г. Пермь 20 июля 2011 г. Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Жиитниковой И.И. при секретаре Зуевой М.А. рассмотрев жалобу ГОРОДЕЦКОГО А.С., <данные изъяты>, на постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ У С Т А Н О В И Л: Постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Городецкий А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившегося в не выполнении обязанности по представлению агенту валютного контроля значимых для целей осуществления валютного контроля должным образом заверенных документов, чем нарушил ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" и п. 7 Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 года № 819, за что подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Городецкий А.С. обратился в суд с жалобой об отмене указанного постановления, поскольку оно является необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, и прекращении производства по делу. В обоснование своих доводов указал, что он, как <данные изъяты>, предпринял все возможные меры для соблюдения законодательства в части предоставления банковских документов в надлежащем виде к отчету о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ, о чем свидетельствуют неоднократные запросы нотариусам, от которых получены постановления об отказах в совершении нотариальных действий. Им направлялся запрос в ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми, на который ответ дан не был. Кроме того, был сделан запрос в ОАО «<данные изъяты>», обслуживающий представительство ЗАО «<данные изъяты>» в <адрес>, Из ответа следует, что выписка из лицевого счета и приложения к ней на бумажном носителе не предоставляются, на всех экземплярах копий платежных поручений на бумажном носителе перед реквизитами, содержащими наименование, номер и дату расчетного документа, переданного в электронном виде, делается запись «Копия». Никаких иных пометок на копии документа законодательством <адрес> не предусмотрено. В соответствии с законодательством РФ, нотариальное свидетельствование копии с копии документа, исходящего от организации, допускается, если копия документа изготовлена на бланке данного юридического лица, скреплена печатью и имеет отметку о том, что подлинный документ находится у юридического лица. Согласно п. 4 Постановления Правительства от 28.12.2005 года № 819 «Об утверждении Правил предоставления резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» банковские документы предоставляются в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк, поэтому требование от указанного банка предоставления документов соответствующих законодательству РФ невозможно. В соответствии с п. 1.1 Методических рекомендаций по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них, утвержденных решениями Правления Федеральной нотариальной палаты, нотариус свидетельствует верность копий документа, если документ составлен на языке, которым владеет нотариус, или имеет надлежащим образом оформленный перевод. Банковские документы из <адрес> оформлены на русском языке, за исключением печати. Нотариус заверила лишь перевод печати и выдала постановление об отказе в совершении нотариальных действий по заверению копий документов №, из которого следует, что представленные документы не соответствуют требованиям Российского законодательства, верность копий указанных документов не может быть засвидетельствована. Также указал, что законодательством РФ не урегулирован вопрос о том, каким образом необходимо заверять нотариально документы иностранных государств, если они изложены на русском языке и не требуют перевода, но оформлены в соответствии с законодательством иностранного государства и не содержат всех реквизитов копии, требуемых Российским законодательством. Кроме того, в постановлении о назначении административного наказания не отражено, в чем конкретно выражается его вина, как директора общества. Считает, что его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ отсутствует, а также в его действиях нет события административного правонарушения. Заявитель Городецкий А.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представители заявителя- Грачева Н.Н., Кормщикова Ф.З. доводы жалобы поддержали, настаивают на ее удовлетворении, т.к. документы в требуемом виде не могут быть представлены по независящим от Городецкого А.С. причинам в связи с противоречиями норм права РФ и <адрес>, Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае Корелова И.В. с доводами жалобы не согласен, считает вынесенное постановление законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению. Объективных причин, препятствующих представлению отчета с нотариально заверенными подтверждающими банковскими документами, не установлено. Об этом свидетельствует и тот факт, что первоначально общество не представляло копии банковских документов с печатями белорусского банка и подписями должностного лица, ссылаясь на то, что они не ставятся, тем не менее, на рассмотрении дела такие документы были представлены. Оценив доводы жалобы, выслушав заявителя, представителя административного органа, исследовав материалы административного дела и представленный административный материал, суд находит жалобу подлежащей частичному удовлетворению. ЗАО <данные изъяты> (далее – Общество) открыло счет № в отделении ОАО «<данные изъяты>» в <адрес>. Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Постановлением Правительства от 28.12.2005 года N 819 утверждены Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации. Согласно п. 3-4 Правил отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами. Резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. В соответствии с п. 7 Правил, подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ директор Общества Городецкий А.