№-/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующегоРудаковой Л.А.,
прис е к р е т а р еКотляровой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курышкин Н.В. к УСЗН <адрес> о взыскании недополученной компенсации
У С Т А Н О В И Л:
Истец Курышкин Н.В. обратился в суд с иском к УСЗН <адрес> о взыскании недополученной компенсации.
В обоснование своих требований указал, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ему как участнику присвоена 2 группа инвалидности. В соответствии с Законом он имеет право и получал ежемесячную денежную компенсацию в возмещении вреда здоровью, ежегодную компенсацию на оздоровление и компенсацию на приобретение продуктов питания. Считает, что выплаты были занижены, так как при расчетах не учитывался рост величины прожиточного минимума. Просит взыскать денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на приобретение продуктов питания – 77 910,12руб., задолженность по выплате компенсации возмещения вреда здоровью – 427 480,29руб., задолженность по выплате компенсации на оздоровление – 11 182,57руб. Обязать ответчика производить с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячные выплаты на приобретение продуктов питания – 1 661,14руб., компенсацию вреда здоровью – 12 817,51руб. и ежегодную компенсацию на оздоровление – 2 768,58руб. с их последующей индексацией.
Истец Курышкин Н.В. в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело с участием представителя.
Представитель истца – Сорокин А.К. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика УСЗН <адрес> – Алиева Н.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась, пояснив, что все компенсации выплачены, начисления производились в соответствие с Законом.
Привлеченные в качестве третьего лица Министерство социальных отношений <адрес>, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и отзыв, в котором указано, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат, так как истецу произведены все компенсационные выплаты.
Третьи лица - УФК по <адрес>, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Курышкин Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит на учете в УСЗН администрации <адрес>, является получателем компенсационных выплат, как гражданин, получивший инвалидность (11 гр.) вследствие выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. До этого времени стоял на учете по месту работы в ЗАО МУ № «Спецстальконструкция».
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 производились ежемесячные выплаты на приобретение продовольственных товаров и ежегодные выплаты на оздоровление с последующей индексацией.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: решением Центрального районного суда (л.д. 4-5), справкой УСЗН <адрес> (л.д. 6-7), расчетом задолженности (л.д. 8), справкой УСЗН (л.д.34,35), определением Центрального районного суда (л.д. 46).
Для данной категории граждан гарантируются меры социальной поддержки, установленные нормами Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В числе социальных гарантий: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление.
Частью 3 статьи 5 вышеназванного Закона Российской Федерации предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Это означает, что индексации подлежат все виды выплачиваемых пострадавшим денежных компенсаций.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Особенности конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда здоровью между гражданами и государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда, предполагают обеспечение государством гарантированной стабильности при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба, причиненного здоровью.
Определяя условия и порядок реализации государством обязанности по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, включая формы социальной поддержки пострадавших лиц и их дифференциацию, в частности в зависимости от объема вреда, а также процедуры назначения и определения размера денежных компенсационных выплат, федеральный законодатель устанавливает такие правовые механизмы, которые с учетом специфики правового статуса пострадавших лиц позволяет обеспечить надлежащий уровень их социальной защищенности.
Применительно к компенсационным выплатам это означает обязательность их индексации и установление такого механизма индексации, который гарантировал бы регулярность и стабильность ее проведения при надлежащем финансовом обеспечении в условиях роста цен и стоимости жизни (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П). Данная обязанность федерального законодателя подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации, в частности, в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 364-О.
Согласно определению Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ№-О положения приведенной части 3 статьи 5 базового Закона в случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к их уменьшению – для указанного периода, размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте РФ), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ 17-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах", общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Данная правовая позиция применима и к отношениям, складывающимся в сфере возмещения вреда, причиненного в результате воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, как по своему буквальному смыслу, так и в системе действующего правового регулирования положения статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи с положениями его статьи 1 и пункта 3 статьи 2 не предполагают придание обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым размеры соответствующих выплат ранее были установлены в соответствии с судебными решениями, принятыми в период со дня вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 11-П (ДД.ММ.ГГГГ) до дня вступления в силу названного Федерального закона (ДД.ММ.ГГГГ).
