Дело № 2-3625/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 сентября 2012 года Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Гачеговой Е.И., при секретаре Раевой А.С., с участием представителя истца – Поляковой Л.Е., действующей на основании ордера, представителя ответчика – Кальсиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Шибановой Е.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, к Комитету социальной защиты населения администрации г.Перми, Правительству Пермского края, Министерство социального развития Пермского края об отмене решения, включении в реестр, установил: Истец обратилась с иском в суд к Комитету социальной защиты населения администрации г.Перми о признании решения об отказе в постановки многодетной семьи на учет для последующего получения земельного участка незаконным, включении в реестр таких многодетных семей. В обоснование заявленных исковых требований истец заявила, что на основании справки ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми ее семья признана многодетной. В ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о включении ее многодетной семьи в число участников программы для получения земельных участков в соответствии с Законом Пермского края №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае». В соответствии с решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу в постановки на такой учет было отказано ввиду того, что семья не соответствует требованиям ст. 1 указанного закона. Данный отказ истец считает незаконным и подлежащий отмене, поскольку он противоречит требованиям ст. 28 ЗК РФ. Поскольку Закон Пермского края №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» направлен на реализацию ст. 28 ЗК РФ, а также указа Президента РФ, просит признать решение незаконным, а семью включить в число участников программы. Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена судом надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала в соответствии с доводами, изложенными в иске. Представитель Комитета социальной защиты населения администрации г.Перми с заявленными требованиями не согласилась, так как полагает, что в силу Закона Пермского края №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» семья истца не может быть в включена в реестр многодетных семей для последующего получения земельного участка, так как не попадает под понятие «многодетная семья», что также подтверждается заключением государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания Пермского края. Представитель Министерства социального развития Пермского края, привлеченное для участия в деле в качестве соответчика судом самостоятельно, с заявленными требованиями также не согласился в соответствии с письменными возражениями, которые фактически поддерживают позицию по делу Комитета социальной защиты населения администрации г.Перми. Правительство Пермского края, привлеченное для участия в деле в качестве соответчика судом самостоятельно, в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте его проведения извещено судом надлежащим образом, мнение относительно иска не выразило. Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело и постановить решение при имеющейся явке, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования истца обоснованными и подлежащие удовлетворению в силу следующего. В соответствии с п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Согласно ст.1 Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства. В целях применения настоящего Закона под многодетной семьей понимаются граждане, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), имеющие на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка трех и более несовершеннолетних детей (в том числе пасынков, падчериц, а также усыновленных детей), а также детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения или проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации. При этом в составе многодетной семьи не учитываются: дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах; дети, в отношении которых отменено усыновление. Условиями бесплатного предоставления многодетной семье земельных участков являются: а) все члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации; б) все члены многодетной семьи на дату подачи заявления проживают совместно (за исключением членов семьи, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации), при этом родители многодетной семьи зарегистрированы на территории Пермского края по месту жительства не менее пяти лет; в) члены многодетной семьи не имеют земельного участка в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Пермского края, или члены многодетной семьи имеют земельный участок в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Пермского края, размер которого меньше минимального размера, установленного в соответствии с Законом Пермской области от 02.09.2003 N 965-193 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность". Земельные участки предоставляются органами местного самоуправления Пермского края, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, многодетным семьям в собственность однократно бесплатно и подлежат оформлению на праве общей долевой собственности на всех членов многодетной семьи. Учет многодетных семей в целях предоставления земельных участков осуществляется по месту их проживания на основании заявления многодетной семьи в орган местного самоуправления Пермского края о предоставлении в собственность земельного участка. Порядок ведения учета многодетных семей в соответствии с настоящим Законом определяется органами местного самоуправления Пермского края (ч.1, абз. 1 ч.2 ст.3). Судом установлено, что истец является матерью троих несовершеннолетних детей, что подтверждается свидетельствами о рождении, родительских прав в отношении своих детей не лишена. Вместе с тем, в зарегистрированном браке в спорный период времени и в настоящее время истец не состоит, ранее зарегистрированный брак прекращен в связи со смертью супруга. Все члены семьи истца являются гражданами РФ, проживают на территории г.