С. представил отчет о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми за ДД.ММ.ГГГГ без представления подтверждающих банковских документов, заверенных нотариально. Согласно п. 10 Правил в случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов. Уведомление о необходимости предоставления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов выдается налоговым органом непосредственно резиденту либо представителю резидента под расписку или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Соответствующие документы должны быть представлены в налоговый орган в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления налогового органа. Уведомлением ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ Обществу было сообщено о необходимости представления надлежащим образом оформленных подтверждающих документов к отчету за ДД.ММ.ГГГГ. Надлежащим образом оформленные подтверждающие банковские документы в установленный срок Обществом в ИФНС не представлены. В соответствии с ч. 1. ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Согласно решения единственного акционера № директором ЗАО «ТД «Мотовилихинские заводы» является Городецкий А.С. Городецкий А.С. совершил административное правонарушение по неосторожности, так как предвидел возможность наступления вредных последствий своего бездействия (отсутствие у агента валютного контроля - налогового органа - значимых для целей осуществления валютного контроля должным образом заверенных банковских документов), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. Отчет о движении средств по счетам за рубежом с нотариально заверенными копиями подтверждающих банковских документов за ДД.ММ.ГГГГ необходимо было представить до ДД.ММ.ГГГГ. У должностного лица имелось достаточно времени для представления в налоговый орган надлежаще оформленных документов, но оно бездействовало (не принимало весь комплекс допустимых и действенных мер), данное бездействие и повлекло за собой нарушение требований валютного законодательства. Факт совершения Городецким А.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ подтверждается: постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-14); протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-17); договором № текущего (расчетного) банковского счета в белорусских рублях в ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-28); мемориальным ордером № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30); платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32); выпиской из лицевого счета за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34); свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 47); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (л.д. 48); постановлением главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 49); решением единственного акционера ЗАО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50); приказом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 51); разрешением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53); платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54); мемориальным ордером № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55); выпиской из лицевого счета за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56-57); письменными пояснениями Городецкого А.С. (л.д. 74-76); уведомлением ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми (л.д. 137-138); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 156); ответом на извещение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 162-163); формой отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 165-167); выпиской из лицевого счета за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 168); платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 169); выпиской из лицевого счета за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 177); мемориальными ордерами, выписками из лицевого счета, платежными поручениями (л.д. 177-335). В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок для привлечения Городецкого А.С. к административной ответственности не истек, поскольку составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения. В действиях директора ЗАО «<данные изъяты>» Городецкого А.С. усматривается административное правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, то есть несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок. Вместе с тем, с учетом характера совершенного правонарушения, которое при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества и государства, Городецкий А.С. ранее не привлекался к административной ответственности, с учетом его материального положения и отсутствия вреда и тяжести наступивших последствий, суд признает совершенное административное правонарушение малозначительным и считает возможным освободить Городецкого А.С. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием, производство по делу прекратить. Довод заявителя о том, что им соблюдены и использованы все предусмотренные законом меры для обеспечения соблюдения законодательства, а именно, направлялись запросы нотариусам, в банк, в ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми, поэтому оснований для привлечения ЗАО «<данные изъяты>» к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ не имеется, суд считает несостоятельным на основании следующего. Обществом заключен договор № текущего банковского счета с ОАО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, по которому выписка из лицевого счета и приложения к ней на бумажном носителе не предоставляются, все документы направляются в электронном виде с пометкой «Копия». В соответствии с п. 4 Правил резидент представляет банковские выписки или иные