Дело № 2-1818/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 сентября 2012 года Ленинский районный суд г.Перми в составе: председательствующего судьи Курнаевой Е.Г., при секретаре Подыниногиной М.А., с участием представителя истца – Леонова В.Р., действующего на основании доверенности, представителя Министерства социального развития Пермского края – Старцевой Н.А., действующей на основании доверенности, представителя Правительства Пермского края – Старцевой Н.А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми исковое заявление Леоновой С.З. к Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Пермской краевой комиссии по восстановлению прав жертв политических репрессий, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Пермского края о возмещении стоимости конфискованного имущества, установил: Леонова С.З. обратилась в Ленинский районный суд г.Перми к администрации Пермского края о возмещении стоимости двухэтажного каменного дома, состоящего из восьми комнат, вместе с мебелью, надворными постройками и садом, а также скотом из десяти голов. Просит возместить стоимость конфискованного имущества по ныне действующим рыночным ценам в сумме <ххх>, утраченного в связи с репрессией отца истца – ФИО1. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Пермскую краевую комиссию по восстановлению прав жертв политических репрессий о возмещении ущерба за конфискацию имущества отца – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>. ФИО1 на основании решения Государственных органов (Постановление ГОКО от ДД.ММ.ГГГГ) вместе с членами семьи: дочерью – Мемешевой С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сыном – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сыном – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подверглись насильственному выселению по национальному признаку из <адрес> и находились на учете спецпоселения в Пермской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был реабилитирован. Все принадлежащее имущество, а именно, двухэтажный каменный дом, состоящий из восьми комнат, пианино, надворные постройки, драгоценности, предметы домашнего обихода, скот из десяти голов, конфисковано в ДД.ММ.ГГГГ. Факт конфискации имущества, характер и его состав установлены Гайнским судом от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Пермская краевая комиссия по восстановлению прав жертв политических репрессий уведомила истца о том, что ее заявление с материалами дела направлены на рассмотрение в администрацию <адрес>. Вместе с тем, истец, не согласившись с данным уведомлением, повторно – ДД.ММ.ГГГГ – обратилась в Пермскую краевую комиссию по восстановлению прав жертв политических репрессий о принятии ее заявления к рассмотрению, указав, что письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВС <адрес> в возмещении стоимости за незаконно конфискованное имущество отказало, поскольку Закон <адрес> «О реабилитации жертв политических репрессий» не распространяется на репрессированные народы насильственно переселенные. Пермская краевая комиссия по восстановлению прав жертв политических репрессий также отказала в возмещении стоимости за конфискованное имущество, рекомендовав повторно обратиться в администрацию <адрес>. Истец считает отказ в возмещении стоимости конфискованного имущества незаконным и необоснованным. Полагает, что на нее в полной мере распространяется действие ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» прямо предусматривающий порядок и основания возмещения стоимости конфискованного имущества. Являясь гражданином Российской Федерации истец имеет право на получение всех компенсационных выплат, предоставляемых этим законом. Полагает, что заявление подлежит рассмотрению Пермской краевой комиссии по восстановлению прав жертв политических репрессий по месту жительства истца, поскольку имущество конфисковано на территории другого государства, законодательством которого лица, из числа переселенных народов не признаются подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации. Специальным законодательством Украины не закреплено право лиц из числа переселенных народов на возмещение стоимости конфискованного имущества, что не может умалять ее права как гражданина Российской Федерации. Ссылаясь на ст.ст. 11, 12 ГК РФ, ст. 16.1. Федерального закона «О реабилитации жертв политических репрессий», Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 926 просит заявленные требования удовлетворить. Впоследствии истец неоднократно уточняла заявленные требования. В окончательном варианте в порядке ст. 39 ГПК РФ истец уточнила заявленные требования, просила взыскать с Правительства Пермского края стоимость конфискованного имущества в размере <ххх> (л.д. 55-56), кроме того, истец просит взыскать с Правительства Пермского края стоимость конфискованного скота в количестве 10 голов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 926 от 12.08.1944 г. в размере <ххх>, а также возместить затраты на проведение оценки двухэтажного каменного жилого дома в сумме <ххх> и скота (10 голов) в сумме <ххх> (л.д. 78-79). Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела судом извещена надлежащим образом. