решение по иску Бобылевой Р.Н. об оспар. решения адм.



Дело № г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующегоБеляевой Т.А.,

при секретареКуруленко Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Бобылева Р.Н. об оспаривании решения Администрации <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

В Ленинский районный суд <адрес> обратилась Бобылева Р.Н. об оспаривании решения Администрации <адрес>. В обоснование своих требований указала, что она является собственником жилого <адрес>. Земельный участок передан ей в аренду на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. В 2009 году она обратилась в КУИЗО <адрес> с заявлением о выкупе указанного земельного участка. Администрация <адрес> отказала ей в выкупе земельного участка, в связи с тем, что участок частично расположен в границах красных линий проектируемой <адрес>, установленных в соответствии с проектом «Центральная часть <адрес>». Считает указанный отказ необоснованным, и что право на выкуп земельного участка возникло раньше установления красных линий.

В судебное заседание Бобылева Р.Н. не явилась, извещена, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель заявителя, Р.Н.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении.

Администрация <адрес>, в судебное заседание не явились, извещены, о причине неявки суду не сообщили.

Заинтересованное лицо КУИЗО <адрес> в судебное заседание не явились, извещены.

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, полагает, что заявление Бобылева Р.Н. подлежит удовлетворению.

Согласно п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Из смысла данной нормы следует, что ее положения применяются только в тех случаях, когда для одной из сторон заключение договора является обязательным в силу закона.

Судом установлено, что собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> является Бобылева Р.Н. Право собственности истца на недвижимое имущество – жилой дом на земельном участке по адресу: <адрес>, возникло ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Ленинского районного суда<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

При рассмотрении спора судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании Постановления Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и договора долгосрочной аренды на предоставление земельного участка в населенном пункте № от ДД.ММ.ГГГГ Бобылева Р.Н. предоставлен земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГ Бобылева Р.Н. обратилась в КУИЗО <адрес> с заявлением о выкупе в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Администрация <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям<адрес>, отказала в выкупе земельных участков, сославшись на то, что земельный участок находятся в границах красных линий проектируемой <адрес> (л.д.18).

Указанные выше обстоятельства подтверждаются заявлением Бобылева Р.Н. о выкупе земельного участка (л.д.8), кадастровым паспортом земельного участка (л.д.,10), свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.11.12), договором долгосрочной аренды (л.д.13-17), постановлением о предоставлении земельного участка в аренду (л.д.55).

В соответствии с ч.3 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ установлено, что отчуждению не подлежат земельные участки, предусмотренные генеральным планом развития соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах, в том числе земель общего пользования.

Если собственник строения приобрел право аренды на земельный участок, то это не исключает его права на приобретение в последствии этого земельного участка в собственность. Данное право основано на положениях ст. 15 и п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Суд не может согласиться с доводами администрации <адрес>, изложенные в отзыве о том, что часть земельного участка, являющиеся предметом рассмотрения данного гражданского дела, являются землями общего пользования.

В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые улицами, проездами, автомобильными дорогами не подлежат приватизации.

Согласно с п.11 и п.12 Градостроительного Кодекса РФ красные линии- линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования- территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Согласно исследованным в судебном заседании доказательствам, спорный земельный участок, предоставлен для эксплуатации строений и ведения личного подсобного хозяйства.

Из материалов дела также следует, что Комитетом по управлению имуществом и земельным отношения <адрес> подготовлен проект распоряжения о продаже земельного участка по адресу: <адрес>, Бобылевой Р.И. (л.д.59).

ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> возвратила представленный проект распоряжения в связи с тем, что предоставляемый земельный участок частично расположен в черте красной линии, обозначающей границы зоны планируемого размещения дороги (улицы) (л.д.62).

ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям <адрес> вновь направляет в Администрацию <адрес> для визирования проект распоряжения «О продаже земельного участка из земель населенных пунктов по <адрес> Бобылева Р.Н. (л.д.63).

ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> возвращает проект распоряжение в КУИЗО <адрес> (л.д.66), а ДД.ММ.ГГГГ отказывает Бобылева Р.Н. в выкупе земельного участка (л.д.67).

По мнению суда, отказ Администрации <адрес> в выкупе земельного участка по адресу: <адрес> не может быть признан законным, поскольку, как следует из материалов дела, вышеуказанный земельный участок не находится в границах земель, зарезервированных для муниципальных нужд (л.д.63), данный земельный участок находится в границах красных линий проектируемой<адрес>.

На момент рассмотрения дела, на земельном участке по адресу:<адрес> каких-либо объектов инфраструктуры не находится, сведений о резервировании земельного участка для муниципальных нужд суд не располагает, Администрация таких доказательств суду не представила.

При вынесении решения суд исходит из пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", которым разъяснено, что при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка необходимо оценить доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи земельного участка по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Ссылка администрации <адрес> Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, которым утвержден проект «Центральная часть <адрес>. Корректировка красных линий» е может быть признана состоятельной, поскольку из указанного постановления не усматривается, что земельный участок № по <адрес>, зарезервирован для муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно с. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Поскольку Администрацией <адрес> не представлено суду доказательств того, что спорный земельный участок находится на землях общего пользования, что данный земельный участок зарезервирован для строительства какого-либо объекта, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования и признать незаконным решение администрации <адрес> оформленное письмом № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Бобылева Р.Н. в выкупе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.17, и возложить обязанность на Администрацию <адрес> оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, площадью 667 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на имя Бобылева Р.Н.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Бобылева Р.Н. удовлетворить.

Признать незаконным решение, оформленное письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> об отказе Бобылева Р.Н. в выкупе земельного участка, площадью 667 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию <адрес> оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, площадью667 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на имя Бобылева Р.Н..

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.

ПредседательствующийТ.А. Беляева