нарушение требований пожарной безопасности



Материал № 12-374/2011

Р Е Ш Е Н И Е

26 сентября 2011 г. г. Пермь.

Судья Ленинского райсуда г. Перми Вяткин Д.В.,

с участием прокурора военной прокуратуры Пермского гарнизона Морковина М.Ю., действующего по доверенности,

защитника: Зубаревой Ю.В., действующей по доверенности,

рассмотрев жалобу:

МАКСИМОВА Д.А., <данные изъяты>

на постановление от ДД.ММ.ГГГГ гос. инспектора Пермского края по пожарному надзору, начальника отдела административной практики УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю Боталова Р.Н., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.ст. 20.4 ч.1, 20.4 ч.3, 20.4 ч.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Вышеуказанным постановлением Максимов Д.А. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 20.4 ч.1, 20.4 ч.3, 20.4 ч.4 КоАП РФ, а именно в том, что являясь должностным лицом – <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ в 12.00 часов в здании расположенном по адресу: <адрес>, которое находится на обслуживании филиала Пермский ОАО «<данные изъяты>» в соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, допустил нарушения правил пожарной безопасности в РФ, предусмотренных ППБ-01-03 утвержденных приказом МЧС от 18.06.03г. № 313:

  1. Двери чердачного помещения не зарыты на замок. На дверях указанного помещения отсутствует информация о месте хранения ключей (Осн. п. 44 ППБ 01-03);
  2. Окна чердачного помещения не остеклены и не закрыты (Осн. п. 44 ППБ 01-03);
  3. Чердачное помещение используются для хранения мебели и сгораемых отходов (Осн. п. 44 ППБ 01-03);
  4. Не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения (Осн. п. 36 ППБ 01-03);
  5. Отсутствует ограждение на крыше здания (Осн. п. 41 ППБ 01-03);

т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ;

  1. На первом и втором этажах здания (в коридорах) электролампы и электросветильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (осн. п. 60 ППБ 01-03);
  2. Здание не обеспечено первичными средствами пожаротушения (Осн. п. 108 ППБ 01-03);

т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 ч. 3 КоАП РФ;

  1. На втором этаже здания (правое крыло) допускается загромождение коридора строительным мусором, деревянным шкафом и другими предметами (Осн. п. 53 ППБ 01-03);
  2. На втором этаже коридор (левое крыло) загроможден деревянным шкафом (Осн. п. 53 ППБ 01-03);
  3. Не обеспечено соблюдение проектных решение по освещенности коридора левого крыла второго этажа (устроено помещение кладовой) (Осн. п. 51 ППБ 01-03);
  4. Двери со второго этажа, ведущие на площадку наружной металлической лестницы зарыты на навесной замок (Осн. п. 52 ППБ 01-03);
  5. Произведены изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшены условия безопасной эвакуации людей (отсутствует наружная металлическая лестница (срезана) (Осн. п. 40 ППБ 01-03);
  6. Под лестничным маршем первого этажа устроена кладовая (Осн. п. 40 ППБ 01-03);
  7. Не обеспечено соблюдение проектных решений по освещенности коридора первого этажа (установлены деревянные перегородки) (Осн. п. 51 ППБ 01-03);
  8. Коридор первого этажа (правое крыло) загроможден мебелью, различными строительными материалами (Осн. п. 53 ППБ 01-03);
  9. На первом этаже отделка стен основного выхода выполнена горючими материалами (Осн. п. 53 ППБ 01-03);
  10. Группа входных дверей открываются не по направлению выхода из здания (Осн. п. 52 ППБ 01-03);
  11. В коридорах первого и второго этажей, лестничной клетке на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности (Осн. п. 51 ППБ 01-03);
  12. На первом этаже на окнах жилых помещений установлены глухие решетки (Осн. п. 40 ППБ 01-03);
  13. В номерах общежитий не вывешены планы эвакуации на случай пожара (Осн. п. 125 ППБ 01-03);
  14. Помещения второго и первого этажа не оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией при пожаре (Осн. п. 4, приложение табл. 1 п. 6.1 НПБ 110-03, табл. 2, п. 18 НПБ 104-03),

т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 ч. 4 КоАП РФ;

Максимову должностным лицом назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.

В своей жалобе Максимов указывает, что с постановлением административного органа не согласен, т.к. ОАО «<данные изъяты>» (филиал Пермский ОАО «<данные изъяты>») не является собственником, владельцем и пользователем здания, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с госконтрактом от ДД.ММ.ГГГГ в функции их организации входит лишь обслуживание и эксплуатация здания. Считает, что собственник здания, которым является Министерство обороны РФ и балансодержатель - ФГУКЭЧ «Пермская КЭЧ района» в соответствии со ст. 38 ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», должны выполнять все требования по обеспечению пожарной безопасности. Административное взыскание за нарушение требований пожарной безопасности на него наложено без правовых оснований. Просит обжалуемое постановление отменить.

Максимов Д.А. в суд для рассмотрения жалобы не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы был извещен надлежащим образом, от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения жалобы в его отсутствие. При таких обстоятельствах, выслушав мнения защитника и прокурора, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Максимова Д.А.

Выслушав защитника, поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что постановление административного органа является законным и обоснованным, а жалоба удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, суд считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечания к указанной статье, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Статья 20.4. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 настоящей статьи (часть 1). Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (часть 3). Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (часть 4).