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме (л.д. 158-159). Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил взыскать <ххх> с учетом затрат на проведение оценки, за конфискованное имущество – <ххх>, указав, что иск предъявлен к Правительству Пермского края, поскольку права истца нарушены Пермской краевой комиссии по восстановлению прав жертв политических репрессий и Министерством социального развития Пермского края. Поддерживает доводы, изложенные в письменном отзыве на возражения ответчиков, из содержания которого следует, что доводы, изложенные в отзывах Министерства социального развития Пермского края и Правительства Пермского края являются необоснованными. На момент применения репрессий истец и ее семья проживала на территории РФ, так как до ДД.ММ.ГГГГ, при этом <адрес> входила в состав РСФСР и ФИО1 постоянно по день смерти – ДД.ММ.ГГГГ – проживал в <адрес>, следовательно, все имущество было конфисковано или реализовано на территории РФ. В связи с чем, подано заявление о возмещении стоимости конфискованного имущества в краевую комиссию по Пермскому краю, на территории которого находится орган, принявший решение о реабилитации, а именно, ИЦ ГУВД по Пермскому краю. Считает, что данный вопрос урегулирован Декларацией ВС СССР от 14.11.1989 г. законом РФ «О реабилитации репрессированных народов. Таким образом, в соответствии со ст. 12 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и их наследники по закону первой очереди родителям, жене/мужу, детям возмещается в связи с политическими репрессиями материальный вред за счет средств федерального бюджета (л.д. 141-142). Представитель Министерства социального развития Пермского края (далее по тексту – Министерство) в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, представленном суду ранее, из содержания которых следует, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 3.1.2. Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 г. № 7-п, Министерство осуществляет организацию предоставления мер социальной поддержки пострадавшим от политических репрессий, в связи с чем, полномочия ответственного секретаря Пермской краевой комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий осуществляет специалист Министерства. Указывает, что в соответствии ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации. Вместе с тем возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица. В соответствии с п. 4 Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещение его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденного Постановлением Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 926. вопросы возврата конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации реабилитированным лицам рассматриваются комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованными в установленном законодательством порядке. Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации подается в Комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий по месту нахождения или реализации этого имущества на территории Российской Федерации на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица. Вместе с тем указывает, что в материалах дела, имеющихся в Пермской краевой комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий следует, что отец Леоновой С.З. – ФИО1 – в ДД.ММ.ГГГГ выселен из <адрес> по национальному признаку и находился на учете спецпоселения в Пермской области, однако сведений о конфискации, изъятии или выходе иным путем из владения ФИО1 в связи с репрессиями имущества не имеется. Факт конфискации имущества, принадлежащего ФИО1, установлен решением Гайнского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на основании показаний свидетелей ФИО4 и ФИО5, которые показали, что имущество ФИО1 находилось в <адрес>. Считает, что ч. 7 ст. 16.1. Закона Российской Федерации от 18.10.1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» установлено, что в случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4000 руб. за имущество без жилых домов или 10000 руб. за все имущество, включая жилые дома. Поскольку надлежащих доказательств о характере, состоянии и количестве этого имущества истцом не представлены, основания для возмещения стоимости конфискованного имущества отсутствуют (л.д. 27-29, 120-122). Ранее в судебном заседании пояснял, что возврат имущества и возмещение его стоимости производится реабилитируемым лицам по месту пребывания, компенсация производится за счет федерального бюджета, в связи с чем, считает, что Правительство Пермского края и Министерство социального развития Пермского края не являются надлежащими ответчиками по данному делу (л.д. 128-129). Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании поддержала письменный отзыв на исковое заявление и дополнение к отзыву, представленные суду ранее, из содержания которых следует, что поддерживают доводы, приведенные в отзыве Министерства социального развития Пермского края в полном объеме. Кроме того, согласно ст. 11 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, актов губернатора Пермского края, актов губернатора Пермской области, постановлений главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа и актов Правительства Пермского края на территории Пермского края, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями. Таким образом, Правительство Пермского края не является финансовым органом Пермского края, в связи с чем не является надлежащим ответчиком по делу ( л.