Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Челябинск Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Рудаковой Л.А.,
при секретаре Котляровой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Иксанова С.М. к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Челябинска, Министерству социальных отношений Челябинской области, Главному Управлению федерального казначейства по Челябинской области о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление,
У С Т А Н О В И Л:
Иксанова С.М. обратилась в Ленинский районный суд г.Челябинска с требованиями к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Челябинска (далее УСЗН Ленинского района г.Челябинска), Министерству социальных отношений Челябинской области, Главному Управлению федерального казначейства по Челябинской области (далее ГУФК по Челябинской области) о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление.
В обоснование иска указала, что является эвакуированной из населенного пункта, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк». Состоит на учете в УСЗН Ленинского района г.Челябинска и является получателем компенсации на приобретение продовольственных товаров и материальной помощи на оздоровление. По решению суда от ДД.ММ.ГГГГ в ее пользу взыскана задолженность по возмещению вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 48 156,91 руб. Решение исполнено в ноябре 2007 г. Просит взыскать с УСЗН Ленинского района г.Челябинска убытки в связи с несвоевременной выплатой компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 21 445,05 руб. Обязать УСЗН Ленинского района г.Челябинска производить выплаты с ДД.ММ.ГГГГ с индексацией.
Истец Иксанова С.М. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представители УСЗН Ленинского района г. Челябинска, Министерства социальных отношений Челябинской области, ГУФК по Челябинской области) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения истца исследовав материалы дела, находит заявленные истцом требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Иксанова С.М. имеет статус эвакуированной (переселенного из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча).
Данной категории граждан гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п.6 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Иксанова С.М. имеет право на льготы, предусмотренные ст. 17 и п.1 ст. 40 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно материалам дела она состоит на учете в УСЗН Ленинского района г. Челябинска и является получателем ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно решения Ленинского районного суда г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ с УСЗН Ленинского района г. Челябинска в пользу истца взыскана задолженность по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 922,79 руб. и задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации ан приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 45 670,51 руб., всего 47 593,30 руб. Кроме того, УСЗН Ленинского района г.Челябинска обязано выплачивать за счет средств федерального бюджета Иксанова С.М. ежегодную компенсацию за вред здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 563,61 руб. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. УСЗН Ленинского района г.Челябинска обязано выплачивать Иксанова С.М. за счет средств федерального бюджета компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере по 1 127,31 руб. ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Доводы истца о том, что указанным решением суда ответчику не был установлен размер компенсации на приобретение продовольственных товаров и компенсации на оздоровление в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы в том размере, который полагался в соответствии с законом, что ответчиком выплачивались данные в меньшем размере, без учета индексации, в связи с чем, истец понес убытки, являются не состоятельными.
Из статей 1,2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ ««О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие аварии на ПО «Маяк», но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п.22 ст.14 и ч.1 ст. 39 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №«О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены п.15 ст. 14 названного Закона.
Частью 5 базового Закона о ЧАЭС (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Следует, кроме того, учитывать, что положения ст. 3 базового Закона о ЧАЭС предусматривали право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», в соответствии с которым в законодательство РФ, в том числе и базовый Закон о ЧАЭС были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб. При этом ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» и ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на ДД.ММ.ГГГГ (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с ДД.ММ.ГГГГ – исходя из базовой суммы 100 руб. Одновременно п.3 ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ в ст. 17 базового Закона о ЧАЭС были внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 названного закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб. и ежегодная компенсация на оздоровление 100 руб.
Постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере оплаты труда» и от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 г. недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Этими постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации и исходя из них размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров (п.3 ст.15 базового Закона о ЧАЭС) и ежегодная компенсация на оздоровление (п.13 ст.17 базового Закона о ЧАЭС) в твердых денежных суммах, введена п.3 ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» и признана не противоречащей Конституции РФ п.2 резолютивной части Постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П.
Поскольку положения, закрепленные в названных выше Федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, осуществляющих реализацию этих законов, финансовые средства определены исходя из экономических возможностей государства, то никакими другими данными относительно размеров компенсации на приобретение продовольственных товаров, руководствоваться нельзя.
Таким образом, представленный истцом расчет взыскания сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров и компенсации на оздоровление с учетом роста минимального размера оплаты труда и роста прожиточного минимума не может служить правовым основанием для удовлетворения иска, поскольку в законодательном порядке основой такого расчета являются специальные законы – Федеральный закон «О федеральном бюджете», а также Федеральные законы № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и № 82-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в части установления «базовой суммы» 100 руб. как критерия индексации.
Из вышеизложенного следует, что выплата выраженных в твердых суммах компенсаций должна производиться в размерах, указанных в п.3 ст.15 и п.13 ст.17 базового закона о ЧАЭС.
Такой вывод согласуется с правовой позицией Конституционного суда РФ, сформулированный в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год». Согласно данной позиции Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающие предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. При этом, поскольку федеральный законодатель должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, федеральный законодатель, вправе сохранив объем гарантированного (в рассматриваемом случае указанного п.3 ст.15 и п.13 ст.17 базового Закона о ЧАЭС) возмещения, приостановить действие финансовых норм, обеспечивающих реализацию прав и свобод граждан (что нашло отражение в ст. 83, 180 Бюджетного кодекса РФ).
В п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст.4 этого ФЗ. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П и касается индексации размера ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п.15 ст.14 базового Закона ( в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ), а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.
Таким образом, учитывая, что истцу выплачиваются компенсации в соответствии с действующим законодательством, суд приходит к выводу об отказе Иксанова С.М. в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Иксанова С.М. к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Челябинска, Министерству социальных отношений Челябинской области, Главному Управлению федерального казначейства по Челябинской области о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий Л.А.Рудакова