На основании вышеизложенного, при индексации компенсационных выплат необходимо в качестве базовой брать сумму, установленную решением Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, а именно ежемесячные выплаты на продовольственные товары на 2004г. составляли 410,26руб., ежегодные выплаты на оздоровление – 497,28руб.
Доводы ответчика о применении срока исковой давности являются не состоятельными, так как согласно ст. 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
Производя расчет компенсационных выплат, суд руководствуется Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ которым с ДД.ММ.ГГГГ установлен коэффициент индексации 1,1 исходя из уровня инфляции, Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексации 1,11, постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексации с ДД.ММ.ГГГГ - 1,09, Постановлением Правительства РФ 171 от 21.03 2007 г. коэффициент индексации с ДД.ММ.ГГГГ 1,08, Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексации с ДД.ММ.ГГГГ - 1,105, Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ применяется коэффициент 1,13, Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ применяется коэффициент 1,1.
Исходя из этого, общая сумма недоплаты на продовольственные товары за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 7 031,50руб. (8 059руб. - 1027,52руб., где 1027,52руб. индексация, произведенная УСЗН). Индексация за указанный выше период составляет за 2005г. (410,26 х 1,11 = 455,39-347,6 = 107,79 х 12 = 1293,46руб.), за 2006г. (455,39 х 1,09 = 496,38 – 376,23 = 120,15 х 12 = 1441,80руб.), за 2007г. (496,38 х 1,08 = 536,09 – 418,78 = 117,33 х 12 =1407,96руб.), за 2008г. (536,09 х 1,105 = 592,38 – 464,62 = 127,76 х 12 = 1533,12руб.), за 2009г. (592,38 х 1,13 = 669,39 – 523,34 = 146,05 х 12 = 1752,6руб.), за 2010г. (669,39 х 1,1 = 736,33 – 578,81 = 157,52 х 4 = 630,08руб.), где 1,11; 1,09; 1,08; 1,105; 1,13 – коэффициенты, установленные Постановлениями правительства.
Ежемесячная компенсация на продовольственные товары с ДД.ММ.ГГГГ должна составлять 736,33руб.
Общая сумма недоплаты ежегодной компенсации на оздоровление за период с 2005г. по апрель 2010г. составляет 380,96руб. (415,78руб. – 34,82руб., где 34,82руб. индексация, произведенная УСЗН). Индексация за указанный выше период составляет за 2005г. (497,28 х 1,11 = 551,98 – 475,20 = 76,78руб.), за 2006г. (551,98 х 1,09 = 601,66 – 525,14 = 76,52руб.), за 2007г. (601,66 х 1,08 = 649,79 – 574,95 = 74,84руб.), за 2008г. (649,79 х 1,105 = 718,01 – 623,82 = 94,20руб.), за 2009г. (718,01 х 1,13 = 811,35 – 717,91 = 93,44руб.), за 2010г. (811,35 х 1,1 = 892,48руб.).
Ежегодная компенсация на оздоровление с ДД.ММ.ГГГГ должна составлять 892,48руб.
Таким образом, недоплата компенсационных выплат на продовольственные товары и ежегодной компенсации на оздоровление составляют 7 412,46руб. (7 031,50руб. + 380,96руб.).
Суд считает необходимым обязать УСЗН <адрес> выплачивать истцу с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Взыскать с Управления социальной защиты населения <адрес> за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО1 задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации на продовольственные товары и оздоровлением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 412 (семь тысяч четыреста двенадцать) рублей 46 копеек.
Обязать Управление социальной защиты населения <адрес> выплачивать ФИО1 за счет средств федерального бюджета: ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 736(семьсот тридцать шесть) руб. 33 коп. и ежегодную денежную компенсацию на оздоровление в размере 892 (восемьсот девяносто два)руб. 48коп., с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней.
ПредседательствующийЛ.А. Рудакова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>