д. 119, 125). В дополнении к отзыву указала, что в силу п. 8 Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 926 «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации» стоимость конфискованного имущества определяется комиссией (с привлечением при необходимости специалистов) на основании полученных материалов и документов, при этом размер возмещения реабилитированным лицам стоимости конфискованного имущества не должен превышать 4000 руб. за имущество, исключая жилые дома, или 10000 руб. за все имущество, включая жилые дома. Ссылаясь на п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 926, п.п. 3 п. 5 постановления Правительства РФ от 07.04.2004 г. № 185, Положение о Министерстве финансов пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 г. № 8-п, считает, что финансирование расходов, связанных с возмещением имущественного ущерба жертвам политических репрессий осуществляет Министерство РФ, возмещение Леоновой С.З. стоимости конфискованного скота и конфискованного имущества Правительством не представляется возможным (л.д. 116-117). Ранее в судебном заседании пояснял, что возврат имущества и возмещение его стоимости производится реабилитируемым лицам по месту пребывания, компенсация производится за счет федерального бюджета, в связи с чем, считает, что Правительство Пермского края и Министерство социального развития Пермского края не являются надлежащими ответчиками по данному делу (л.д. 128-129). Ответчик – Администрация Пермского края – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещался. Ответчик – Пермская краевая комиссия по восстановлению прав жертв политических репрессий – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 132). Ответчик – Министерство финансов Российской Федерации – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 134). Ответчик – Министерство финансов Пермского края – в судебное заседание представителя не направил. О времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения, из содержания которых следует, что исковые требования к Министерству финансов Пермского края не подлежат удовлетворению, поскольку Министерство не является надлежащим ответчиком по делу, ссылаясь на ст. 16.1. Закона РФ от 18.10.1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», ст. ст. 16, 1069, 1070 ГК РФ. Считает, что надлежащим ответчиком является Министерство финансов РФ, а в Пермском крае – Управление Федерального казначейства по Пермскому краю, поскольку Министерство финансов Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края и осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства пермского края от 07.09.2012 г. № 824-п, не входит в систему федеральных органов государственной власти и не является их территориальным органом (структурным подразделением), в том числе Министерства финансов РФ. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 г. № 635 утверждены Правила финансового обеспечения расходных обязательств РФ по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество (пункты 2, 3 и 5) (л.д. 149-151). Заслушав пояснения представителя истца, возражения представителя ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего. Как следует из статьи 1 и статьи 1.1. Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 30.11.2011) "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями. Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам. Данный Закон в части порядка реабилитации распространяется: на граждан Российской Федерации, граждан государств – бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года; на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД – МГБ – МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам). В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 30.11.2011) "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Восстановление в правах лиц, репрессированных за пределами Российской Федерации, но постоянно проживающих на ее территории, предоставление им мер социальной поддержки и выплата компенсаций производится в том случае, если принятые в отношении их уполномоченными на то органами государств – бывших союзных республик СССР решения о реабилитации не противоречат законодательству Российской Федерации. Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета. Согласно ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 30.11.2011) "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 16.1. Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 30.11.2011) "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации. Не подлежит возврату, возмещению или компенсации: имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежавшее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем; имущество, уничтоженное во время гражданской и Великой Отечественной войн, а также в результате стихийных бедствий; земля, плодово-ягодные насаждения, неубранные посевы; имущество, изъятое из гражданского оборота. Реабилитированным лицам возмещается стоимость конфискованного жилого дома в порядке и размерах, предусмотренных частью шестой настоящей статьи. Имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение. При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества. В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди. Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица. Вынесенные решения соответствующих органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы – перерасчету. Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации – в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации. Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий". Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом. Финансирование расходных обязательств по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На основании ст. 17 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 30.11.2011) "О реабилитации жертв политических репрессий" действие статей 12-16 настоящего Закона распространяется на жертвы политических репрессий, которые были реабилитированы до принятия настоящего Закона. Порядок выплаты денежных компенсаций, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Во исполнение положений вышеназванного Федерального закона Правительством Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 926 (ред. от 04.08.2005) утверждено Положение о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации". Согласно ч. 2 Положения, право на возврат, возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за конфискованное на территории Российской Федерации имущество имеют граждане России, граждане государств – бывших республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, необоснованно репрессированные по политическим мотивам судебными, внесудебными, административными органами, а также иными органами, наделявшимися административными полномочиями, и впоследствии реабилитированные, независимо от того, где указанные реабилитированные лица были репрессированы и проживают в настоящее время. Право на возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за имущество, конфискованное за пределами бывшего СССР по решению советских судебных и внесудебных органов, имеют лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, необоснованно репрессированные по политическим мотивам, в случае реализации конфискованного у них имущества на территории Российской Федерации. Возмещение стоимости имущества производится в случаях, когда имущество сохранилось, но оно не может быть возвращено по основаниям, предусмотренным законодательством, либо реабилитированное лицо согласно вместо возврата жилого дома на возмещение его стоимости, а также в случаях, когда имущество не сохранилось, однако имеются документы о его характере, состоянии и количестве, на основании которых возможна оценка имущества. Выплата денежной компенсации производится в случаях, когда факт конфискации имущества установлен, но отсутствуют или утрачены документы о его характере, состоянии и количестве. В соответствии с п. 4 Положения, заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации подается в комиссию по месту нахождения или реализации этого имущества на территории Российской Федерации на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица. На основании п. 8 Положения, стоимость конфискованного имущества определяется комиссией (с привлечением при необходимости специалистов) на основании полученных материалов и документов в следующем порядке: а) сохранившиеся жилые дома и постройки оцениваются на основании имеющихся данных инвентаризации, не сохранившиеся – применительно к инвентаризационной оценке аналогичных строений; б) товарно-материальные ценности оцениваются по свободным (рыночным) ценам на аналогичную продукцию, сложившимся на момент вынесения заключения комиссии о возмещении стоимости этого имущества по месту нахождения его в период применения репрессий, с учетом износа на день конфискации не менее 25 процентов; в) скот, птица и сельскохозяйственная продукция – по средним ценам закупки соответствующих их видов, реализуемых сельскохозяйственными товаропроизводителями заготовительным и другим организациям, сложившимся в данной местности на момент вынесения заключения комиссии о возмещении стоимости этого имущества. При этом размер возмещения реабилитированным лицам стоимости конфискованного имущества не должен превышать 4000 рублей за имущество, исключая жилые дома, или 10000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В этих же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества и выплачиваются денежные компенсации в случаях, когда факт конфискации установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Информационным центром УВД Пермской области выдана справка о реабилитации Леоновой-Мемишевой С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 8). Как следует из справки Информационного центра ГУВД по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживавшего в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ был выселен из <адрес> по национальному признаку и находился на учете спецпоселения в Пермской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на учете спецпоселения в Пермской области находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (умер). На основании ст. 3 «В» Закона РФ от 18.10.1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» ФИО1 реабилитирован (л.