Саввина И.М. к Администрации о признании отказа в постановке на учет недействительным



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующегоМалоедовой Н.В.,

при секретареГригорьевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саввина И.М. к <адрес>, Администрации <адрес>, Министерству социальных отношений по <адрес> о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании жилого помещения не соответствующим требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, возложения обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Саввина И.М. обратилась с иском о признании незаконным отказа <адрес> в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>,2 не соответствующим требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, возложения обязанности на Администрацию <адрес> предоставить Саввина И.М. как ветерану Великой Отечественной войны благоустроенное жилое помещение отвечающее требованиям санитарных и технических норм и правил площадью не менее 36 кв.м за счет средств федерального, областного бюджета, установить срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что она является ветераном-участником Великой Отечественной войны, в связи с чем, имеет право на льготы, установленные ст. 14 Закона РФ «О ветеранах». Считает, что отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нарушает её право на получение жилья, поскольку не принят во внимание тот факт, что жилой <адрес> не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.

Истец – Саввина И.М. в судебное заседание не явилась, извещена, просит рассмотреть гражданское дело в её отсутствие (л.д.106).

Представители истца – Плаксина Ж.В., Зайцева М.В., действующие по доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали.

Представитель Администрации <адрес> Куранова М.А., действующая по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что Саввина И.М. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.к. на каждого члена её семьи приходится более 10 кв.м. общей площади на человека. Кроме того, жилой дом в котором она проживает, не признан решением межведомственной комиссии непригодным для проживания. В <адрес> ветераны Великой Отечественной войны имеют право лишь на получение субсидии, решение о выдаче которой принимает Министерство социальных отношений по <адрес> в порядке очередности.

Ответчик - представитель Министерства социальных отношений по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен, представили письменный отзыв, указав, что в областном реестре Саввина И.М. не значится (л.д.50).

Третьи лица – ООО УК «Ремжилзаказчик», Государственная жилищная инспекция <адрес>, Саввина Н.А. в судебное заседание не явились, извещены.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, судом не установлено оснований для удовлетворения требований Саввина И.М.

При рассмотрении дела судом установлено, что Саввина И.В. является ветераном-участником Великой Отечественной войны, инвалидом 1 группы по общему заболеванию, в связи с чем, имеет право на меры социальной поддержки, установленные для инвалидов войны в соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

Квартира №, 2 <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности (в 1/3 доле каждому) Тупицыной Н.И., Зайцевой М.В., Саввиной Н.А. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ. На момент обращения Саввина И.М. в <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, общей площадью 116,6 кв.м., были зарегистрированы и проживали 4 человека - Саввина И.М., Саввина Н.А. (дочь), Зайцева М.В. (внучка), Тупицина Н.И. (правнучка). На момент рассмотрения дела в суде в <адрес>,2 <адрес>, зарегистрированы и проживают 5 человек: Саввина И.М., Саввина Н.А. (дочь), Зайцева М.В. (внучка), Тупицина Н.И. (правнучка), Тупицин И.В. (муж внучки).

Решением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Саввина И.М. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указанные обстоятельства дела подтверждаются письменными доказательствами: ответом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), удостоверением (л.д.13), справкой об инвалидности (л.д.14), свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.15-17), техническим паспортом (л.д. 18-25), копиями учетного дела Саввина И.М. (л.д.58-84), договором безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан (л.д.77), выписками из ЕГРП (л.д.82-84), справкой о составе семьи (л.д. 107).

В силу ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями) инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета независимо от их имущественного положения при условии, если они являются нуждающимися в жилых помещениях и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Установлено, что Саввина И.М., не принимавшая участия в приватизации, является членом семьи собственников Тупицыной Н.И., Зайцевой М.В., Саввиной Н.А. и имеет бессрочное право пользования жилым помещением - квартирой № <адрес> <адрес>, общей площадью 116,6 кв.м. Исходя из состава семьи (количества лиц) проживающих и зарегистрированных в указанном жилом помещении на день обращения с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, Саввина И.М. имела обеспеченность по 29,15 кв.м. (116,6 : 4) общей площади на одного человека, что выше учетной нормы, установленной решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № на территории муниципального образования «город Челябинск».

