестве члена семьи собственника Зиянгиров В.Ф. имел в пользовании лишь 15,28 кв.м. Заинтересованное лицо в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела судом извещено надлежащим образом (л.д. 45). Представило письменные возражения на заявление, из содержания которых следует, что с заявленными требованиями не согласно по следующим основаниям. Распоряжением начальника УЖО администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, пп. «а» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приложенных к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050; абзаца 4 ст. 7 Закона Пермской области от 30.11.2005 г. № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», п. 2.4.1. Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе в части участия в реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, приложенных к долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. № 1119-п, Положения об управлении жилищных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 213, распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 19.10.2010 г. № 1527 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Перми на 2011-2015 годы» и представленного пакета документов Зиянгировой Я.Г., Зиянгирову В.Ф. отказано в признании их молодой семьи в составе трех человек, в том числе ФИО1, нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. Отказано во включении их молодой семьи в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в связи с несоответствием требованию о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Указывает, что на основании представленных документов молодая семья Зиянгировых зарегистрирована в трехкомнатной квартире, общей площадью 57,2 кв.м., <адрес>, вместе с ФИО5., ФИО6, ФИО7, ФИО8, при этом данная квартира находится в долевой собственности Зиянгировой (Орловой) Я.Г., ФИО6, ФИО7, ФИО8 на основании договора безвозмездной передачи квартир в долевую собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, обеспеченность общей площадью на одного человека составляет 8,17 кв.м., Зиянгиров В.Ф. зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, до указанной даты обеспеченность общей площадью Зиянгировой Я.Г. и ФИО1 составляла 19,06 кв.м. Кроме того указывает, что в период ДД.ММ.ГГГГ Зиянгиров В.Ф. был зарегистрирован по месту жительства с матерью в 3-комнатной квартире общей площадью 61,1 кв.м. <адрес>, которая принадлежала на праве собственности на основании договора безвозмездной передачи квартир в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ Зиянгирову В.Ф. и ФИО2 (его матери), при этом обеспеченность общей площадью Зиянгирова В.Ф. составляла 30,55 кв.м. Данная квартира ДД.ММ.ГГГГ продана по договору купли-продажи. Таким образом, до смены места жительства Зиянгирова В.Ф. суммарная обеспеченность общей площадью супругов составляла 49,61 кв.м., следовательно, нуждающимися в улучшении жилищных условий они не являлись. Ссылаясь на ч. 3 ст. 5 Закона Пермской области от 30.11.2005 г. № 2694-601, ст. 53 ЖК РФ считает, что молодая семья ухудшила свои жилищные условия, в связи с чем стала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако, не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных действий может быть принята на жилищный учет, то есть не ранее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46-50). Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего. В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21 октября 2010 г. N 2360 "О концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ" Правительство Пермского края утвердило долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы". Согласно пункту 1.1. Долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» (далее по тексту – Программа), утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. № 1119-п, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение проблем обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае, реализуемых с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в Пермском крае. В силу п.1.3.1 Программы определены следующие категории молодых семей: Потенциальные участницы Программы – молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе. Участницы Программы - молодые семьи, включенные в списки на получение социальной выплаты в планируемом году. Для участия в Программе молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно) (пп. "а" в ред. Постановления Правительства Пермского края от 09.06.2012 N 409-п); б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации; в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно пунктов 3., 4., 6. Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2011 N 575, от 06.10.2011 N 825, от 20.07.2012 N 745), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 20.07.2012) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; В силу пункта 7. вышеуказанных Правил, в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В судебном заседании установлены следующие обстоятельства. Брак между супругами Зиянгировыми зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о заключении брака – л.д. 84). ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО1 (свидетельство о рождении – л.д. 85). Из договора безвозмездной передачи квартир в долевую собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что трехкомнатная квартира, общей площадью 58,1 кв.м., <адрес>, передана в долевую собственность ФИО6, ФИО7, Орловой Я.Г., ФИО8 в равных долях (л.д. 88-89). ДД.ММ.ГГГГ Пермским областным государственным учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним «Пермская областная регистрационная палата» выданы свидетельства о государственной регистрации права на трехкомнатную квартиру, общей площадью 58,1 кв.м., в том числе жилой – 40,2 кв.