д. 9). Как следует из архивной справки Главного Управления МВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которая выдана ФИО6, его дедушка – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в ДД.ММ.ГГГГ на основании решения государственных органов в числе разных национальностей (греки, крымские татары, армяне, болгары и др.) подвергся насильственному выселению из города <адрес>, при выселении семья состояла: ФИО1 – глава семьи, Мемешева С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. – его дочь, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. – сын, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. – сын. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ семья состояла на учете спецпоселения с ежемесячной отметкой в спецкомендатуре <адрес>, осуществляющий надзор за всеми гражданами спецпоселенцами. При этом ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был осужден Особым Совещанием НКВД СССР по ст. 58-3 УК РСФСР к 8 годам лишения свободы, в ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытию срока и направлен к месту спецпоселения семьи, ДД.ММ.ГГГГ умер (л.д. 34). ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 32). ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 64). Согласно архивной справки Государственного архива <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> родилась С., родителями которой являются: ФИО1 и ФИО7 (л.д. 11). Решением Гайнского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт родственных отношений Леоновой С.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> и ее отцом ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершим ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12). ДД.ММ.ГГГГ Мемешева С.З. и ФИО6 зарегистрировали брак, при этом Мемешевой С.З. присвоена фамилия – Леонова (л.д. 10). Таким образом, судом установлено, что истец является лицом, имеющим право требования возмещения стоимости конфискованного имущества, поименованным в статье 16.1. Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", предусматривающей, что в случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости производится их наследникам по закону первой очереди. В обоснование размера стоимости конфискованного имущества истцом предоставлены следующие доказательства. Из справки Главного управления МВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о конфискованном (оставленном) имуществе в архивных делах спецпоселенцев не имеется, так как дела, на основании которых выдаются справки, заводились в ДД.ММ.ГГГГ на местах поселения граждан (л.д. 39 –оборот). Как следует из сообщения Информационного центра ГУВД Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ, архивные дела спецпоселенцев формировались в ДД.ММ.ГГГГ и не содержат информации об имущественном положении репрессированных лиц, кроме того, на сегодняшний день в Закон о реабилитации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не внесены изменения и дополнения в отношении рассмотрения вопроса о реабилитации лиц, выселенных из <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ по национальному признаку, данная категория лиц реабилитации не подлежит, с вытекающими последствиями в отношении льгот и выплат денежных компенсаций (л.д. 38). По сообщению от ДД.ММ.ГГГГ, акт об изъятии имущества на момент депортации из <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 в Государственный архив <адрес> на хранение не поступал, поэтому выдать справку о конфискации имущества на момент депортации из <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ у семьи ФИО1 не представляется возможным (л.д. 99). Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на Главное Управление внутренних дел по Пермскому краю возложена обязанность выдать ФИО6 справку о реабилитации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 16-17). Решением Гайнского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ установлен Леоновой С.З. (от рождения Мемешевой С.З.) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, факт принадлежности правоустанавливающих документов: архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной на имя С., свидетельство о заключении брака, выданное на имя Мемешевой С.З., зарегистрированного в книге записей актов гражданского состояния о браке ДД.ММ.ГГГГ за №, архивной справки, выданной Управлением внутренних Дел Совета Министров <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за № на имя Леоновой С.З., архивной справки о реабилитации, выданной ДД.ММ.ГГГГ информационным центром Управления Внутренних Дел Пермской области на имя Леоновой-Мемишевой С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 56 оборот – 57). Решением Гайнского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт конфискации имущества (двухэтажного жилого дома в каменном исполнении, состоящего из 8-ми комнат, вместе с мебелью, надворными постройками и садом, а также скотом, состоящим из 10 голов быков, коров и лошадей) у Леоновой С.