О признании распоряжения незаконным, возложении обязанностей восстановить в списках, выдать свидетельство



Дело № 2-2574/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2012 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Раевой А.С.,

с участием истцов Кулыгина С.А., Кулыгиной Ю.К.,

представителя истцов – Кузнецова А.С., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Кулыгина С.А., Кулыгиной Ю.К. к администрации г.Перми, Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, третье лиц – Министерство социального развития Пермского края о признании распоряжения незаконным, возложении обязанностей восстановить в списках, выдать свидетельство,

установил:

Кулыгин С.А., Кулыгина Ю.К. обратились в суд с иском к администрации г.Перми, указав в качестве третьего лица – Министерство социального развития Пермского края о возложении на администрацию г.Перми обязанности предоставить социальную выплату в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».

В обоснование требований истцы указали, ДД.ММ.ГГГГ семья Кулыгиных была признана участником городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Перми на 2008-2010 г.г.». ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищных отношений администрации г.Перми уведомило истцов, что семья включена в список молодых семей-участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г.г.» претендентов на получение социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10%. Во исполнение уведомления истцами был предоставлен полный пакет документов для получения свидетельства. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ семья была исключена из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в долгосрочной программе. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ семьей Кулыгиных был заключен кредитный договор на приобретение жилого помещения <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ данный договор прошел государственную регистрацию. При этом на момент заключения кредитного договора и приобретения жилья семья истцов состояла на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании изложенного истцы просят требования удовлетворить (л.д.4-5).

В последствие истцы уточнили исковые требования, в связи с чем, на дату рассмотрения дела просят суд признать незаконным и недействительным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию г.Перми включить семью Кулагина С.А. и Кулагиной Ю.К. в составе четырех человек в список молодых семей, состоящих на учете для участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г.г.» с сохранением очередности на момент исключения из списка, обязать администрацию г.Перми включить семью Кулагина С.А., Кулагиной Ю.К. в составе четырех человек в список молодых семей - участниц программы, претендентов на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья в ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию г.Перми выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья семье Кулыгина С.А., Кулыгиной Ю.К. в составе четырех человек в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г.г.» (л.д.72-73).

Истец Кулыгин С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Истец Кулыгина Ю.К. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель истцов в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.

Ответчик Управление жилищных отношений администрации г.Перми, привлеченное для участия в деле в качестве соответчика судом самостоятельно, в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения, указав, что с исковыми требованиями не согласен. Семья Кулыгиных в составе трех человек была признана участником краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г.», ДД.ММ.ГГГГ у Кулыгиных родилась дочь. В настоящее время принята долгосрочная программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г.г.». На основании п.1.2.4 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации долгосрочной целевой программы, молодая семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кулыгин С.А. с членами семьи из 4-х человек зарегистрированы в 2-комнатной квартире, общей площадью 44 кв.м. <адрес>, которая по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ находится в общей совместной собственности супругов по ипотеке. Кроме того, по договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ в собственности сына Кулыгина В.С. имеется 1/2 доли 1-комнатной квартиры, общей площадью 31,6 кв.м., <адрес>. Обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 14,95 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения на одного члена семьи по г.Перми. Вместе с тем, социальная выплата может быть использована на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, при этом общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Пермского края в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения (строительства) жилья. Семья Кулыгиных получить социальную выплату не может, поскольку общая площадь приобретенной с использованием кредитных средств квартира менее учетной нормы общей площади жилья для семьи из четырех человек и не подлежит субсидированию за счет средств настоящей программы (л.д.63-64).

Ответчик администрация г.Перми в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в ранее представленном отзыве указала, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку реализацией долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г.г.» занимается орган местного самоуправления Управление жилищных отношений администрации г.Перми (л.д.49).

Третье лицо Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на иск, где указало, что согласно п.5.1 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г.г.», в том числе в части участия в реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размере социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Пермского края в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Решение Пермской городской Думы утверждена учетная норма 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Истцами было приобретено жилое помещение в виде 2-комнатной квартиры общей площадью с учетом лоджии, балконов и других летних помещений 44,9 кв.м. Таким образом, учитывая состав семьи из четырех человек, общая площадь приобретаемого жилого помещения составляет меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Поскольку семья не соответствует требованиям программы, предоставить указанную выплату не представляется возможным (л.д.46-47).

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело и постановить решение при имеющейся явке, поскольку это не противоречит требованиям закона, в частности ст. 167 ГПК РФ.

Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы.

В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21 октября 2010 г. N 2360 "О концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ" Правительство Пермского края утвердило долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы".

Согласно п.1.1 долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" (далее Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение проблем обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае, реализуемых с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в Пермском крае.

Программа разработана в соответствии с требованиями Постановления Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ".

Разработка и реализация Программы базируются на следующих основных принципах:

добровольность участия молодых семей в Программе;

адресный характер оказания финансовой помощи;

вариативность способов решения жилищной проблемы молодых семей;

целевое расходование средств, предоставляемых участницам Программы;

собственное финансовое участие молодой семьи в решении жилищной проблемы.

