Административное правонарушение, предусмотренное КоАП: ст. 20.4 ч.5



Материал № 12-248/2012 г.

РЕШЕНИЕ

19 апреля 2012 г. г. Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Курнаева Е.Г.,

при секретаре Подыниногиной М.А.,

с участием представителя заявителя Тетенова С.М., действующего на основании доверенности,

представителя Главного управления МЧС России по Пермскому краю Гладкмих А.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев жалобу Михалевой Е.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, гражданина РФ, директора Общества с ограниченной ответственностью «Медика Продакт», проживающей по адресу: <адрес>, на постановление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Ленинского района г.Перми и Пермского муниципального района по пожарному надзору, старшего инспектора 1 ОНД г.Перми по Ленинскому району и Пермскому муниципальному району УНД Главного управления МЧС России по Пермскому краю Скворок А.В., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ,

Установил:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Ленинского района г.Перми и Пермского муниципального района по пожарному надзору, старшего инспектора 1 ОНД г.Перми по Ленинскому району и Пермскому муниципальному району УНД Главного управления МЧС России по Пермскому краю Скворок А.В. Михалева Е.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ. Являясь должностным лицом – директором ООО «Медика Продакт», ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 час. при проведении внеплановой проверки ООО «Медика Продакт» на территориях в помещениях и в зданиях по адресу: <адрес>, Михалева Е.М. допустила нарушения требования «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, выразившиеся в том, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая проверка за соблюдением требований пожарной безопасности в отношении ООО «Медика Продакт». По результатам проверки был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ , при этом ООО «Медика Продакт» вручено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ, однако директором ООО «Медика Продакт» Михалевой Е.М. не выполнен пункт 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ тем самым допустив повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно: заблокирована дверь эвакуационного выхода (предусмотренная проектом) из помещений фитнес-клуба ООО <данные изъяты>, расположенного на втором этаже в помещении ООО «Медика Продакт». ППБ 01-03 п. 40, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, системам пожарной сигнализации) и должностному лицу Михалевой Е.М. назначено административное наказание в виде штрафа в размере <хххх>.

В жалобе Михалева Е.М. указывает, что постановление государственного инспектора Ленинского района г.Перми и Пермского муниципального района по пожарному надзору, старшего инспектора 1 ОНД г.Перми по Ленинскому району и Пермскому муниципальному району УНД Главного управления МЧС России по Пермскому краю незаконно и необоснованно и подлежит отмене, поскольку отсутствуют основании для привлечения заявителя к ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Указывает, что на момент составления данного Постановления не вступило в законную силу Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о ее (заявителя) привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, следовательно, у органа пожарного надзора отсутствовали основания для привлечения заявителя к ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Кроме того указывает, что на момент вынесения Постановления заявителем были устранены нарушения пожарной безопасности, а именно, эвакуационный выход из помещения фитнес-клуба ООО <данные изъяты> в помещение ООО «Медика Продакт» был разблокирован, при этом данное обстоятельство заинтересованному лицу было подтверждено надлежащими доказательствами. В связи с изложенным, просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить и производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ прекратить.

Заявитель в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.

Представитель заявителя в судебном заседании на доводах, изложенных в жалобе настаивал, просит жалобу удовлетворить, отменить постановление о привлечении к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Представитель заинтересованного лица просит в удовлетворении жалобы отказать, полагает, что оспариваемое постановление отмене не подлежит.

Выслушав представителя заявителя, представителя Главного управления МЧС России по Пермскому краю, исследовав материалы дела, суд считает жалобу подлежащей частичному удовлетворению.

К данному выводу судья приходит по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечания к указанной статье, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Часть п. 4 ст. 20.4. КоАП РФ предусматривает, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 5 ст. 20.4 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 час. при проведении внеплановой проверки ООО «Медика Продакт» на территории в помещениях и в зданиях по адресу: <адрес>, Михалева Е.М. являясь директором ООО «Медика Продакт» на основании решения Учредителя ООО «Медика Продакт» от ДД.ММ.ГГГГ , нарушила требования «Правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 г. При этом ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Медика Продакт» по адресу <адрес> была проведена внеплановая проверка за соблюдением требований пожарной безопасности, по результатам которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и вручено Обществу предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ Однако, при проведении внеплановой проверки было установлено, что директором ООО «Медика Продакт» Михалевой Е.М. не выполнен пункт предписания от ДД.ММ.ГГГГ, чем допустила повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, тол есть дверь эвакуационного выхода (предусмотренного проектом) из помещений фитнес-клуба ООО <данные изъяты>, расположенного на втором этаже в помещении ООО «Медика Продакт», заблокирована (ППБ 01-03 п. 40).

По результатам проверки составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении в отношении Михалевой Е.М., за указанное правонарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Михалева Е.М. в соответствии с Протоколом за нарушение требований пожарной безопасности, привлечена к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере <хххх>.