м., <адрес>, Орловой Я.Г., ФИО6, ФИО7, ФИО8, при этом доля в праве каждого составляет 1/4 (л.д. 38, 90-95). Вместе с тем, как следует из оценки стоимости жилья, передаваемого в собственность граждан и плана, удостоверенного специалистом Пермского филиала ОГУП «ЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь квартиры <адрес>, составляет 57,2 кв.м., жилая – 40,2 кв.м. (л.д. 96, 97). Следовательно, Зиянгирова Я.Г. являясь собственником 1/4 доли в праве собственности, имеет в собственности жилое помещение площадью 14,3 кв.м. На день обращения в Управление жилищных отношений с заявлением о принятии в число участников программы, в квартире <адрес> зарегистрированы и постоянно проживают по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Зиянгирова Я.Г., ФИО5 – бабушка, ФИО6 – мать, ФИО7 – отец, ФИО8 – сестра, ФИО1 – дочь, Зиянгиров В.Ф. – муж (л.д. 87). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, общей площадью 57,2 кв.м., жилой – 40,2 кв.м., зарегистрированы: Зиянгирова Я.Г., ФИО5 – бабушка, ФИО6 – мать, ФИО7 – отец, ФИО8 – сестра, ФИО1 – дочь, Зиянгиров В.Ф. – муж (л.д. 87). Таким образом, судом установлено, что до регистрации Зиянгирова В.Ф. в данной квартире, на Зиянгирову Я.Г. с учетом члена своей семьи – дочери приходилось 19.06 кв.м. общей площади жилого помещения. По сведениям из паспорта Зиянгирова В.Ф. в период ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по <адрес> (л.д. 72-78). Из справки ООО <Наименование 1> от ДД.ММ.ГГГГ Зиянгиров В.Ф. зарегистрирован по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86). Как следует из договора № безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией <адрес> и Зиянгировым В.Ф. и ФИО2, квартира, <адрес>, общей площадью 68,40 кв.м., передана в долевую собственность – Зиянгирову В.Ф. (в размере 1/10 доли) и ФИО2 (в размере 9/10 доли) (л.д. 10-11). Как следует из справки ООО <Наименование 2> от ДД.ММ.ГГГГ, Зиянгиров В.Ф. был зарегистрирован по <адрес>, общей площадью 61,6 кв.м., жилой площадью 35,8 кв.м., в период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. При этом по указанному адресу были зарегистрированы: ФИО2 (мать) в период ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 (брат) – в период ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 (отец) – в период ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98). ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, действующая за себя и за Зиянгирова В.Ф., продала трехкомнатную квартиру <адрес>, ФИО9 и ФИО10 на основании договора купли-продажи за <ххх> (л.д. 99-103). ДД.ММ.ГГГГ обратились в УЖО администрации г.Перми с заявлением о включении в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д. 65-66). Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ семья Зиянгировых обратилась с заявлением в Управление жилищных отношений администрации г.Перми о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы (л.д. 67-68). При этом ДД.ММ.ГГГГ предоставили в Управление жилищных отношений администрации г.Перми согласие всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (л.д. 69-70). Также из материалов дела следует, что Зиянгирова Я.Г., Зиянгиров В.Ф. предоставили в УЖО администрации г.Перми заявление об отказе в получении социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. № 1119-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» (л.д. 71). Как следует из распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № Зиянгировой Я.Г., Зиянгирову В.Ф. отказано в признании молодой семьи нуждающейся улучшении жилищных условий, включении в состав участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ, а также в связи с несоответствием требованию о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, пп. «а» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приложенных к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050; абзаца 4 ст. 7 Закона Пермской области от 30.11.2005 г. № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», п. 2.4.1. Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе в части участия в реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, приложенных к долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. № 1119-п, Положения об управлении жилищных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 213, распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 19.10.2010 г. № 1527 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Перми на 2011-2015 годы» и представленного пакета документов (л.д. 60-61). Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ УЖО администрации г.Перми сообщило семье Зиянгировых об отказе в признании семьи в составе 3 человек нуждающейся в улучшении жилищных условий и отказано во включении в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, поскольку не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ и не соответствие требованию о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 86). ДД.ММ.ГГГГ Начальник Управления жилищных отношений администрации г.Перми письмом № в ответ на обращение Зиянгировой Я.Г. разъяснил причину отказа в признании молодой семьи нуждающейся улучшении жилищных условий и не включении в состав участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей», из которого следует, что до смены места жительства Зиянгирова В.Ф. суммарная обеспеченность общей площадью молодой семьи Зиянгировой составляла 49,61 кв.м. (19,06 + 30,55 = 49,61), следовательно, нуждающимися в улучшении жилищных условий семья не является, при этом нуждаемость в улучшении жилищных условий появилась в связи со сменой месте жительства Зиянгирова В.