о предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-3356/12

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2012 года, г. Пермь,

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,

при секретаре Петруниной Д.В., с участием:

представителя истца - помощника прокурора Ленинского района г. Перми Чинцовой Ю.П., на основании служебного удостоверения,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Перми в интересах Ярковой Е.А. к Администрации города Перми и Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

У с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г. Перми в интересах Ярковой Е.А., обратился в суд с иском к Администрации города Перми и Правительству Пермского края, о возложении обязанности предоставить ей по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, не менее 33 кв.м., в пределах территории города Перми.

В обоснование иска прокурор указывает, что Яркова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная категория граждан обеспечивается жильем за счет средств бюджета Пермского края, однако Яркова Е.А., в нарушение требований действующего законодательства, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц привлечены: Министерство финансов Пермского края, Управление жилищных отношений Администрации г. Перми /л.д.1/.

Представитель прокуратуры в судебном заседании на иске настаивала, пояснила, что Яркова Е.А., как лицо из числа детей оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края во внеочередном порядке.

Истец Яркова Е.А. в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствии, на исковых требованиях настаивала в полном объеме /л.д.75/.

Представители ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, в порядке заочного производства.

Ответчиком - Правительством Пермского края - представлены возражения на иск /л.д.55-59/, в которых указано, что Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу. Требования о размере площади предоставляемого помещения явно завышены, площадь должна быть не более 15 кв.м. Также указывает, что за Ярковой Е.А. было закреплено жилое помещение, которое признано ветхим и непригодным для проживания, в связи с чем, истец не лишена возможности обратиться в органы местного самоуправления с требованием о предоставлении жилья по иным основаниям.

Ответчиком – Администрацией г. Перми представлены письменные возражения на иск /л.д.77-78/, в которых просит в удовлетворении иска отказать, т.к. уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений по договору социального найма является Правительство Пермского края, Администрация города Перми, не вправе предоставлять жилье такой категории лиц, как дети-сироты, т.е. Правительство Пермского края является надлежащим ответчиком по делу. Также полагает, что требования о предоставлении жилого помещения общей площадью, не менее 33 кв.м., не основаны на нормах закона.

Представителем третьего лица Министерства Финансов Пермского края, представлен отзыв относительно иска /л.д.49-50/, согласно которому, Министерство Финансов Пермского края в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, является участником бюджетного процесса и осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, в число которых финансирование, приобретение, строительство или реконструкция жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит, указанные полномочия относятся к полномочиям других органов государственной власти, полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация г. Перми.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора в интересах Ярковой Е.А., обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).

Согласно ст. 5 названного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Как установлено судом, Яркова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители - мать Яркова Т.Л., ДД.ММ.ГГГГр. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец – Ярков А.Г. записан со слов матери. Указанные обстоятельства подтверждаются паспортом /л.д.7/, свидетельством о рождении /л.д.8/, свидетельством о смерти /л.д.11/ и ответчиками, третьими лицами не оспаривается.

Постановлением администрации Главы администрации Индустриального района г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.12/, над Ярковой Е.А. установлена опека Ярковой Т.А., проживающей в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащим на праве собственности сыну Ярковой Т.А. – Яркову И.Л., что подтверждается постановлением от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.12/, паспортом /л.д.13/, свидетельством о государственной регистрации права /л.д.14/.

Постановлением Департамента образования Администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.16/ за Ярковой Е.А, сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. <адрес>, является непригодным для проживания, ввиду ветхости, что подтверждается Актом обследования дома от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.20-21/, письмом Управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.27/, письмом Управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ .

Из письма от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.18/ Управления жилищных отношений администрации города Перми следует, что Яркова Е.А. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, номер истца очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства также подтверждаются письмом Управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.28/.

Как следует из паспорта гражданина РФ /л.д.7/, справки МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» /л.д.68/, Яркова Е.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, однако, Яркова Е.А., фактически проживает и зарегистрирована по месту пребывания по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.9/, справкой ООО «УК «Ижтехсервис» /л.д.10/, сообщением ОУФМС РФ по Удмуртской республике от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.72/, карточкой учета /л.д.73/.

Согласно сообщений ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» /л.д.23,24,63/ Яркова Т.Л., Яркова Е.А., не имеют в г. Перми квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих им на праве собственности, в приватизации жилья не участвовали.

Как следует из уведомлений УФСГРКиК по Пермскому краю /л.д.61,62/ сведения о правах Ярковой Е.А., Ярковой Т.Л. на объекты недвижимого имущества в ЕГРПН отсутствуют.

Согласно сообщения ГУП «Удмуртский республиканский ЦТИ» /л.д.70/ Яркова Е.А., не имеет в г. Перми квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ей на праве собственности.