Доводы Михалевой Е.М. о том, что на момент составления Протокола от ДД.ММ.ГГГГ Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении заявителя к ответственности не вступило в законную силу, а также доводы о том, что на момент вынесения Постановления от ДД.ММ.ГГГГ дверной проем между помещением фитнес-клуба ООО <данные изъяты> и помещением ООО «Медика Продакт» был разблокирован, в связи с чем, отсутствуют основания у органа пожарного надзора привлекать ее к административной ответственности являются несостоятельными на основании следующего.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организация, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору и иных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Пунктом 40 ППБ 01-03 установлено, что в зданиях, в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией).

Судом установлено, что имеющиеся в деле доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 час. при проведении внеплановой проверки ООО «Медика Продакт» на территории в помещениях и в зданиях по адресу: <адрес>, выявлены нарушения п. 40 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), которые не были устранены в срок до ДД.ММ.ГГГГ, установленный предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, именно, заблокирована дверь эвакуационного выхода (предусмотренного проектом) из помещений фитнес-клуба ООО <данные изъяты>, расположенного на втором этаже в помещении ООО «Медика Продакт».

Также из материалов дела следует, что проведенная ООО «Медика Продакт» реконструкция принадлежащих ему помещений привела к блокировке двери, ведущей в помещения ООО <данные изъяты>, то есть закрытию второго эвакуационного выхода, как для своих помещений, так и для помещений фитнес-клуба.

Внеплановая проверка проведена должностным лицом органа государственного пожарного надзора на основании распоряжения органа государственного пожарного надзора на основании распоряжения главного государственного инспектора Ленинского района г.Перми о Пермского муниципального района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ , при этом основанием для проведения внепланового проверочного мероприятия послужило истечение ДД.ММ.ГГГГ срока исполнения ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Следовательно, внеплановая проверка ООО «Медика Продакт», в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные заявителем проведена в полном соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Выявленные нарушения изложены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на нарушение должностным лицом конкретной нормы ППБ 01-03, регламентирующей требования, предъявляемые к пожарной безопасности.

Таким образом, признавая должностное лицо – Михалеву Е.М. - виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, государственный инспектор Ленинского района г.Перми и Пермского муниципального района по пожарному надзору, старшего инспектора 1 ОНД г.Перми по Ленинскому району и Пермскому муниципальному району УНД Главного управления МЧС России по Пермскому краю руководствовался тем, что данное должностное лицо привлекается к административной ответственности за повторное правонарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам в зданиях, сооружениях, так как постановлением должностного лица ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ заявитель была привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ правонарушением признается повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 или ч. 4 данной статьи.

Из анализа статей 4.3 и 4.6 КоАП РФ следует, что повторным считается административное правонарушение, если за совершение первого правонарушения лицо уже подверглось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Таким образом, положения ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ следует рассматривать во взаимосвязи со ст. 4.6 КоАП РФ, устанавливающей, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, постановление должностного лица ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ не вступило в законную силу, не имеется оснований полагать, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам в зданиях, сооружениях ООО «Медика Продакт» совершено повторно.

Следовательно, полагать, что ДД.ММ.ГГГГ заявителем повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и квалифицировать его действия по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ оснований не имеется.

При данных обстоятельствах постановление государственного инспектора Ленинского района г.Перми и Пермского муниципального района по пожарному надзору, старшего инспектора 1 ОНД г.Перми по Ленинскому району и Пермскому муниципальному району УНД Главного управления МЧС России по Пермскому краю Скворок А.В. подлежит изменении, действия должностного лица Михалевой Е.М. подлежат квалификации по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, то есть как нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам в зданиях, сооружениях, с назначением ей административного наказания, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

При назначении наказания за данное правонарушение судья районного суда учитывает характер совершенного должностным лицом правонарушения, которое представляет угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара в помещениях, в которых затрудняется эвакуация, смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не усматривается. С учетом указанного должностному лицу Михалевой Е.М. необходимо назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере <хххх>.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Решил:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Ленинского района г.Перми и Пермского муниципального района по пожарному надзору, старшего инспектора 1 ОНД г.Перми по Ленинскому району и Пермскому муниципальному району УНД Главного управления МЧС России по Пермскому краю Скворок А.В. изменить.

Признать должностное лицо Михалеву Е.М. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Главное управление Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ по Пермскому краю, ИНН , КПП ), ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г.Пермь, БИК , р/с , ОКАТО (Пермский городской округ – ), код КБК .

Назначение платежа: штраф по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ ! ОНД г. Перми по Ленинскому району и Пермскому муниципальному району за нарушение требований пожарной безопасности.

Решение в течение 10 дней со дня получения копии решения, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский райсуд г. Перми.

Судья: подпись.

< >