документы в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк. Согласно п. 16 Инструкции о банковском переводе, утвержденной Постановлением Правления Национального банка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и п. 2.2.6 договора № текущего банковского счета «при представлении в банк платежных поручений в электронном виде банк при необходимости формирует на бумажном носителе их копии в необходимом количестве экземпляров». В соответствии со ст. 18 Закона <адрес> «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» № 113-3 от 28.12.2009 года (далее - Закона № 113-3), электронный документ имеет формы внутреннего и внешнего представления. Формой внутреннего представления электронного документа является воспроизведение электронного документа на электронном носителе информации. Формой внешнего представления электронного документа является воспроизведение электронного документа на электронном средстве отображения информации, на бумажном либо материальном носителе в форме, доступной и понятной для восприятия человеком. Копия электронного документа создается путем удостоверения в порядке, установленном законодательством <адрес>, формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе. Удостоверение формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе осуществляются: - нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать нотариальные действия; - организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим право на осуществление деятельности по удостоверению формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе на основании специального разрешения (ст. 20 Закона № 113-3). Согласно ст. 79 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 года N 4462-1) (ред. от 05.07.2010 года)) верность копии с копии документа свидетельствуется нотариусом при условии, если верность копии засвидетельствована в нотариальном порядке или копия документа выдана юридическим лицом, от которого исходит подлинный документ. В последнем случае копия документа должна быть изготовлена на бланке данного юридического лица, скреплена печатью и иметь отметку о том, что подлинный документ находится у юридического лица. Исходя из вышеизложенного, у Общества была возможность, в соответствии с законодательством <адрес>, запросить копии банковских документов на бумажных носителях, удостоверенных надлежащим образом, и соответствующих требованиям российского законодательства. Согласно ст. 77 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них, выданных органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридическими лицами, а также гражданами при условии, что эти документы не противоречат законодательным актам Российской Федерации. В соответствии п. 37 Приказа Минюста РФ от 15.03.2000 года N 91 "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации" при свидетельствовании, в порядке статьи 77 Основ, верности копий документов, исходящих от юридических лиц, нотариус проверяет наличие необходимых реквизитов на этих документах, в частности даты составления (принятия) документа, подписи (подписей) должностного лица (должностных лиц), печати. Согласно п. 1.4. Методических рекомендаций по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них" (утв. Решением Правления ФНП от 26 - 27.03.2003 года, Протокол N 03/03) нотариус не вправе свидетельствовать верность копии документа или выписки из него, если: - документ составлен за границей должностным лицом компетентного органа иностранного государства, иностранным гражданином или от них исходит, но не легализован в порядке, установленном международным договором, либо не соответствует иным требованиям международного договора. - подпись должностного лица, подписавшего документ, выполнена светокопированием либо при помощи факсимильного штампа или иным техническим способом. Следовательно, нотариус свидетельствует верность копий банковских документов только в том случае, если они легализованы в установленном законом порядке и содержат следующие реквизиты: дата составления (принятия) документа, подписи (подпись) должностного лица (должностных лиц), печать. Его довод о том, что ЗАО «<данные изъяты>» неоднократно и в письмах налоговой инспекции, и в пояснениях по делу, ссылалось на тот факт, что печать, подписи на выписках белорусского банка не ставятся, поэтому затребовать от банка документы с необходимыми реквизитами, которые соответствовали бы требованиям российского законодательства, Общество не могло, а те копии документов, которые выдавал белорусский банк, нотариусы не заверяли, по мнению суда внимания не заслуживает, поскольку объективных причин, препятствующих представлению отчета с нотариально заверенными подтверждающими банковскими документами, административным органом не установлено. Вместе с тем, с учетом характера совершенного правонарушения, которое при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества и государства, Городецкий А.С. ранее не привлекался к административной ответственности, с учетом его материального положения и отсутствия вреда и тяжести наступивших последствий, суд признает совершенное административное правонарушение малозначительным и считает возможным освободить Городецкого А.С. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием, производство по делу прекратить. На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, Р Е Ш И Л: Жалобу Городецкого А.С. удовлетворить. Постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении <данные изъяты> Городецкого А.С. к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ отменить, освободив его от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ ограничиться устным замечанием. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 суток. Судья: подпись <данные изъяты>. Судья