Как следует из уведомлений УФСГРКиК по Удмуртской республике /л.д.25,26,65/ сведения о правах Ярковой Е.А. и Ярковой Т.Л. на объекты недвижимого имущества в ЕГРПН отсутствуют.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что Яркова Е.А., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако, не была обеспечена жилой площадью, соответственно истец, имеет право на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма.

Те обстоятельства, что Яркова Е.А. специализированного образовательного учреждения для детей-сирот не заканчивала, суд во внимание не принимает, поскольку они не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, ввиду того, что формой устройства Ярковой Е.А. не было избрано помещение в специализированное образовательное учреждение, а над истцом была установлена опека, соответственно Яркова Е.А. объективно не могла закончить специализированное учебное учреждение и, соответственно имеет право на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма. Иное бы нарушало принцип равенства, гарантированный каждому Конституцией РФ (ст. 19).

Также не принимает во внимание суд и те обстоятельства, что истец проживает и зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, поскольку в данном жилом помещении истец зарегистрирована по месту пребывания и регистрации своего опекуна Ярковой Т.А. Никаких прав на данное жилое помещение истец не имеет, данное жилое помещение опекуну не принадлежит.

Те обстоятельства, что в соответствии с постановлением Департамента образования администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ за Ярковой Е.А. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, в которой истец зарегистрирована по месту жительства в настоящее время, правового значения для разрешения настоящего спора, не имеет, поскольку, как следует из Акта обследования дома от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.20-21/, письма Управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.27/, письма Управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес>, признан непригодным для проживания граждан, на основании акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, включен в Реестр многоквартирных домов (жилых помещений), признанных непригодными для постоянного проживания граждан и аварийных многоквартирных жилых домов, лица, проживающие в доме подлежат расселению, срок которого не известен. Капитальный ремонт дома на момент рассмотрения дела, не проведен. При таких обстоятельствах, суд считает, что Яркова Е.А. не реализовала свое право на вселение в закрепленное за ней помещение, поскольку оно было предоставлено истцу, однако критериям и требованиям, установленным для жилых помещений не отвечало, поскольку несмотря на то, что жилое помещение было признано непригодным для проживания в ДД.ММ.ГГГГ (а истцу было предоставлено в ДД.ММ.ГГГГ), из писем Управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.27/, от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.29/, следует, что данный дом является непригодным для проживания с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно на момент закрепления за истцом помещения в данном доме, оно уже являлось непригодным для проживания.

Суд считает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на Администрацию г. Перми за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, поскольку в соответствии со ст. 8 закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансирование мер по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет бюджета Пермского края, в силу положений Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», государственные полномочия по обеспечению детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, в т.ч. органам местного самоуправления города Перми.

Решая вопрос о возложении обязанности по предоставлении истцу жилья на Администрацию г. Перми, суд также учитывает, что п. 14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). В собственности муниципального образования город Пермь может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Пермь, в случаях, установленных федеральными законами и законами Пермской области (п.п. 2 п. 1 ст.18 Устава города Перми).

Решая вопрос о размере жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из того, что пунктом 2 решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м – для одиноких граждан, 42 кв.м. – на семью из двух человек, 18 кв.м. - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.

Согласно п. 9 ст. 1 названного закона, его действие распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, таким образом, суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.

Кроме того, суд учитывает также, что из преамбулы Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК следует, что он регулирует права и обязанности, вытекающие из реализации отдельными категориями граждан льгот и дополнительных (по сравнению с остальными лицами) гарантий. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, перечислены в числе других категорий граждан, на которых распространяется данный закон (п.9 ч.1 ст.1, п.2 ст.9 Закона). Размер площади предоставляемого жилого помещения определен п.3 ст.9 указанного Закона, при этом норма не содержит каких-либо исключений применительно к категории граждан, на которых рассчитано применение настоящего закона.

Таким образом, с учётом положений ч.3 ст. 196 ГПК РФ, Ярковой Е.А. на одного человека должно быть предоставлено жилое помещение не менее 33 кв.м. общей площади.

Учитывая положения п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что предоставление истцу жилого помещения должно быть произведено во внеочередном порядке.

С учётом изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора в интересах Ярковой Е.А. к Администрации города Перми и Правительству Пермского края, о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению, следует: возложить на Администрацию города Перми обязанность предоставить во внеочередном порядке Ярковой Е.А., ДД.ММ.ГГГГр. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Перми, исполнение данной обязанности осуществить за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-236 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Перми в интересах Ярковой Е.А. к Администрации города Перми и Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Перми обязанность предоставить во внеочередном порядке Ярковой Е.А., 11.11.1992 г.р. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Перми, исполнение данной обязанности осуществить за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в Ленинский районный суд г. Перми в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: