челябинские строительно-дорожные машины к каляскину в.н. возмещение ущерба



                                                                                           <адрес>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего: Федина К.А.,

при секретаре:                     Золотовой Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску закрытого акционерного общества «Челябинские строительно-дорожные машины» к Каляскин В.М. о возмещении ущерба, причиненного работником,

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «Челябинские строительно-дорожные машины» (далее ЗАО «ЧСДМ») обратилось в суд с иском к Каляскин В.М. о возмещении материального ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей в размере 883 870 рублей 91 копейка и взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 20 677 рублей 42 копеек.

В обоснование иска указали, что ДД.ММ.ГГГГ Каляскин В.М. был принят на работу в ЗАО начальником отдела материально-технического снабжения. ДД.ММ.ГГГГ был временно переведен на должность директора по закупкам, а с ДД.ММ.ГГГГ вступил в должность директора по закупкам постоянно. В связи с увольнением материально-ответственного лица, на сладе была проведена инвентаризация. По результатам проведенной инвентаризации ТМЦ, находящиеся на складе были переданы новому материально-ответственному лицу – Каляскин В.М. и заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В связи с увольнением ответчика и сменой материально-ответственного лица на основании приказа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена инвентаризация ТМЦ по вверенному Каляскин В.М. складу . В результате проведения инвентаризации фактического наличия ценностей, находящихся на ответственном хранении ответчика, была выявлена недостача ТМЦ на общую сумму 883 870 рублей 91 копейка, о чем была составлена сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. С данной сличительной ведомостью ответчик был ознакомлен под роспись, возражений по факту недостачи не представил. Каляскин В.М. было предложено дать свои письменные объяснения по факту недостачи и возместить причиненный ЗАО «ЧСДМ» ущерб в добровольном порядке, однако ответчик отказался, о чем был составлен акт. ДД.ММ.ГГГГ ответчик уволился с предприятия по собственному желанию. ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «ЧСДМ» направило в адрес ответчика претензию, которая была им получена ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку истек месячный срок и ответчик не согласен возместить ущерб добровольно, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то, просят взыскать с Каляскин В.М. материальный ущерб в размере 883 870 рублей 91 копейка.

Представитель истца ФИО3, действующая по доверенности                от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик Каляскин В.М., и его представители ФИО4, ФИО5, в судебном заседании иск не признали, так как вины Каляскин В.М. в недостаче нет, представили письменные возражения                   (л.д. 101-103).

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований.

В судебном заседании установлено, что Каляскин В.М. был принят на работу в ЗАО «ЧСДМ» начальником отдела материально-технического снабжения. ДД.ММ.ГГГГ был временно переведен на должность директора по закупкам, а с ДД.ММ.ГГГГ вступил в должность директора по закупкам постоянно. Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, а именно: трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 9), приказом о переводе работника на другую работу /к от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), (дополнение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), дополнение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

В связи с увольнением материально-ответственного лица, во исполнение приказа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16), на сладе была проведена инвентаризация (инвентаризационная опись ТМЦ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-24 оборот).

По результатам проведенной инвентаризации ТМЦ, находящиеся на складе были переданы новому материально-ответственному лицу – Каляскин В.М. (акт приёма-передачи по складу (л.д. 25-27).

ДД.ММ.ГГГГ с Каляскин В.М. был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности -обз (л.д. 13). Согласно пункта 1 договора о полной индивидуальной материальной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, работник принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему имущества.

На основании ст. 242, п. 2 ст. 243 ТК РФ Каляскин В.М., как материально ответственное лицо, должен возместить ущерб, причиненный ЗАО «ЧСДМ», ненадлежащим исполнением своих трудовых обязанностей в полном размере.

В связи с увольнением Каляскин В.М. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена инвентаризация ТМЦ по складу . В результате проведения инвентаризации фактического наличия ценностей, находящихся на ответственном хранении ответчика, была выявлена недостача ТМЦ на общую сумму 883 870 рублей 91 копейка (л.д. 29-32), о чем была составлена сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-35). С данной сличительной ведомостью ответчик был ознакомлен под роспись, возражений по факту недостачи не представил.

Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю, в том числе полная материальная ответственность работника и коллективная ответственность, регулируется главой 39 Трудового кодекса Российской Федерации.

Случаи возложения на работника материальной ответственности в полном размере определены законодателем в ст. 243 ТК РФ. Пункт 2 данной статьи регулирует полную материальную ответственность работника в случае недостачи ценностей. В этом случае указанная норма применяется в совокупности со ст. 232, абз. 1 ст. 238, ст. 242, п. 2 ст. 243, ст. 244-248 ТК РФ, определяющими отношения между работодателем и работником при коллективной материальной ответственности.

В соответствии со статьей 233 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено Кодексом или иными федеральными законами.

Материальная ответственность наступает при одновременном наличии следующих условий: противоправного поведения (действий или бездействия) причинителя; причинной связи между противоправным действием и материальным ущербом; вины в совершении противоправного действия (бездействия).

Согласно статье 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение или ухудшение наличного имущества работодателя, а также необходимость для него произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

К прямому действительному ущербу могут быть отнесены, например, недостача денежных или имущественных ценностей, порча материалов и оборудования, расходы на ремонт поврежденного имущества, выплаты за время вынужденного прогула или простоя, суммы уплаченного штрафа.

Согласно п. 2 ст. 243 ТК РФ в случае недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу, на работника возлагается материальная ответственность в полном размере.

В судебном заседании установлено, что недостача материальных ценностей произошла по вине работника Каляскин В.М. в форме неосторожности, который не предпринял надлежащих мер для сохранности материальных ценностей, хотя в согласно подп. «а» п. 1 договора о полной индивидуальной материальной ответственности он обязан бережно относится к переданному ему для осуществления возложенных на него обязанностей, имуществу работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба (л.д.13).

В соответствии со ст. 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Ответчику было предложено дать свои письменные объяснения по факту недостачи и возместить причиненный ЗАО «ЧСДМ» ущерб в добровольном порядке, однако Каляскин В.М. отказался, о чем был составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37).

ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «ЧСДМ» в адрес ответчика была направлена претензия, которая была им получена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40, 42).

В соответствии с подп. «а» п. 2 договора о полной индивидуальной материальной ответственности -обз, заключенного с ответчиком, ЗАО «ЧСДМ» были созданы все условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного ему имущества. Претензий по обеспечению условий сохранности вверенного ответчику имущества, предложений по усилению охраны, а также сведений о случаях хищения ТМЦ, от ответчика не поступало (служебная записка начальника складского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39), служебная записка начальника Отдела территориального контроля от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38).

Суд находит не состоятельным довод Каляскин В.М. о том, что ДД.ММ.ГГГГ была формально проведена инвентаризация ТМЦ, находящихся в собственности ЗАО «ЧСДМ», реальной проверки фактического наличия имущества не производилось; инвентаризационная опись в печатном виде была им подписана «задним числом»; ДД.ММ.ГГГГ была формально проведена инвентаризация ТМЦ, находящихся в собственности ЗАО «ЧСДМ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, поскольку проверка фактического наличия имущества не производилась, ДД.ММ.ГГГГ был произведен на складе отвес металла, в результате общий вес составил 9,740. После чего была изготовлена инвентаризационная опись по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в печатном виде; о нарушении порядка проведения инвентаризации, проведение проверка фактического наличия имущества в отсутствии материально ответственных лиц и о том, что при проверке фактического наличия имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Каляскин В.М. не присутствовал, металл не пересчитывался, а взвешивался, поскольку на инвентаризационных описях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ имеется подпись Каляскин В.М. об ознакомлении с ними, возражений и замечаний от него относительно содержания и достоверности описей не поступало.

Также не состоятелен довод ответчика относительно того, что у него не затребовали объяснения, поскольку ему было предложено дать объяснение по факту недостачи, Каляскин В.М. отказался, о чем был составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37).

Докладные главного бухгалтера ФИО6 на имя управляющего директора о непроведении инвентаризации (л.д. 97, 98); показания свидетеля ФИО7 о том, что фактически ревизия не проводилась и инвентаризационная опись от ДД.ММ.ГГГГ была подписана членами комиссии позднее, не доказываю отсутствие ТМЦ на вверенном Каляскин В.М. складе, так как инвентаризационная опись была им подписана.

В связи с чем, суд приходит к выводу о доказанности причинения вреда Каляскин В.М. и об удовлетворении требований ЗАО «ЧСДМ» о возмещении материального ущерба причиненного Каляскин В.М. и наступления полной материальной ответственности.

Вместе с тем, суд усматривает основании для снижения размера материальной ответственности по ст. 250 ТК РФ исходя из размера заработной платы истца, продолжительности его работы, отсутствия дисциплинарных взысканий и умысла на причинение материального ущерба работодателю и считает необходимым взыскать с Каляскин В.М. в пользу ЗАО «ЧСДМ» материальный ущерб в размере 450 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, поэтому суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу ЗАО «ЧСДМ» расходы по оплате государственной пошлины пропорционально части удовлетворенных требований в размере 7700 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования закрытого акционерного общества «Челябинские строительно-дорожные машины» к Каляскин В.М. о возмещении ущерба, причиненного работником, - удовлетворить частично.

Взыскать с Каляскин В.М. в пользу закрытого акционерного общества «Челябинские строительно-дорожные машины» материальный ущерб в размере 450 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 7 700 рублей, всего 457 700 (четыреста пятьдесят семь тысяч семьсот) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований закрытого акционерного общества «Челябинские строительно-дорожные машины» к Каляскин В.М. о возмещении ущерба, причиненного работником – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий:                                                                     К.А. Федин

                                                                                           <адрес>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего: Федина К.А.,

при секретаре:                     Золотовой Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску закрытого акционерного общества «Челябинские строительно-дорожные машины» к Каляскин В.М. о возмещении ущерба, причиненного работником,

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

      Р Е Ш И Л:

Исковые требования закрытого акционерного общества «Челябинские строительно-дорожные машины» к Каляскин В.М. о возмещении ущерба, причиненного работником, - удовлетворить частично.

Взыскать с Каляскин В.М. в пользу закрытого акционерного общества «Челябинские строительно-дорожные машины» материальный ущерб в размере 450 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 7 700 рублей, всего 457 700 (четыреста пятьдесят семь тысяч семьсот) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований закрытого акционерного общества «Челябинские строительно-дорожные машины» к Каляскин В.М. о возмещении ущерба, причиненного работником – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий:                                                                     К.А. Федин