Возможность улучшить жилищные условия предоставляется молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы, за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов, выделяемых для реализации Программы, только один раз (п.1.2).

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:

обеспечить первичную финансовую поддержку молодых семей для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;

стимулировать накопление молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;

привлечь дополнительные финансовые и инвестиционные ресурсы для содействия молодым семьям в приобретении (строительстве) благоустроенного жилья на долгосрочную перспективу;

продолжить внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной и муниципальной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

пропагандировать новые приоритеты демографического поведения молодого населения, связанные с укреплением семейных отношений и многодетностью (п.3.2).

Основными источниками финансирования Программы являются:

средства федерального бюджета (в соответствии с федеральным законодательством на конкурсной основе в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы);

средства краевого бюджета, предусмотренные в рамках средств долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы";

средства местных бюджетов муниципальных образований Пермского края (предполагаемые в рамках муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей) на условиях софинансирования мероприятий Программы;

средства внебюджетных источников, в том числе:

средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого (строящегося) жилья;

средства организаций различных форм собственности, за исключением организаций, предоставляющих кредиты (займы) на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты, предоставляемые молодым семьям для софинансирования жилищного строительства или приобретения жилья;

средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение (строительство) жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты (п.5.1).

В силу п.1.3.1 Программы определены следующие категории молодых семей:

Потенциальные участницы Программы молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе.

Участницы Программы молодые семьи, включенные в списки на получение социальной выплаты в планируемом году.

Для участия в Программе молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно). Достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе, и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из указанного списка при условии предоставления социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья;

б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;

в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Сохраняют право на получение социальной выплаты в рамках реализации Программы молодые семьи, подавшие заявку на участие в Программе до 1 января 2011 года при условии, что ими представлен в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов документ о согласии всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". Согласие всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных должно быть представлено потенциальными участницами Программы в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов не позднее 1 июля 2011 года.

Также сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета:

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)

потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермской области от 5 сентября 2005 г. N 2453-543 "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" и Законом Пермского края от 5 июня 2006 г. N 3050-687 "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы";

потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. N 33-КЗ "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" до внесения в него изменений Законом Пермского края от 4 июня 2008 г. N 253-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы";

потенциальные участницы Программы семьи, в которых возраст одного или обоих супругов или одного родителя в неполной семье превысил 35 лет (включительно).

Потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, сохраняют право на получение социальной выплаты по софинансированию мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, предусматривающей привлечение средств федерального, краевого и средств местных бюджетов (п. 1.3.1 введен Постановлением Правительства Пермского края от 09.06.2012 N 409-п).

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

ДД.ММ.ГГГГ Кулыгины обратились в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о признании их семьи из трех человек, нуждающимися в улучшении жилищный условий и включении их семьи из 3-х человек в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы» федеральной целевой программы «Жилище».

ДД.ММ.ГГГГ семья Кулыгиных с составом семьи из 3-х человек была признана участником указанной программы.

Вместе с тем, на момент обращения с соответствующим заявлением Кулыгин С.А. и Кулыгина Ю.К. имели в долевой собственности (по 1/2 доли у каждого) жилое помещение в общежитии общей площадью 19,6 кв.м. <адрес> на основании договора безвозмездной передачи квартир в долевую собственность граждан. В свою очередь, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся собственником 1/2 доли в 1-комнатной квартире общей площадью 31,6 кв.м. <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. При этом все члены семьи Кулыгиных с составом из 3 человек проживали и имели постоянную регистрацию по месту жительства в комнате в общежитии общей площадью 19,6 кв.м. <адрес>.

Таким образом, согласно расчета, произведенного судом, на момент обращения с заявлением о постановки на учет для дальнейшего участия в программе семья Кулыгиных была обеспечена жилыми помещениям общей площадью менее учетной нормы, установленной на территории г.Перми, поскольку имела право на жилые помещения общей площадью 35,4 кв. метров из расчета: 19,6 кв. метров + (31,6 : 1/2) кв. метров, в связи с чем, на одного члена семьи приходилось 11,8 кв. метров.

ДД.ММ.ГГГГ у Кулыгиных родилась дочь – ФИО2, о чем ответчик был извещен истцами ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что Кулынины имеют постоянную регистрацию по месту жительства в квартире <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, данная квартира приобретена на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за счет заемных денежных средств по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Кулыгины обратились к ответчику с заявлением о получении социальной выплаты в размере 10% от расчетной стоимости жилья.

На праве собственности либо на ином праве иных жилых помещений, помимо указанных выше, истцы не имеют.

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ истцы были исключены из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.» в связи с несоответствием требованию о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении ввиду обеспеченности общей площадью жилого помещения более учетной нормы на одного человека, в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы отказано ввиду обеспеченности общей площадью на одного члена семьи более учетной нормы, то есть в соответствии со ст. 51 ЖК РФ.

