Захарова к ИФНС, Администрац о признан права собствен за умершим



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующегоЛычагиной С.В.,

прис е к р е т а р еЛадыгиной И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова М.В. к ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска, Администрации Ленинского района г. Челябинска о признании права собственности на самовольные строения за умершим, включении имущества в наследственную массу,

У С Т А Н О В И Л:

Захарова М.В. обратилась в суд с иском к ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска, Администрации Ленинского района г. Челябинска о признании за умершим ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 право собственности на самовольные строения: под литерой А2 (кухня) площадью 10,5 кв.м., под литерой а1 (помещение) площадью 3,90 кв.м., под литерой Г (сарай) площадью 6,7 кв.м., под литерой Г2 (сарай) площадью 5,2 кв.м., под литерой Г4 (сарай) площадью 3,7 кв.м., под литерой Г5 (баня) площадью 11,5 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> и включении указанного имущества в наследственную массу после смерти ФИО1 В обоснование требований истец ссылается на то, что ее муж ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома по указанному адресу. За время проживания к дому самовольные были пристроены кухня под литерой А2 и помещение под литерой а1, в связи с чем площадь дома увеличилась. Также на земельном участке по адресу: <адрес> ФИО1 без соответствующих разрешений были возведены сараи под литерами Г, Г2, Г4 и баня под литерой Г5. Так как при жизни ФИО1 не зарегистрировал в установленном законом порядке свое право собственности на указанные постройки, поэтому истец не может принять указанное наследство после смерти мужа. На данный момент истцом получены все необходимые документы, подтверждающие, что указанные самовольные постройки соответствуют санитарным и техническим требованиям, не нарушают прав и законных интересов других лиц, не угрожают жизни и здоровью граждан.

Истец – Захарова М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца – Лукьянова Я.О. в судебном заседании исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске. Суду пояснила, что в настоящее время получены заключения, подтверждающие, что самовольные строения соответствуют санитарным и техническим требованиям, не нарушают прав и законных интересов других лиц, не угрожают жизни и здоровью граждан.

Ответчик – представитель ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Ответчик – представитель Администрации Ленинского района г. Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Третье лицо – Захаров М.А. в судебном заседании по исковым требованиям не возражал.

Третье лицо – Гусева Л.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия.

Третьи лица – Захаров С.А., Захаров В.А., Семенова В.В., Целиков А.И., Хамидулин Р.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав представителя истца, третье лицо, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, р. № (ДД.ММ.ГГГГ). Указанный дом состоит из строения под литерой А (основное здание) площадью 36,30 кв.м., под литерой А1 (пристрой) площадью 33,30 кв.м., пристроя под литерой а площадью 11,70 кв.м., пристрой под литерой А2 площадью 10,50 кв.м., пристрой а1 площадью 3,90 кв.м. В соответствии со ст. 222 ГК РФ постройки под литерами А2, а1 являются самовольно возведенными. Кроме того, на земельном участке по указанному адресу ФИО1 без соответствующих разрешений возведены сараи под литерами Г, Г2, Г4 и баня под литерой Г5, которые также являются самовольными строениями.

Согласно ответа Управления Росреестра по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (л/д 14,15) в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок и дом, расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, согласно свидетельства о браке истица является супругой умершего. При обращении к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство по закону после смерти мужа на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ей было отказано в связи с тем, что при возведении указанных самовольных пристроек увеличилась площадь жилого дома, документов на самовольные строения не представлено, государственная регистрация в соответствии со ст. 219 ГК РФ не производилась.

Указанные обстоятельства дела, подтверждаются следующими документами: исковым заявлением (л/д 5), свидетельством о смерти (л/д 7), свидетельством о браке (л/д 8), свидетельствами о рождении (л/д 8,9,10), договором от ДД.ММ.ГГГГ (л/д 11), справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л/д 12), ответом нотариуса (л/д 13), сообщениями (л/д 14,15), техническим паспортом (л/д 14,15), справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л/д 38).