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, и ее семьи в ДД.ММ.ГГГГ при применении в отношении них политических репрессий (выселения из <адрес>) по национальному признаку (л.д. 13-15). Кроме того, судом установлены следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ Леонова С.З. обратилась в Пермскую краевую комиссию по восстановлению прав жертв политических репрессий с заявлением о возмещении стоимости незаконно конфискованного имущества, вышедшего из владения в связи с применением политических репрессий, приложив необходимые документы (л.д. 3). ДД.ММ.ГГГГ Пермская краевая комиссия по восстановлению прав жертв политических репрессий направила в адрес администрации <адрес> документы Леоновой С.З. с просьбой рассмотреть их и сообщить о принятом решении (л.д. 5). ГУ МВС <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № отказал Леоновой С.З. в возмещении стоимости за незаконно конфискованное имущество, поскольку в ст. 4 постановления Верховного Совета Украины «О порядке ввода в действие Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» оговорено, что его действие не распространяется на репрессированные народы, насильственно переселенные (крымские татары, немцы, греки, болгары, поляки, армяне и другие). Указывает, что Закон о возвращении или выплате компенсации за конфискованное имущество и домовладения у граждан, которые подвергнуты выселению по национальному признаку не принят, следовательно, реальное решение вопроса о реабилитации и выплате компенсаций будет возможно только после принятия соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство по реабилитации (л.д. 6). ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась в Пермскую краевую комиссию по восстановлению прав жертв политических репрессий с заявлением о возмещении стоимости незаконно конфискованного имущества (л.д. 31). Вместе с тем Министерством социального развития Пермского края письмом от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано обратиться с заявлением о выплате денежной компенсации в администрацию <адрес>, ссылаясь на ст. 16.1. Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (л.д. 7). Как следует из сообщения администрации Гайнского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, Леонова С.З. и другие члены ее семьи не получали компенсацию за конфискованное имущество, объем которого установлен решением Гайнского суда в соответствии с Федеральным законом от 18.10.1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (л.д. 49). Из сообщения <адрес> предприятия «<адрес> межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации» Государственного комитета по жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ следует, что информацию и соответствующие документы, подтверждающие право собственности ФИО1 на недвижимое имущество не представляется возможным, поскольку в настоящее время в <адрес> нет <адрес>, сведения о переименовании данной улицы в архиве КРП «СМ БРТИ» отсутствуют (л.д. 145). В соответствии со справкой Пермской торгово-промышленной палаты от ДД.ММ.ГГГГ на текущий момент средняя рыночная стоимость двухэтажного каменного восьмикомнатного жилого дома, общей площадью 172 кв.м., находящегося в <адрес> (л.д. 58), составляет <ххх> (л.д. 57-63). Как следует из заключения ООО <Наименование> от ДД.ММ.ГГГГ наиболее вероятная цена предложения скота: коровы (8 голов), лошадь (1 голова), бык (1 голова), все имеющие средний вес и возраст, территориально находящиеся: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <ххх> (л.д. 82-92). Проанализировав предоставленные суду доказательства в совокупности с изложенными выше нормами закона, суд не находит оснований для удовлетворения искового заявления. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд принимает во внимание следующие обстоятельства. Статья 16.1. Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 30.11.2011) "О реабилитации жертв политических репрессий" предусматривает возврат реабилитированным лицам конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации. Таким образом, федеральный законодатель определил способы восстановления имущественных прав реабилитированных граждан в случае конфискации их имущества, одним из которых является возмещение стоимости конфискованного имущества. Истец считает, что имеет право на возмещение стоимости конфискованного имущества, определив для себя способ восстановления нарушенного права (ст. 12 ГК РФ) в виде возмещения стоимости конфискованного имущества в размере <ххх> – рыночной стоимости жилого дома, <ххх> – рыночной стоимости конфискованного скота в количестве 10 голов. Проанализировав предоставленные доказательства в совокупности, несмотря на то обстоятельство, что в суде суд не находит оснований для удовлетворения иска в пределах заявленных требований (ст. 196 ГПК РФ), поскольку истцом не представлено надлежащих доказательств достоверно и бесспорно подтверждающих характер, состояние и количество этого имущества, к которым закон относит соответствующие документы. В свою очередь, истец в обоснование характера, состояния и количества имущества ссылается на решение Гайнского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен факт конфискации имущества (двухэтажного жилого дома в каменном исполнении, состоящего из 8-ми комнат, вместе с мебелью, надворными постройками и садом, а также скотом, состоящим из 10 голов быков, коров и лошадей) у Леоновой С.