Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Ленинский районный суд г. Челябинска в составе
Председательствующего: Лычагиной С.В.
при с е к р е т а р е: Ладыгиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жиров Д.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска о признании решения и протокола комиссии незаконными, об обязывании включения периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Жиров Д.Ю. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Челябинска о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в Ленинском районе г. Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа о включении периодов работы в специальный стаж, об обязывании ответчика включить в специальный трудовой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности военного руководителя средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –период прохождения военной службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указал, что приказом Минздравсоцразвития установлено тождество наименований должностей «воспитатель» и «воспитатель группы продленного дня», юридический статус образовательных учреждений не имеет юридического значения для включения в специальный стаж. Период службы в Вооруженных силах включается в специальный стаж согласно Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец – Жиров Д.Ю. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.
Ответчик - представитель ГУ УПФ в Ленинском районе г. Челябинска Морозова Е.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что период службы в Вооруженных силах не может быть включен в специальный стаж, поскольку на момент рассмотрения документов истца для назначения ему пенсии Постановление № ДД.ММ.ГГГГ утратило законную силу. Тождество профессий «воспитатель» и «воспитатель группы продленного дня» установлено лишь в 2005 году и обратной силы не имеет, средняя школа № не имеет статуса юридического лица, что противоречит Закону «Об образовании».
Изучив материалы дела, выслушав стороны, оценив юридически значимые обстоятельства, суд считает исковые требования Жирова Д.Ю. подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Жиров Д.Ю. обратился в УПФР в Ленинском районе г. Челябинска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно пп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ Жирову Д.Ю. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа. В соответствии с указанным протоколом специальный стаж Жирова Д.Ю.. определенный с применением норм Списка и Правил 2002 года составляет 21 год 08 мес. 02 дня.
Согласно военного билета и трудовой книжки Жиров Д.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в рядах Советской Армии.
Ответчик не включил указанный период в специальный стаж, в протоколе заседания комиссии не указано основание, по которому истцу отказано в зачете периода прохождения военной службы в специальный стаж.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Период службы Жирова Д.Ю. в Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, следовательно, имеются основания для включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж.
Таким образом, вышеназванный период службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п. 10 ст. 28 Закона, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий, утверждаются Правительством РФ (статья 1 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г.).
100012Список профессий и должностей работников народного образования, дающих право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утв. 06 сентября 1991 г. за N 463, содержит в себе наименование должности "воспитатель" в школах. Постановлением Правительства РФ N 1067 от 22 сентября 1999 г. устанавливалось, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитывались периоды работы до 01 ноября 1999 года. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г., содержит наименование должности "воспитатель" и наименование учреждения: "школы всех наименований".
При таких обстоятельствах, указание в трудовой книжке должности истца в развернутой формулировке: "воспитатель группы продленного дня" не может служить основанием к отказу во включении в педагогический стаж времени работы в этой должности.
Кроме того, приказом Министерства Здравоохранения и Социального развития РФ от 5 июля 2005 г. N 440 "Об установлении тождества отдельных наименований должностей", установлено тождество наименования должности "воспитатель группы продленного дня" наименованию должности "воспитатель", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что период работы истца в качестве воспитателя группы продленного дня в средней школе № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Применительно к настоящему спору это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав педагогического состава образовательных (государственных, муниципальных, негосударственных) учреждений независимо от того, в чьей собственности они находятся.
Это означает, что работники негосударственных организаций, в т.ч. педагогические работники, осуществлявшие свою деятельность в период до вступления в законную силу Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в школах и других учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, и не имеющих статус юридического лица, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений, имеющих статус юридического лица. Поэтому при переходе на новую систему пенсионного обеспечения истец не может ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в т.ч. в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет, в зависимость от принадлежности учебного заведения.
Форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в общеобразовательных учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
На основании изложенного, период работы Жирова Д.Ю. в должности военного руководителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в средней школе № подлежит включению в специальный стаж.
При зачете спорных периодов в специальный стаж, с учетом периодов работы, включенных ответчиком (21 год 08мес.02 дня), Жиров Д.Ю. имеет специальный стаж более 25 лет, что является основанием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения и признания незаконными отказа в установлении пенсии и протокола заседания комиссии в части отказа о включении спорных периодов в специальный стаж.
На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить в полном объеме исковые требования Жирова Д.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска о признании решения и протокола комиссии незаконным, об обязывании включения периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии.
Руководствуясь, ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Жиров Д.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска о признании решения и протокола комиссии незаконным, об обязывании включения периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии.
Признать незаконным Решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Признать незаконным протокол № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части отказа о включении в специальный стаж Жиров Д.Ю. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня средней школы № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности военного руководителя средней школы № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –период прохождения военной службы
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” Жиров Д.Ю. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня средней школы № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности военного руководителя средней школы № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –период прохождения военной службы.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска назначить Жиров Д.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Челябинский областной суд.
Председательствующий С.В. Лычагина