Из материалов административного дела следует, что согласно постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, при проверке военной прокуратурой Пермского гарнизона исполнения филиалом «Пермский» ОАО «<данные изъяты>» требований законодательства РФ о пожарной безопасности в здании по адресу: <адрес>, были выявлены следующие нарушения: 1) двери чердачного помещения не зарыты на замок. На дверях указанного помещения отсутствует информация о месте хранения ключей; 2) окна чердачного помещения не остеклены и не закрыты; 3) чердачное помещение используются для хранения мебели и сгораемых отходов; 4)не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения; 5) отсутствует ограждение на крыше здания; 6) на первом и втором этажах здания (в коридорах) электролампы и электросветильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; 7) Здание не обеспечено первичными средствами пожаротушения; 8) на втором этаже здания (правое крыло) допускается загромождение коридора строительным мусором, деревянным шкафом и другими предметами; 9) на втором этаже коридор (левое крыло) загроможден деревянным шкафом; 10) не обеспечено соблюдение проектных решение по освещенности коридора левого крыла второго этажа (устроено помещение кладовой); 11) двери со второго этажа, ведущие на площадку наружной металлической лестницы зарыты на навесной замок; 12) произведены изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшены условия безопасной эвакуации людей (отсутствует наружная металлическая лестница (срезана); 13) под лестничным маршем первого этажа устроена кладовая; 14) не обеспечено соблюдение проектных решений по освещенности коридора первого этажа (установлены деревянные перегородки); 15) коридор первого этажа (правое крыло) загроможден мебелью, различными строительными материалами; 16) на первом этаже отделка стен основного выхода выполнена горючими материалами; 17) группа входных дверей открываются не по направлению выхода из здания; 18) в коридорах первого и второго этажей, лестничной клетке на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности; 19) на первом этаже на окнах жилых помещений установлены глухие решетки; 20) в номерах общежитий не вывешены планы эвакуации на случай пожара; 21) помещения второго и первого этажа не оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией при пожаре. Постановлением военного прокурора Пермского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ в отношении и.о. директора филиала «Пермский» ОАО «<данные изъяты>» Максимова Д.А. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.ст. 20.4 ч.1, 20.4 ч.3, 20.4 ч.4 КоАП РФ.

Довод Максимова о том, что ОАО «<данные изъяты>» не должно отвечать за нарушение правил пожарной безопасности, необоснован и опровергается условиями положений Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ и материалами административного дела.

Виновность Максимова в совершении административных правонарушений правильно установлена должностным лицом административного органа и подтверждается: справкой о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями Максимова Д.А., копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ, копией паспорта, копией положения о филиале «Пермский» ОАО «<данные изъяты>», копией государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно условиям государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, предоставление коммунальных услуг Исполнителем по настоящему Контракту по технической эксплуатации, текущему ремонту, санмитарному содержанию и обеспечению водными ресурсами объенктов коммунального комплекса включают в себя функционально и технологически связанные действия по обеспечению и поддержанию надлежащего и эффективного функционирования объектов коммунального комплекса и оказанию услуг, в частности, соблюдение пожарной безопасности объектов коммунального комплекса, в соответствии с законодательством РФ и условиями настоящего Контракта (п. 2.1.3 абзац 4). Цена конткракт включает в себя стоимость технического обслуживания объектов имущественного комплекса военных городков, включая все расходы исполнителя, связанные с технической эксплуатацией, в том числе соблюдением пожарных норм, в соответствии с законодательством РФ (п. 3.1 подпукнт «а»). Исполнитель обязуется соблюдать правила пожарной безопасности (п. 11.1.5).

Таким образом, государственным контрактом на ОАО «<данные изъяты>» в лице филиала «Пермский», была возложена обязанность и ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности на переданном объекте.

По мнению суда, существенного нарушения процессуальных требований, прав и законных интересов Максимова Д.А. при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Должностным лицом дело было рассмотрено достаточно объективно, полно, полученным доказательствам дана соответствующая оценка в постановлении, которое является обоснованным и мотивированным.

Действия Максимова Д.А. правильно квалифицированы по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, как нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 настоящей статьи. По ч.3 ст.20.4 КоАП РФ, как нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. По ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, как нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Санкцией ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Постановление должностным лицом вынесено в соответствии со ст. 29.1-29.11 КоАП РФ, наказание назначено с учетом требований ст.ст. 4.1, 4.4. КоАП РФ, в пределах санкции ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ. Оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, в том числе по доводам жалобы, не имеется. Оснований для освобождения Максимова Д.А. от административной ответственности, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, т.к. нарушения требований пожарной безопасности, оставшиеся неустраненными, создают непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей при возникновении пожара.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ гос. инспектора Пермского края по пожарному надзору, начальника отдела административной практики УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю Боталова Р.Н., в отношении и.о. директора филиала Пермский ОАО «<данные изъяты>» Максимова Д.А. по ст.ст. 20.4 ч.1, 20.4 ч.3, 20.4 ч.4 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Максимова Д.А. – без удовлетворения.

Решение в течение 10 дней со дня получения копии решения, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский райсуд г. Перми.

Судья- п/п

<данные изъяты> судья-