Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами



Дело № 5-160/12 Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 12 июля 2012 года

Судья Ленинского районного суда г. Перми Вяткин Д.М.,

с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении общества с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «Камтэкс» – Вахрушевой Л.С.,

представителей государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Балкова А.В., Нечаевой О.С.,

при секретарях Шевелевой О.В., Алексеевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ООО «НТЦ «Камтэкс», к административной ответственности не привлекавшегося,

по ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «Камтэкс» (далее ООО «НТЦ «Камтэкс») <адрес> в результате производственной деятельности допустило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.

П. 3 ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» собственник отходов 1-4 класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такового лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Журнал учета движения отходов на предприятии (установлен приказом МПР России от 1.09.2011 года № 721) у предприятия отсутствует.

В соответствие со ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы 1-4 классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ. Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды утверждены приказом МПР России от 15.06.2001 года № 511. Форма паспорта опасного отхода утверждена приказом МПР России от 12.02.2002 года № 785.

В нарушении указанных требований у ООО «НТЦ «Камтэкс» на момент проверки отсутствовали паспорта отходов 1-4 класса опасности.

Представитель ООО «НТЦ «Камтэкс» вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснила, что обществом при осуществлении деятельности соблюдаются нормы законодательства по охране окружающей природной среды, а также требования по работе с отходами. Контролирующим органом при составлении протокола осмотра территории Общества, сбора доказательств, подтверждающих вину в совершении административного правонарушения были допущены процессуальные нарушения, связанные с внесением исправлений в протокол об административном правонарушении, которые не были оговорены, получением объяснений от лиц, которые прямо заинтересованы в исходе дела, так как проверка Общества была инициирована по жалобе сотрудника ФИО1. Отсутствие на момент проверки журнала отчетности является малозначительным и не влечет привлечение Общества к суровому наказанию, предусмотренному ст. 8.2. КоАП РФ. Паспорта опасного отхода были предоставлены до составления протокола об административном правонарушении. Просит учесть, что деятельностью предприятия не причинен вред жизни и здоровью людей, а также состоянию окружающей среды, поскольку жидкие отходы, образуемые предприятием, нейтрализуются, и в сточные воды не попадают, о чем имеется заключение, которое проведено по инициативе инспекции, размещение обнаруженных отходов не требует лицензии, поскольку Общество не извлекает прибыли от реализации отходов, которые вывозятся по мере необходимости, хранятся менее шести месяцев. Также обращает внимание на изменение законодательства, которое не требует наличие лицензии у организаций на сбор отходов 1-4 класса опасности.

Представитель государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Балков А.В., пояснил, что при поступлении информации из правоохранительных органов было проверено ООО «НТЦ «Камтэкс», каких-либо нарушений в ходе административного расследования не допускалось. Обществом было допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами, о чем был составлен протокол по ст.8.2 КоАП РФ, со ссылкой на нормативные документы.

Представитель государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Нечаева О.С. доводы поддержала, считает размещение отходов на территории Общества, не предоставление сведений о классах отходов и отсутствие отчетности серьезным нарушением требований законодательства в области экологии.

Выслушав мнение сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

На основании его положений санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ч.1 ст. 2).

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также частью 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 вышеназванного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По результатам проведенного государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края административного расследования по соблюдению ООО «НТЦ «Камтэкс» действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при удалении отходов, расположенных на территории Общества, был выявлен факт нарушения данным юридическим лицом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами. Выявленные нарушения были указаны в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

В протоколе об административном правонарушении при указании каждого допущенного нарушения должностным лицом была приведена правовая норма, нарушение требований которой было допущено юридическим лицом. Протокол об административном правонарушении составлен в установленные ст. 28.5 КоАП РФ сроки.

Поскольку определением должностного лица государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «НТЦ «Камтэкс» было возбуждено дело об административном правонарушении с проведением по нему административного расследования, не требовалось соблюдение требований Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проведение административного расследования подтверждается протоколом осмотра территории и помещений производственной лаборатории, протоколом и взятии проб и образцов и иными документами, подтверждающими проведение процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Судья считает, что вина ООО «НТЦ «Камтэкс» в совершении административного правонарушения нашла свое объективное подтверждение совокупностью доказательств добытых по делу: протоколами осмотра, взятия проб и образцов, заключениями, пояснениями свидетелей.

Доводы представителя Общества, относительно того, что при проведении проверки в отношении Общества были допущены процессуальные нарушения, суд во внимание не принимает, поскольку они в полном объеме опровергаются исследованными по делу доказательствами.

При этом, судья считает, что действия Общества по передаче отходов производства I-IV класса опасности сторонним организациям, не имеющим лицензии на осуществление деятельности на размещение отходов, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 93-ФЗ от 25.06.2012 года, согласно которых не требуется наличие лицензии по сбору отходов 1-4 классов опасности, не являются нарушением пункта 3 статьи 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Судом также не установлено наличие нарушений Обществом по обращению с жидкими отходами и их сбросом в канализацию, что подтверждается в том числе заключением по исследованию проб и образцов, изъятых при осмотре.

Действия ООО «НТЦ «Камтэкс» судья квалифицирует по ст. 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Решая вопрос о наказании, суд считает необходимым учесть обстоятельства, характер, степень тяжести и последствия совершенного административного правонарушения, привлечение к административной ответственности впервые, что в соответствии с положениями ст. 4.2 КоАП РФ, суд считает возможным учесть как смягчающие административную ответственность обстоятельства, обстоятельств отягчающих ответственность не установлено.

Совершенное ООО «НТЦ «Камтэкс» правонарушение может быть признано малозначительным, несмотря на то, что посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, при этом, судья принимает во внимание, что вредных последствий от деятельности Общества не наступило, отсутствие журнала движения отходов на предприятии, а также несвоевременное предоставление паспортов класса опасности отходов не повлекло вредных воздействий на человека и окружающую среду, отсутствует общественная опасность в виде возможных последствий загрязнения окружающей среды, что может создать угрозу жизни и здоровью человека.

Другие нарушения, выявленные государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края не нашли подтверждения в судебном заседании.

При указанных обстоятельствах, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, принимая во внимание меры, предпринятые Обществом для устранения выявленных нарушений, суд считает возможным освободить ООО «НТЦ «Камтэкс» от административной ответственности, объявив устное замечание.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Признать общество с ограниченной ответственностью «НТЦ «Камтэкс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить общество с ограниченной ответственностью «НТЦ «Камтэкс» от административной ответственности, объявив устное замечание.

Производство по административному делу прекратить.

Решение в течение 10 дней с момента вынесения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья Д.М. Вяткин

< >