Паршукова к Администрации о сохранении в перепланированном состоянии



Дело №.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего:Малоедовой Н.В.,

при секретаре:Селенских С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паршукова В.И к Администрации <адрес>, МУП «Центр по приватизации жилья» о сохранении квартиры в перепланированном состоянии, признании недействительным отказа в приватизации, возложения обязанности передать в собственность квартиру; встречному иску Администрации <адрес> об освобождении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Паршукова В.И обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с требованиями к <адрес>, МУП «Центр по приватизации жилья» о сохранении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> переустроенном и перепланированном состоянии общей площадью 71,5 кв.м. согласно технического паспорта на жилое помещение, признании недействительным отказа в приватизации занимаемой квартиры, возложения обязанности передать в собственность в порядке приватизации указанную квартиру. В обоснование требований указала, что на основании договора социального найма является нанимателем квартиры по адресу: <адрес>. За время проживания своими силами к квартире были возведены пристрои: литера «А1» общей площадью 25,0 кв.м. и литера «а» площадью 7,3 кв.м., в связи с чем увеличилась площадь квартиры. В 2009 г. решила воспользоваться своим правом на приватизацию квартиры. Однако, при обращении в МУП «Центр по приватизации жилья» в приватизации было отказано, по тем основаниям, что право муниципальной собственности в Росреестре по <адрес> на квартиру не зарегистрировано, а также по тем основаниям, что к квартире пристроены самовольные постройки.

Впоследствии истец уточнила заявленные требования, просит сохранить квартиру, расположенную по адресу: <адрес> переустроенном и перепланированном состоянии обшей площадью 71,5 кв.м. согласно технического паспорта на жилое помещение, а также признать за ней право собственности на <адрес> в порядке приватизации.

Истец Паршукова В.И в судебное заседание не явилась, извещена, просит рассмотреть гражданское дело в её отсутствие.

Представитель истца – Федорова О.И., действующая по доверенности,

в судебном заседании на уточненных требованиях настаивает.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация <адрес>.

Представитель Администрации <адрес> Куранова М.А., действующая по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала. Предъявила встречные исковые требования о возложении обязанности на Паршукова В.И освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, а именно снести самовольную постройку лит. «а» - пристрой к <адрес> площадью 7,3 кв.м. за свой счет. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что земельный участок под самовольно возведенные постройки не предоставлялся, документов, разрешающих строительство не имеется. Как следует из заключения ГУАиГ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ пристрой к квартире литера «а» возведен за линией регулирования застройки <адрес>, на территории общего пользования.

Ответчик – представитель администрации <адрес> Куранова М.А. исковые требования не признала, встречные исковые требования Администрации города поддержала.

Ответчик - МУП «Центр по приватизации жилья» в судебное заседание не явились, извещены.

Третье лицо – представитель ГУАИГ <адрес> Важов В.Е., действующий по доверенности, против удовлетворения исковых требований Паршукова В.И возражает, встречные исковые требования Администрации города поддержал.

Третье лицо – представители Управление Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены.

Третье лицо - Черняев Е.Ю. в судебное заседание не явился, извещен. В материалах гражданского дела имеется нотариально удостоверенное согласие Черняева Е.Ю. об отказе от включения в число собственников при приватизации квартиры.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения встречных исковых требований Администрации <адрес>. Исковые требования Паршукова В.И суд находит обоснованными.

В соответствие с п. 1 ст. 26 ЖК РФ, переустройство и перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого решения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесение изменений в технический паспорт (п. 2 ст. 25 ЖК РФ).

В силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция – это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

В судебном заседании установлено, что четырехкомнатная <адрес> площадью 38,9 кв.м. (литер А) в двухквартирном <адрес> находится в муниципальной собственности. В 2004 году МУП МЖКО «Станкострой» с Паршуковой Л.М. заключен договор социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде <адрес>, в качестве членов семьи нанимателя в договоре указаны Паршукова В.И, Черняев Е.Ю. На момент рассмотрения гражданского дела в <адрес> зарегистрированы и проживают Паршукова В.И и Черняев Е.Ю., Паршукова Л.М. снята с регистрационного учета в связи со смертью.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела: копией договора социального найма жилого помещения (л.д.9), сведениями из КУиЗО <адрес> (л.д.84), справкой о составе семьи (л.д.21), копией технического паспорта (л.д.14-19), копией поквартирной карточки.

В период проживания в <адрес> истцом в целях благоустройства произведена реконструкция имевшегося холодного пристроя литера «а» площадью 7,6 кв.м. в пристрой литера «А1», а также возведен пристрой литера «а». В результате реконструкции увеличилось количество помещений, конфигурация пристроя, его площадь, изменились характеристики инженерно-технического обеспечения: пристрой стал отапливаемым, установлено санитарно-техническое оборудование. Разрешение на реконструкцию и строителство пристроев, акт приемки объекта в эксплуатацию отсутствуют. Указанные строения являются самовольными, разрешение на их строительство, акт ввода в эксплуатацию отсутствуют. <адрес> квартиры без учета самовольных построек составляет 38,9 кв.м., площадь самовольных пристроев - литера «А1» составляет 25, 0 кв.м., литера «а» составляет 7,3 кв.м., общая площадь квартиры с учетом самовольно возведенных построек составляет 71,2 кв.м.

Согласно технического заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ОАО «Челябгипромез», постройки литера «А1», «а» выполнены в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, обеспечивающими надежность и устойчивость строительных конструкций (л.д.24).

Из экспертного заключения по оценке самовольно возведенных строений, выполненного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» самовольные строения лит. «А1» (жилой пристрой), «а» (пристройка) не ухудшают условий естественной освещенности соседних жилых домов (л.д.25).

Согласно заключения от ДД.ММ.ГГГГ №, выполненного ГУАиГ <адрес>, размещение пристроя к <адрес> лит. «А1» в жилом <адрес> в <адрес> приусадебного типа соответствует разрешенному виду использования земельного участка, согласно «Правовому зонированию территории <адрес>», утвержденному решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Пристрой к <адрес> литера «а» возведен за линией регулирования застройки <адрес>, на территории общего пользования и ГУАиГ не считает возможным выдать положительное заключение на указанное строение (л.д.26).

В соответствие с п. 4 ст. 29 ЖК РФ, на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.

Несмотря на заключение ГУАиГ <адрес> о размещении пристроя литера «а» за линией регулирования застройки <адрес>, на территории общего пользования, суд считает, что произведенная Паршукова В.И перепланировка жилого помещения по адресу: <адрес>1 в виде пристроев к квартире под литерами «А1» и «а» может быть сохранена на основании ч. 4 ст. 29 ЖК РФ.

В соответствие с СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» основными типами жилища для муниципального строительства следует принимать дома многоквартирные, блокированные, секционного типа с приквартирными участками или двориками перед частью квартир.

Согласно п. 4 Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О жилищно-строительной кооперации», в целях дальнейшего улучшения жилищных условий населения предусмотрено осуществление в сельских населенных пунктах, городах и поселках городского типа наряду с многоквартирными жилыми домами строительства одноквартирных и двухквартирных жилых домов усадебного типа, а также многоквартирных блокированных жилых домов с надворными постройками для ведения личного подсобного хозяйства (за исключением населенных пунктов, в которых в соответствии с действующим законодательством не отводятся земельные участки под индивидуальное строительство).

Из технического паспорта на <адрес> усматривается, что во владении и пользовании истца находится квартира с приквартирным земельным участком, предназначенным для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.92-145). Пристрои литера «А1» и «а» отражены на плане строения – <адрес> по состоянию на 1978 год, возведены на приквартирном земельном участке, отведенном ЖКО завода КПЗиС для строительства дома в 1959 году (л.д.136), то есть до принятия жилого дома в муниципальную собственность.

При таких обстоятельствах, считать, что расположением самовольной пристройки литера «а» на земельном участке при квартире истцов, нарушены имущественные и земельные права администрации <адрес>, оснований не имеется, т.к. реконструированный объект расположен в границах земельного участка изначально отведенного для строительства жилого дома.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Администрацией <адрес> в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства нарушения их прав возведением пристроя литера «а» общей площадью 7,3 кв.м. за пределами красных линий, на территории общего пользования.

Между тем, как следует из заключения МУП «АПЦ» от ДД.ММ.ГГГГ «красная линия» <адрес> не установлена, указать площадь земельного участка, занятого строениями и выходящего за пределы линии застройки, не представляется возможным. Линия регулирования застройки, согласно п. 3.8 Инструкции «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», утвержденной постановлением Государственного комитета РФ по Жилищному строительству и строительной политике от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит обязательному отражению и учету при установлении границ землепользования (л.д.87). Фактически установленная (сложившаяся) линия регулирования застройки <адрес>, обозначенная ГУАиГ <адрес> на фрагменте электронной карты <адрес> (л.д.54) не подтверждает, что земельный участок, расположенный за линией регулирования застройки является территорий общего пользования, поскольку является приквартирным участком, не предназначен для пользования неограниченным кругом лиц.

