Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:
ПредседательствующегоБеляевой Т.А.,
При секретареКуруленко Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьякова С.А. к ГУ УПФР в <адрес> в связи с отказом в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в <адрес> в связи с тем, что решением пенсионного органа ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, с данным решением она не согласна в связи с тем, что ответчикпериод ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры участковой Муниципального учреждения «<данные изъяты> (курсы повышения квалификации), с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в качестве старшей медицинской сестры в ЗАО <данные изъяты> Просит отменить коллегиальное решение ГУ УПФР в <адрес> и признать за ней право на досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж указанные периоды работы.
Истец Дьякова С.А., в судебном заседании поддержала свои исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик представитель ГУ УПФР в <адрес>, М.Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что отказом в назначении пенсии истицы послужило то обстоятельство, что наименование учреждения, в котором работала истица не соответствует спискам. Ни в одном списке такого учреждения как <данные изъяты> не предусмотрено. Учреждение в котором работает истица не является медицинским учреждением.
Третье лицо ЗАО <данные изъяты> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения истицы, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», досрочная трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах.
Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия и Правила исчисления периодов работы ( деятельности), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с разъяснениями Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П за периоды работы до вступления в силу Закона РФ “ О трудовых пенсиях в РФ” от ДД.ММ.ГГГГ и Списка от ДД.ММ.ГГГГ при назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности могут применяться Список, утвержденный постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ( за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ) и Список и Правила исчисления сроков, утвержденные постановлением Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ( за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ).
В судебном заседании установлено, что Дьякова С.А. обратилась в УПФР в <адрес> за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. Коллегиальным решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ Дьякова С.А. было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности.
Как следует из протокола Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ продолжительность медицинского стажа заявительницы составила 22 года 06 месяцев 26 дней.
В стаж на соответствующих видах работ не учтены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры участковой, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры Муниципального учреждения «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности старшей медицинской сестры в ЗАО «Висви». В страховой стаж Дьякова С.А. не учтен период отпуска без сохранения заработной платы в 2002 году 01 день.
Истицей ставится вопрос о включении в специальный медицинский стаж периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры участковой Муниципального учреждения «<данные изъяты> и периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в качестве медицинской сестры в ОАО <данные изъяты>
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, основным документом, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка. При наличии в трудовой книжке всех сведений, которыми определяется право на пенсию за выслугу лет, дополнительных документов не требуется.
Судом установлено, что Дьякова С.А. в период работы в Муниципальном учреждении «<данные изъяты> направлялась на курсы повышения квалификации. Данное обстоятельство подтверждается копиями приказов (л.д.54,55).
По мнению суда, периоды нахождения Дьякова С.А. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры участковой Муниципального учреждения «<данные изъяты> подлежат включению в специальный медицинский стаж. Отвергая доводы представителя УПФР в <адрес> о невозможности включения указанных периодов в медицинский стаж, суд исходит из следующего.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью ее трудовой деятельности. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.
Учитывая изложенное, исковые требования Дьякова С.А. о включении в специальный медицинский стаж периодов нахождения ее курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 месяц 18 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 28 дней) подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, исковые требования Дьякова С.А. о включении в специальный медицинский стаж периода ее работы в ОАО <данные изъяты> удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из трудовой книжки и уточняющей справке от ДД.ММ.ГГГГ № Дьякова С.А. работает в ЗАО <данные изъяты> в качестве старшей медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В уточняющей справке указано, что ЗАО «<данные изъяты> отдельных структурных медицинских подразделений не имеет, а также имеются сведения о нахождении Дьякова С.А. в отпусках без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлены правовые основания и условия назначения пенсий и предусмотрена для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 84-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 67-O-O).
Согласно действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В ныне действующей редакции данного Федерального закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 его статьи 27.
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Аналогично реализовалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066).
В соответствии с п.3 Правил 2002 г. в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитывается работа в должностях, перечисленных в Списке, протекавшая в соответствующих учреждениях, указанных в Списке 2002 <адрес> правила существовали при применении Списков 1991,1999 г.г.
В Списках 1999 г. и 2002 г. приведены исчерпывающие перечни учреждений и должностей дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. При применении Списка 1991 г. правом на досрочное обеспечение пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно -эпидемиологических учреждений. В качестве перечня учреждений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, применяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями, внесенными приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В настоящее время действует Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения", утвержденная Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФот ДД.ММ.ГГГГ N 627 (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ)
Выше указанные Номенклатуры не содержат такого наименования учреждения здравоохранения как ЗАО <данные изъяты>
Действительно, истцом суду представлена лицензия ЗАО <данные изъяты> на осуществление медицинской деятельности (л.д.12-13), должностная инструкция старшей медицинской сестры. Однако, в своей деятельности общество руководствуется Уставом.
Исследовав Устав ЗАО «<данные изъяты> суд установил, что предметом деятельности общества является не только медицинская деятельность, но иная деятельность, такая как: оказание информационных и юридических услуг, создание сети лечебных учреждений, спортивно- туристических и оздоровительно-развлекательных центров и баз, осуществление инженерных изысканий для строительства, деятельность по проектированию зданий и сооружений, производство строительных материалов, конструкций и изделий, деятельность по строительству зданий и сооружений, риэлторская деятельность, финансовая аренда, лизинг, оптовая и розничная торговля, открытие пунктов общепита, посредническая деятельность, деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и т.д. Данный Устав не содержит сведений о наличии каких-либо структурных подразделений, в том числе и медицинского центра, следовательно, установить в каком именно подразделении ( медицинском или нет) работала Дьякова С.А. суду не представилось возможным. Штатные расписания, которые представлены суду, также не содержат сведений о наличии структурных подразделений.
Поскольку в судебном заседании достоверно не установлено, а истцом не представлено допустимых и достаточных доказательств того, что учреждение, в котором работает Дьякова С.А. относиться к учреждению здравоохранения, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Дьякова С.А. о включении в медицинский стаж периода ее работы в ЗАО <данные изъяты> в качестве старшей медсестры.
В соответствии со ст. 19 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Судом установлено, что на момент обращения Дьякова С.А. в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на ДД.ММ.ГГГГ, ее медицинский стаж составлял 22 года 08 месяцев 22 дня ( 22 года 06 месяцев 26 дней + 1 месяц 28 дней + 28 дней), что является не достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, оснований для возложения обязанности на ГУ УПФР в <адрес> назначить Дьякова С.А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, не имеется, исковые требования в данной части также удовлетворению не подлежат.
Решение ГУ УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении Дьякова С.А. досрочной трудовой пенсии по старости является законным, оснований для его отмены не имеется.
Вместе с тем, по мнению суда, Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа во включении в медицинский стаж периода нахождения Дьякова С.А. на курах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры участковой Муниципального учреждения «<данные изъяты> является незаконным и подлежит отмене в данной части.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Дьякова С.А. удовлетворить частично.
Обязать УПФР в <адрес> включить в специальный медицинский стаж Дьякова С.А. периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры участковой Муниципального учреждения «<данные изъяты>
Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа во включении в медицинский стаж периода нахождения Дьякова С.А. на курах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры участковой Муниципального учреждения «<данные изъяты> <данные изъяты> признать незаконным и в данной части отменить.
В удовлетворении остальных исковых требований Дьякова С.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательном виде, путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.
ПредседательствующийТ.А. Беляева