Ф. и регистрацией в жилое помещение <адрес>, тем самым семья ухудшив свои жилищные условия. Также указано, что молодая семья может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня их совершения, а именно не ранее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-23). Проанализировав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что семья истцов в составе трех человек, в том числе Зяингирова Я.Г., Зиянгиров В.Ф., ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ и на момент рассмотрения дела является нуждающейся в жилом помещении. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается. Судом не установлены основания препятствующие принятию заявителей на жилищный учет, поскольку действия Зиянгирова В.Ф. по отказу от права собственности на жилое помещение (1/10 доли) и от права пользования жилым помещением как члена семьи собственника путем снятия с регистрационного учета и продажи своей доли не подлежат квалифицикации как намеренное ухудшение жилищных условий, поэтому подлежат применению положения ст. 53 ЖК РФ. Из анализа содержания ст. 51 ЖК РФ следует, что законодатель предписывает определять уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, имеющихся у гражданина и (или) членов его семьи, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих им на праве собственности, то есть не ограничивает в этом случае учет жилья жилым помещением, в котором фактически проживает истец на день рассмотрения иска в суде. Таким образом, учету подлежат все помещения, включая те, которые заявитель и члены ее семьи приобрели и имеют право пользования. В соответствии с положениями частей 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 года «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. В силу части 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д. Как установлено судом в квартире <адрес> проживала семья Зиянгировых их четырех человек. На момент приватизации в квартире были зарегистрированы ФИО2, ФИО4, Зиянгиров В.Ф. Как разъяснил Пленум ВС РФ в Постановлении N 14 от 02.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", к названным в статье 19 Вводного закона бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 ГК РФ, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование). Таким образом, вывод Управления жилищных отношений администрации г.Перми о том, что на день продажи жилого помещения Зиянгиров В.Ф. имел в пользовании 30,55 кв.м., противоречит материалам дела, поскольку судом установлено, что право пользования жилым помещением в качестве членов семьи собственников имели ФИО3 – отец истца, ФИО4 – брат истца. Следовательно, на день снятия истца с регистрационного учета и на день продажи жилого помещения в пользовании истца Зиянгирова В.Ф. находилось 15,28 кв.м. общей площади жилого помещения, что с учетом жилой площади Зиянгировой Я.Г. и ФИО1 составляет 34,34 кв.м. (расчет: 15,28 + 19,06 = 34,34/3 = 11,45 кв.м. Следовательно, на каждого члена семьи приходится по 11,45 кв.м., что менее учетной нормы, установленной по г.Перми решение Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103 «Об утверждении нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» в размере 12 кв.м. Как следует из содержания оспариваемого отказа в принятии на жилищный учет, Управление жилищных отношений полагает, что истцом Зиянгировым В.Ф. совершены намеренные действия с целью быть принятым на жилищный учет, выразившиеся в продаже квартиры <адрес>, что в силу ст. 53 ЖК РФ препятствует принятию на учет в течение 5 лет со дня заключения договора купли-продажи квартиры. Судом установлено, что Зиянгиров В.Ф. был зарегистрирован по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой ООО <Наименование 1> от ДД.ММ.ГГГГ и сведениям из паспорта Зиянгирова В.Ф. о регистрации по месту жительства. Снятие Зиянгирова В.Ф. с регистрационного учета по <адрес> не может быть расценено как действие, совершенное с намерением приобретения права стоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в силу следующего. Зиянгиров В.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ фактически проживает в г.Перми, что подтверждается сведениями о регистрации, пояснениями Зиянгировой Я.Г., свидетельством о заключении брака, свидетельством о рождении дочери. Изменение истцом Зиянгировым В.Ф. места регистрации по месту жительства отвечает требованиям ФЗ «О праве граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 года (согласно ч. 2 ст. 3 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации). В связи с образованием семьи, определением места жительства семьи по адресу супруги, истец зарегистрировался по месту жительства. Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 года № 258-0-0 по смыслу статьи 53 Жилищного Кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 Жилищного Кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений подразумевается. Нормой ст. 53 Жилищного Кодекса РФ законодатель устанавливает определенную санкцию за неправомерные действия граждан с целью предоставления им жилой площади только в случае, если гражданин намеренно, то есть осознанно, ухудшил свои жилищные условия с целью предоставления ему другого жилого помещения. Такое ухудшение может выражаться в различных формах, но главное и основное требование состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий – постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении должна быть установлена прямая причинно-следственная связь. К действиями, свидетельствующими об искусственном ухудшения жилищных условий, могущими привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении семьи Зиянгировых другим жильем, с совершением которых имеется прямая причинно-следственная связь, ответчик относит снятие ДД.ММ.ГГГГ Зиянгирова В.Ф. с регистрационного учета по <адрес>; последующая его регистрация с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>; заключение ФИО2, действующей за себя и за Зиянгирова В.