Перми, на праве собственности либо на ином праве члены семьи истца земельными участками не обладают. В соответствии со ст. 15 Закона Пермской области №533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» многодетной признается семья, имеющая на содержании и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет. Судом установлено, сторонами не оспаривается, что семья истца состоит из четырех человек, трое из которых являются несовершеннолетними детьми, а следовательно, семья истца является многодетной. Доводы представителя ответчика, а также Министерства социального развития Пермского края относительно определения категории семьей, которые могут быть признаны многодетными, суд во внимание не принимает, так как в силу прямого указания изложенных выше законов Пермского края семья истца относится к категории многодетной. Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что Закон Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» принят во исполнение и реализацию положений ст. 28 ЗК РФ, которая указанные ответчиком исключения не содержит. По мнению суда, позиция ответчика, основанная на заключении государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания Пермского края, противоречит действующему законодательству, ущемляет права одних многодетных семей по отношению к другим в нарушение ст. 19, 38 Конституции РФ, ставит различия между полными семьями и неполными в силу объективных обстоятельств (смерти, развода и т.п.). При этом суд считает, что неполная семья в связи со смертью второго супруга, развода по-прежнему является многодетной, так как понятие многодетной семьи зависит от количества детей в ней, а не от количества супругов. Суд также принимает во внимание, что для иных льгот семья истца является многодетной, что свидетельствует о различном толковании закона применительно к спорному вопросу. Учитывая изложенное выше, данная семья, по мнению суда, может быть претендовать на участие в программе в силу ст. 28 ЗК РФ, а также ст. 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», как закона направленного на реализацию положений ст. 28 ЗК РФ. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в Комитет социальной защиты населения администрации г.Перми с просьбой поставить ее на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с Законом Пермского края «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае». К заявлению приложила документы, предусмотренные ч.2 ст.3 Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», с учетом того, что ее семья является неполной, а также возраста детей. Данное заявление было рассмотрено Комитетом социальной защиты населения администрации г.Перми, однако ДД.ММ.ГГГГ истцу в постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство было отказано на основании ст. 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК. В соответствии с ч.6 ст.3 Закона Пермского края от 01.12.2011 г. №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка является: 1) ранее принятое в соответствии с настоящим Законом органом местного самоуправления Пермского края решение о предоставлении земельного участка многодетной семье в собственность бесплатно при повторном обращении этой многодетной семьи; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, установленных настоящим Законом; 3) несоответствие многодетной семьи требованиям и условиям, указанным в статье 1 настоящего Закона. Проанализировав вышеуказанные нормы законодательства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что перечень оснований для отказа в постановке на учет многодетной семьи с целью последующего предоставления земельного участка является исчерпывающим, каких-либо изъятий не содержит, позиция ответчика противоречит действующему законодательству, а также целям и задачам, изложенным в ст. 28 ЗК РФ. Вместе с тем, в силу спорного Закона именно на органы местного самоуправления возложена обязанность вести учет многодетных семей в целях предоставления земельных участков по месту их проживания на основании заявления многодетной семьи в орган местного самоуправления Пермского края о предоставлении в собственность земельного участка. Проанализировав представленные истцом в Комитет социальной защиты населения администрации г.Перми документы, исходя из содержания поданного истцом заявления, суд считает, что истцом соблюдена установленная Законом Пермского края №871-ПК процедура, представлены все необходимые документы. Оснований для отказа в постановке на учет многодетной семьи с целью последующего предоставления земельного участка судом не установлено. Такие основания, которые основывались бы на законе, ответчиками не изложены, доказательства в связи с этим не представлены. Таким образом, семья истца соответствует требованиям Закона Пермского края №871-ПК и должна быть включена в состав участников многодетных семей, претендующих на бесплатное получение земельных участков в собственность, а отказ Комитета социальной защиты населения администрации г.Перми является незаконным. В соответствии с п.5 ст. 3 Закона Пермского края №871-ПК решение о предоставлении земельного участка многодетной семье при наличии утвержденного Перечня принимается органом местного самоуправления не позднее 30 дней со дня подачи заявления. Земельные участки подлежат оформлению в собственность многодетной семьи в срок не позднее 12 месяцев с момента принятия решения о предоставлении земельного участка. Вместе с тем, в настоящий момент решение органа местного самоуправления в соответствии с указанными требованиями законов не принято, отказ Комитета социальной защиты населения администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ признан судом незаконным. В связи с чем, суд считает необходимым возложить на Комитет социальной защиты населения администрации г.Перми обязанность поставить Шибанову Е.В., действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, на учет в целях дальнейшего предоставления земельного участка в соответствии с Законом Пермского края «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» с момента ее обращения в органы местного самоуправления. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным отказ Комитета социальной защиты населения администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ №. Возложить на Комитет социальной защиты населения администрации г.Перми обязанность поставить Шибанову Е.В., действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, на учет в целях дальнейшего предоставления земельного участка в соответствии с Законом Пермского края «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» с момента ее обращения в органы местного самоуправления. Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми. Председательствующий: Гачегова Е.И.