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, и ее семьи в 1944 году при применении в отношении них политических репрессий (выселения из г<адрес>) по национальному признаку (л.д. 13-15). В соответствии с п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 926 (ред. от 04.08.2005) "Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", к заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документов о реабилитации, а также имеющиеся материалы, подтверждающие факт конфискации имущества, На основании заявления, документов и материалов, полученных от правоохранительных и иных органов, а также архивных учреждений, комиссией устанавливается факт конфискации имущества, определяется характер данного имущества (наименование, количество, состояние, сумма изъятых денежных средств, вкладов, стоимость облигаций и т.д.). В случаях отсутствия документов о конфискации имущества комиссия имеет право запрашивать необходимые документы у соответствующих органов контрразведки, внутренних дел, а также архивных и иных организаций по месту нахождения или реализации имущества на момент применения репрессий в целях проверки имущественных претензий граждан. При отсутствии документальных сведений факт конфискации имущества может быть установлен в судебном порядке. В ч. 1 ст. 264 ГПК РФ содержится определение юридических фактов как фактов, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Данные факты подтверждаются соответствующими документами (различными свидетельствами, справками, записями актов гражданского состояния и т.д.). Однако имеются случаи, когда тот или иной факт не может быть удостоверен соответствующим документом по причине его утраты, невозможности восстановления или по другим причинам. Законом предусмотрен судебный порядок установления юридических фактов (ст. ст. 264-268 ГПК). Суды могут принимать заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и рассматривать их в порядке особого производства, если: а) согласно закону такие факты порождают юридические последствия; б) установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве судом; в) заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение. Таким образом, проанализировав решение Гайнского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к выводу о том, что судебным актом установлен конкретный юридический факт, которым является факт конфискации имущества у Леоновой С.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, и ее семьи в ДД.ММ.ГГГГ при применении в отношении них политических репрессий (выселения из <адрес>) по национальному признаку Следовательно, надлежащим документом, подтверждающим характер данного имущества (наименование, количество, состояние, сумма изъятых денежных средств, вкладов, стоимость облигаций и т.д.) решение суда не является, поскольку в порядке ст. 264 ГПК РФ установление объема, характера конфискованного имущества не предусмотрено и не могут быть установлены для целей возмещения его стоимости. Действительно, в решении суда приведены доводы о том, что был конфискован двухэтажный жилой дом в каменном исполнении, состоящий из 8-ми комнат, вместе с мебелью, надворными постройками и садом, а также скотом, состоящим из 10 голов быков, коров и лошадей. Выводы судом сделаны на основании пояснений заявителя, то есть заинтересованной стороны, показаний свидетелей ФИО4, которая указала, что о характере имущества знает со слов своего отца, который ей рассказывал о конфискации имущества семьи Леоновой С.З. во время поездки в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ. Свидетель ФИО5 в судебном заседании подтвердила факт конфискации имущества, но конкретно какое имущество имелось у семьи Леоновой С.З., пояснить не смогла. То обстоятельство, что документы, подтверждающие характер конфискованного имущества (наименование, количество, состояние, сумма изъятых денежных средств, вкладов, стоимость облигаций и т.д.) отсутствуют, подтверждается сообщением <адрес> предприятия «<адрес> межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации» Государственного комитета по жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 145), сообщением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99), Таким образом, суд считает установленным факт, что конфискованное имущество утрачено, его характер и состав не подтвержден надлежащим видом документов, поименованным в ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий». Следовательно, в рассматриваемом судом случае подлежит выплате денежные компенсации в размере до 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. Как было указано выше, ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» предусматривает следующие способы