Ф., ДД.ММ.ГГГГ договора купли-продажи квартиры, расположенной по указанному адресу и последующая регистрация Зиянгирова В.Ф., с ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес>. Вместе с тем, суд приходит к выводу, что имея в собственности 1/10 долю в праве в размере 6,11 кв.м. Зиянгиров В.Ф. даже не отказываясь от своего права собственности на ранее полученную в порядке приватизации квартиру <адрес>; не снялся бы с регистрационного учета по указанному адресу, на его долю в праве собственности и в пользовании приходилось бы 6,11 кв.м. и не более 15,28 кв.метров общей площади, что, с учетом доли других членов семьи, которые отказавшись от участия в приватизации в силу ст. 16 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не утратили права пользования квартирой, не превышает учетную норму общей площади жилого помещения приходящуюся на каждого члена молодой семьи. Таким образом, то обстоятельство, что Зиянгиров В.Ф. снялся с регистрационного учета по адресу, где имел постоянную регистрацию; отказался от своего права собственности на жилое помещение в размере 1/10 доли в праве, а затем, зарегистрировался в жилом помещении, <адрес> в котором стала семья Зиянгировых обеспечена общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления, не находится в причинно-следственной связи с нуждаемостью семьи истца, поскольку даже без совершения указанных действий молодая семья Зиянгировых была и до настоящего времени остается нуждающейся в жилом помещении. О том, что действия Зиянгирова В.Ф. по снятию с регистрационного учета, продажи своей доли в жилом помещении и последующей постановке на регистрационный учет не носят умышленный характер, целью которых является его намерение приобретение права состоять на учете молодой семьи Зиянгировых в качестве нуждающихся в жилом помещении свидетельствует и то обстоятельства, что с заявлением на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» заявители обратились спустя год после продажи квартиры. Приложением № к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в редакции Постановлений Правительства РФ от 14.07.2011 г. № 575, от 06.10.2011 г. № 825 (далее по тексту – Правила). Согласно п. 1 настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно – социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат. В соответствии с п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы утверждена Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. № 1119-п (далее по тексту – Программа). Согласно п. 1.3. в Программе используются понятия и термины: Потенциальные участницы Программы – молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе. Для участия в Программе молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно). Достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе, и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из указанного списка при условии предоставления социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья; б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации; в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Семья Зиянгировых отвечает требованиям, установленным Правилами и Программой. Возраст каждого из супругов Зиянгировых не превышает 35 лет, они являются гражданами РФ, имеют доходы, иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (л.д. 14,15), являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, что установлено настоящим судебным решением. В соответствии с п. 2.3 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе в части участия в реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, являющихся приложением № 3 к Программе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края устанавливает личность заявителя, принимает и заверяет представленные копии документов и организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 2.1 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления пакета документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи потенциальной участницей Программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края в 5-дневный срок. Необходимые документы, перечисленные в п. 2.1 приведенных правил, приняты у истцов органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71). Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № Зиянговым Я.Г., В.Ф. отказано в признании их молодой семьи в составе трех человек, в том числе ФИО1, нуждающейся в улучшении жилищных условий, ввиду не истечения срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ; отказано во включении в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», в связи с несоответствием требованию о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Соответствующее распоряжение суд считает незаконным, поскольку семья в составе трех человек Зиянгировых отвечает требованиям, установленным для молодых семей – потенциальных участников Программы, является нуждающейся в улучшении жилищных условий. С учетом фактических обстоятельств дела, установленных в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ семью истцов следовало признать потенциальной участницей долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы». При таких обстоятельствах заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ №. Признать семью в составе трех человек: Зиянгировой Я.Г., Зиянгирова В.Ф., ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать Управление жилищных отношений администрации г. Перми включить молодую семью в составе трех человек: Зиянгирову Я.Г., Зиянгирова В.Ф., ФИО1 в список потенциальных участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» с ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения. Председательствующий: Курнаева Е.Г.