Определяя законность действий Управления жилищных отношений администрации г.Перми при принятии оспариваемого решения, суд исходит из характера спорных правоотношений, а также законодательства, действующего не только на дату рассмотрения дела, но и на дату признания истцами участниками программы.

В связи с чем, суд признает обоснованными и законными доводы истцов о том, что при определении нуждаемости истцов в улучшении жилищных условий следует принимать во внимание, что 2-комнатная квартира истцами была приобретена по ипотеке, что не исключало возможности на участие в программе на момент их обращения в органы местного самоуправления, поскольку в силу п.8.3 Закона Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" социальная выплата используется для компенсации части затрат, производимых молодой семьей участником программы на приобретение (строительство) жилья, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение (строительство) жилья, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, при условии, что молодая семья заключила соответствующий кредитный договор (договор займа) не ранее 1 января 2006 года и на этот момент являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, сторонами не оспаривается, что право истцов на участие в программе до настоящего времени не реализовано, несмотря на то обстоятельство, что они были включены в нее в марте 2008 года.

Согласно постановления Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. №1119-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы»,

социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и(или) юридических лиц отдельного жилого помещения (квартиры, жилого дома) как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована (п.7.2):

- для оплаты приобретаемого по договору купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда средства на оплату стоимости договора купли-продажи предусматриваются в составе стоимости договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);

- для оплаты договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

- для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;

- для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

- для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату стоимости договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и(или) оплату услуг указанной организации;

- для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту, в том числе ипотечному, или жилищному займу на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г., за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;

в случае предоставления молодым семьям социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья социальная выплата также может направляться (п.7.2.6):

на приобретение жилья путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома;

- на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или займам для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;

- для оплаты договора строительного подряда на реконструкцию индивидуального жилого дома, в том числе на завершение ранее начатого строительства индивидуального жилого дома.

Условием получения социальной выплаты является наличие у участницы Программы дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения. В качестве дополнительных средств участницей Программы также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

Обстоятельства, которые бы свидетельствовали о том, что Кулыгины не соответствуют требованиям программы с учетом того, что за ними сохранено право на участие в ней на прежних условиях, судом не установлены.

Доводы ответчика о том, что приобретенное истцами в кредит жилое помещение более учетной нормы общей площади на человека, по мнению суда, не являются основанием для исключения истцов из числа участников программы, так как обратное противоречит действующему законодательству, а также целям и задачам самой программы. Кроме того, рождение ребенка состоялось уже после включения семьи в число участников программы, а также приобретения жилья.

При этом то, что семья Кулыгиных не воспользовалась своим правом ранее ДД.ММ.ГГГГ от воли самих Кулыгиных не зависело.

Каких-либо умышленных действий на ухудшение жилищных условий Кулыгины не совершали.

Доказательств обратного суду не представлено.

Вместе с тем, суд считает, что рождение второго ребенка не препятствует Кулыгиным по-прежнему быть участниками программы.

Таким образом, суд считает, что распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми об исключении семьи истцов из состава участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», исходя из изложенного выше, противоречит действующему законодательству.

Как следует из п. 7.4 указанного выше постановления, в рамках реализации Программы участнице Программы предоставляются дополнительные социальные выплаты:

в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части суммы долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение жилья либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в случае, если участница Программы получила и реализовала свидетельство в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета и средств местных бюджетов;

в размере 100 процентов от суммы, указанной в свидетельстве, с использованием средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка в случае, если участница Программы получила и реализовала данное свидетельство.

Учитывая изложенное выше, а также исходя из оснований и предмета иска, суд считает необходимым:

признать незаконным и отменить распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ за «Об исключении молодой семьи Кулыгина С.А., Кулыгиной Ю.К. из списка участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы»,

возложить на Управление жилищных отношений администрации г.Перми восстановить Кулыгина С.А., Кулыгину Ю.К. в списке участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» с даты исключения – ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований для возложении на администрацию г.Перми обязанности восстановить семью Кулыгиных в списке семей для получения социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной стоимости жилья, а также возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья семье в рамках реализации программы суд не находит, так как решение о включении либо об исключении семьи из указанного списка не принималось, а также потому, что указанные требования заявлены к администрации г.Перми. В этой части исковые требования истцов следует оставить без удовлетворения.

Судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины, понесенные истцами при подаче заявления в суд, возмещению не подлежат в силу п.19 ч.1 ст.333-36 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кулыгина С.А., Кулыгиной Ю.К. к администрации г.Перми, Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, третье лиц – Министерство социального развития Пермского края о признании распоряжения незаконным, возложении обязанностей восстановить в списках, выдать свидетельство – удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ за «Об исключении молодой семьи Кулыгина С.А., Кулыгину Ю.К. из списка участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».

Возложить на Управление жилищных отношений администрации г.Перми восстановить Кулыгина С.А., Кулыгину Ю.К. в списке участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» с даты исключения – ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований Кулыгину С.А., Кулыгиной Ю.К. – отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: Гачегова Е.И.