В силу ч. 1 ст. 131, ст. 223 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 25.3 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними”, основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект, созданный на земельном участке для ведения дачного хозяйства или садоводства являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта и содержащие его описание, правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, совершенных до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Судом установлено, что первичное право собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес> возникло у ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно земельный участок, на котором расположен дом, предоставлен на законных основаниях до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», при переходе права собственности на жилой дом переходило право собственности на земельный участок.

Согласно представленных документов суд усматривает, что самовольные строения под литерой А2 (кухня) площадью 10,5 кв.м., под литерой а1 (помещение) площадью 3,90 кв.м., под литерой Г (сарай) площадью 6,7 кв.м., под литерой Г2 (сарай) площадью 5,2 кв.м., под литерой Г4 (сарай) площадью 3,7 кв.м., под литерой Г5 (баня) площадью 11,5 кв.м., расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. Стахановцев, 7/а, не нарушают прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, соответствуют санитарно-эпидемиологическим, пожарным, градостроительным нормам и правилам. Об этом свидетельствуют: акт установления и согласования границ земельного участка со смежными землепользователями (л/д 35), экспертное заключение ФГУЗ «ЦГиЭ» (л/д 18), техническое заключение ОАО «Челябгипромез» (л/д 17).

Оценив представленные доказательства, суд считает их допустимыми и достоверно подтверждающими возникновение права собственности при жизни у ФИО1 на самовольные строения: под литерой А2 (кухня) площадью 10,5 кв.м., под литерой а1 (помещение) площадью 3,90 кв.м., под литерой Г (сарай) площадью 6,7 кв.м., под литерой Г2 (сарай) площадью 5,2 кв.м., под литерой Г4 (сарай) площадью 3,7 кв.м., под литерой Г5 (баня) площадью 11,5 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Но по независящим от него обстоятельствам, в виду смерти право собственности на указанные строения ФИО1 не зарегистрировал в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 558 ГК РФ, пристройки под литерой А2 (кухня) площадью 10,5 кв.м., под литерой а1 (помещение) площадью 3,90 кв.м. подлежат государственной регистрации. Поскольку данные постройки являются объектами недвижимости, их площадь должна быть включена в общую площадь дома. Общая площадь дома с учетом самовольных построек составляет 95,70 кв.м., что также подтверждается техническим паспортом (л/д 32-34).

Поскольку судом установлено, что спорные постройки соответствуют санитарным и техническим требованиям, не нарушают прав и законных интересов других лиц, не угрожают жизни и здоровью граждан, учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела ФИО1 умер, следовательно, в настоящее время не имеется возможности зарегистрировать право собственности за ним на указанные самовольные строения во вне судебном порядке, суд считает иск Захаровой М.В. о признании права собственности за умершим подлежащим удовлетворению. Требование о включении указанного имущества в наследственную массу после смерти ФИО1 также подлежит удовлетворению, т.к. истица является наследником первой очереди по закону в порядке ч. 1 ст. 1142 ГК РФ и вправе заявлять данное требование в целях реализации своих наследственных прав.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 131, 222, 558 ГК РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Захарова М.В. к ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска, Администрации Ленинского района г. Челябинска о признании права собственности на самовольные строения за умершим, включении имущества в наследственную массу.

Признать за умершим ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 право собственности на самовольные строения: под литерой А2 (кухня) площадью 10,5 кв.м., под литерой а1 (помещение) площадью 3,90 кв.м., под литерой Г (сарай) площадью 6,7 кв.м., под литерой Г2 (сарай) площадью 5,2 кв.м., под литерой Г4 (сарай) площадью 3,7 кв.м., под литерой Г5 (баня) площадью 11,5 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Считать общую площадь жилого дома <адрес>, с учетом самовольных пристроек, равной 95,70 кв.м.

Включить в наследственную массу после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, самовольные строения: под литерой А2 (кухня) площадью 10,5 кв.м., под литерой а1 (помещение) площадью 3,90 кв.м., под литерой Г (сарай) площадью 6,7 кв.м., под литерой Г2 (сарай) площадью 5,2 кв.м., под литерой Г4 (сарай) площадью 3,7 кв.м., под литерой Г5 (баня) площадью 11,5 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней.

Председательствующий:Судья С.В. Лычагина