Общие требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47.

В соответствии с п.7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений, в том числе частных, непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.

Из материалов гражданского дела следует, что Зайцева М.В., являющаяся собственником 1/3 доли в праве собственности на <адрес>,<адрес> <адрес> обращалась в Администрацию <адрес> по вопросу признания жилого дома непригодным для постоянного проживания. Ответом Управления жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ Зайцевой М.В. отказано в рассмотрении заявления по мотиву отсутствия обязанности органа местного самоуправления по принятию решения о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания.

В силу положений ч.1 ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Бездействие Администрации города, межведомственной комиссии по принятию решения, связанного с признанием жилого помещения непригодным для проживания в порядке ст. 254 ГПК РФ обжаловано не было.

Представленные истцом акты обследования состояния жилого дома Государственной жилищной инспекцией, ООО «Станкострой-2» от 22 и ДД.ММ.ГГГГ о температурном режиме, УК «Ремжилзакзачик» об отсутствии горячей воды, наличии местной канализации, фотографии (л.д.8,10,12,56,85-104) не являются основанием для признания жилого <адрес> не отвечающим установленным требованиям.

Согласно п. 41 вышеуказанного Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. Как следует из технического паспорта на <адрес> <адрес> в жилом помещении имеется водоснабжение, канализация, ванна, баллонное газоснабжение. Иных доказательств, подтверждающих не соответствие помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его непригодности для проживания суду не предоставлено.

Поскольку Саввина И.М. не представлены документы, подтверждающие её право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, отказ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № в признании Саввина И.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий не нарушает её прав.

Иных оснований для признания Саввина И.М. нуждающейся в жилых помещениях, в частности наличия в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой проживание с ним в одной квартире невозможно (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ) судом не установлено.

Также суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Саввина И.М. о возложении обязанности на Администрацию <адрес> предоставить благоустроенное жилое помещение отвечающее требованиям санитарных и технических норм и правил площадью не менее 36 кв.м за счет средств федерального, областного бюджета.

Согласно ст. 23.2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями), Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и ветеранов Великой Отечественной войны.

На основании ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 528-ЗО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", инвалидам Великой Отечественной войны меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в одной из следующих форм: предоставление жилых помещений по договору социального найма; предоставление жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность на территории <адрес>, предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения в размере, установленном Федеральным законом "О ветеранах".

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П (в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П), утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность, и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилья.

Согласно указанного Положения, предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется за счет средств, поступающих в областной бюджет из Федерального фонда компенсаций, путем предоставления жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность на территории <адрес> либо единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений нуждающимся в улучшении жилищных условий и проживающим на территории <адрес>.

Иная форма обеспечения жильем инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны на территории <адрес> - предоставление жилых помещений, не установлена.

Следовательно, у суда отсутствуют основания для возложения обязанности на Администрацию <адрес>, Министерство социальных отношений по <адрес> предоставить Саввина И.М. жилое помещение на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями) и Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов».

Поскольку оснований для признания Саввина И.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий не установлено, то суд считает необходимым отказать Саввина И.М. в удовлетворении требований о признании незаконным отказа <адрес> в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> не соответствующим требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, обязании Администрации <адрес> предоставить Саввина И.М. как ветерану Великой Отечественной войны благоустроенное жилое помещение отвечающее требованиям санитарных и технических норм и правил площадью не менее 36 кв.м за счет средств федерального, областного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Саввина И.М. к <адрес>, Администрации <адрес>, Министерству социальных отношений по <адрес> о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании жилого помещения не соответствующим требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, возложения обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям санитарных и технических норм и правил площадью не менее 36 кв.м за счет средств федерального, областного бюджета отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней cо дня принятия решения в окончательной форме.

ПредседательствующийН.В.Малоедова