восстановления имущественных прав репрессированных лиц, к которым относит возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости либо выплату денежной компенсации. Поскольку иные требования суду не предъявлены, суд, рассматривая иск в пределах заявленных требований, не находит правовых оснований для удовлетворения иска о возмещении стоимости конфискованного имущества, поскольку пришел к выводу о том, что право на возмещение стоимости конфискованного имущества истцом не подтверждено и не доказано. Истцом не заявлено требование о взыскании денежной компенсации, наоборот, в иске заявитель настаивает, что выплата компенсации в размере 10000 рублей будет существенно нарушать его права на полное возмещение имущественного вреда, соответственно противоречит положениям гражданского законодательства. Поэтому суд приходит к выводу о том, что в иске фактически ставится вопрос об установлении денежной компенсации за конфискованное в связи с политическими репрессиями имущество в большем объеме, нежели это предусмотрено действующим законодательством. Между тем, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде решений (определения от 4 апреля 2007 года N 273-О-О, от 17 июля 2007 года N 574-О-О, 24.08.2008 года № 80-О-О, 21.12.2004 года № 432-О, от 15.05.2007 года № 383 –О-П), федеральный законодатель, принимая на себя публично-правовое обязательство обеспечить жертвам политических репрессий посильную компенсацию материального ущерба, исходил из социально-экономического положения государства на момент вступления в силу Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Урегулирование вопроса о суммах компенсации за утраченное в связи с политическими репрессиями имущество, определение того, какой размер возмещения материального ущерба может считаться посильной в настоящее время его компенсацией – исходя из финансовых возможностей государства, с учетом уровня инфляции, других социально-экономических факторов – находится в компетенции Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации. При таких обстоятельствах Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание в рамках предоставленных им Конституцией Российской Федерации полномочий должны – исходя из финансовых возможностей государства, с учетом уровня инфляции, других социально-экономических факторов – определить размеры компенсаций для лиц, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", которые в настоящее время следует рассматривать как посильную компенсацию причиненного ущерба, с тем чтобы ее размер соответствовал уже признанному государством объему возмещаемого им вреда, который, как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П, не подлежит уменьшению, – иное ставило бы под сомнение достижение провозглашенных названным Законом целей. Конституция Российской Федерации защищает права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, а также закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами (статьи 52 и 53), но не устанавливает конкретные способы, виды и объем возмещения вреда, – это относится к компетенции законодателя. Законодатель, принимая во внимание многолетний и массовый характер политических репрессий, закрепил в Законе Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" ряд упрощенных процедур восстановления реабилитированными своих прав, получения ими определенных льгот и компенсаций, а также возврата им необоснованно изъятого имущества или компенсации его стоимости, причем даже в тех случаях, когда такой ущерб не может быть взыскан на основании другого действующего законодательства. На такие случаи распространяется, в частности, предписание части седьмой статьи 16.1 данного Закона о размере возмещения стоимости несохранившегося имущества, если отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества. На основании вышеизложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска о взыскании компенсации за конфискацию имущества репрессированного лица в размере рыночной стоимости такого имущества в связи с недоказанностью значимых для дела обстоятельств, к каким закон относит характер, объем, количество и состояние конфискованного имущества. При этом суд считает необходимым разъяснить, что по иным основаниям истец не лишен возможности обратиться за судебной защитой нарушенного права. Поскольку в удовлетворении иска Леоновой С.З. полностью отказано, в силу ст. 98 ГПК РФ не подлежит удовлетворению заявление о возмещении судебных расходов. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Решил: Леоновой С.З. в удовлетворении исковых требований к Правительству Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Пермской краевой комиссии по восстановлению прав жертв политических репрессий, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Пермского края о взыскании стоимости конфискованного имущества в размере <ххх> в связи репрессией ее отца – ФИО1, о взыскании стоимости конфискованного скота в количестве 10 голов в размере <ххх>, взыскании затрат на проведение оценки двухэтажного каменного жилого дома в сумме <ххх> и скота (10 голов) в сумме <ххх> – отказать. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: Курнаева Е.Г.