Пристрои литера «А1» и «а» являются частью капитального строения, имеют фундамент и прочно связаны с землей. Снос, демонтаж самовольной постройки представляет собой способ защиты гражданских прав путем восстановления положения существовавшего до нарушения права (ст. 12 ГК РФ). Расположение пристроя литера «а» за фактически сложившейся линией регулирования застройки не может являться безусловным основанием для сноса указанной постройки и приведет к нарушению гарантированного ст. 40 Конституции РФ права на жилище.

В соответствии со ст. 558 ГК РФ объектом недвижимости является дом или его часть, т.е. постройки, обозначенные литерой «А1» площадью 25,0 кв.м. и литера «а» площадью 7,3 кв.м. являются конструктивной частью здания, и подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке, их площадь подлежит включению в общую площадь квартиры, которая составит с учетом данной постройки – 71,2 кв.м.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии со ст.ст.1,2,8 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации следует, что приватизация жилых помещений бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения - по месту бронирования жилых помещений. Граждане Российской Федерации занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Таким образом, исходя из смысла действующего законодательства правом приватизации жилого помещения могут воспользоваться лица имеющие право пользования указанным жилым помещением. По данным ОГУП «Обл. ЦТИ» по состоянию на 2009 год право приватизации жилых помещений Паршукова В.И не использовано (л.д.163).

Право пользования Паршукова В.И и Черняева Е.Ю. квартирой № <адрес> никем не оспаривается, в связи с чем, суд считает, что она вправе ставить вопрос о безвозмездной передачи указанной квартиры в собственность.

Из письменных материалов дела следует, что Паршукова В.И обращалась в МУП «Центр по приватизации жилья» <адрес> с заявлением передать ей в собственность <адрес>. В заключении договора безвозмездной передаче квартиры в собственность ей было отказано по формальным основаниям, в связи с тем, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право муниципальной собственности в УФРС по <адрес> на квартиру не зарегистрировано, согласно кадастрового паспорта жилого помещения общая площадь спорной квартиры составляет 71,2 кв.м. из которых пристройки лит. А1 общей площадью 25 кв.м., лит. а общей площадью 7,3 кв.м. являются самовольно возведенными, разрешение на их строительство, а также акт ввода в эксплуатацию в орган, осуществляющий государственную регистрацию не представлены (л.д.23).

В силу действующего законодательства о приватизации, не предусмотрено такого основания отказа в приватизации жилого помещения, как изменение его площади. Истец имеет право пользования спорной квартирой, следовательно, имеет право на получение в собственность занимаемой квартиры.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Паршукова В.Ии Черняев Е.Ю. приобрели самостоятельное право пользования квартирой № <адрес> в порядке ст.ст. 53,54 ЖК РСФСР и на основании ст. ст. 1, 2, 8 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Паршукова В.И в связи с отказом члена её семьи от участия в приватизации имеет право приватизировать занимаемое по договору социального найма жилое помещение.

Поскольку суд пришел к выводу о возможности сохранения перепланированного объекта – <адрес> с учетом пристроев под литерой «А1» и «а», Паршукова В.И имеет право пользования квартирой № <адрес>, ранее в приватизации не участвовала, то суд считает возможным признать за ней право собственности на <адрес>, общей площадью 71,2 кв.м.

Доводы представителя администрации <адрес> о том, что земельный участок под возведение самовольной постройки в установленном законом порядке истцам не предоставлялся, участок находится в муниципальной собственности, следовательно, возведенные истцами постройки нарушают права администрации, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств нарушения прав в судебном заседании не представлено.

При указанных обстоятельствах дела, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования о признании за Паршукова В.И права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, ул. <адрес>ю 71,2 кв.м. в порядке приватизации, встречные исковые требования Администрации <адрес> удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Паршукова В.И удовлетворить.

Сохранить <адрес> в перепланированном состоянии.

Считать общую площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес> равной 71,2 кв.м.

Признать за Паршукова В.И в порядке приватизации право собственности на <адрес> общей площадью 71,2 кв.м.

В удовлетворении встречных исковых требования Администрации <адрес> об освобождении земельного участка путём сноса самовольной постройки отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.

ПредседательствующийН.В.Малоедова