Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Лычагиной С.В.,
при с е к р е т а р е Ладыгиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леонова В.А. к Администрации Ленинского района г. Челябинска, Администрации г. Челябинска, Леонов А.В. о признании права собственности на самовольно возведенные постройки,
У С Т А Н О В И Л:
Леонова В.А. обратилась в суд с иском к Администрации Ленинского района г. Челябинска, Администрации г. Челябинска, Леонову А.В. о признании за ней права собственности на постройки под литерами а1, А3, Г5, Г4, Г6, Г2, расположенные по адресу: <адрес>. В обоснование требований указала, что ее мужу ФИО2 при жизни на основании свидетельства о праве на наследство ДД.ММ.ГГГГ перешла от умершего отца ? доля жилого дома и надворных построек, расположенных по адресу: <адрес>. После вступления ФИО2 в права наследования по указанному адресу им и истицей самовольно возведены указанные постройки без соответствующих разрешений. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер. Истицей, как наследником по закону, получены свидетельства о праве на наследство, состоящее из денежных вкладов, ? доли в праве собственности на автомобиль и ? доли права собственности на прицеп. Однако, нотариус отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство, состоящее из жилого дома и указанных строений по адресу: <адрес>, поскольку при жизни право собственности на строение под литерами а1, А3, Г5, Г4, Г6, Г2 ФИО2 в установленном законом порядке не зарегистрировал. Истица просит признать за ней право собственности на указанные самовольно возведенные строения, поскольку они соответствуют санитарным и техническим требованиям, не нарушают прав и законных интересов других лиц, не угрожают жизни и здоровью граждан, были возведены истицей и ее мужем ФИО2 в период брака.
Истец – Леонова В.А., ее представитель Немирова Е.И. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.
Ответчики - представитель администрации Ленинского района г. Челябинска, представитель Администрации г. Челябинска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причине неявки суду не представлено.
Ответчик – Леонов А.В. в судебном заседании не возражал по исковым требованиям Леоновой В.А. и доводам, изложенным в иске. Суду пояснил, что спорные постройки строил его с брат с истицей.
Третье лицо – представитель Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Третье лицо – Турчанинова Н.К. в судебном заседании по исковым требованиям не возражала.
Выслушав стороны, представителя истца, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Леонов А.В. и ФИО2 на основании свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л/д 29), от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой ОГУП Обл ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ (л/д 64).
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л/д 8). Наследником после смерти ФИО2 в порядке ч. 1 ст. 1142 ГК РФ является его жена Леонова В.А. (истица), что подтверждается свидетельством о браке (л/д 9). При обращении истицы к нотариусу за принятием после смерти ФИО2 наследства, нотариусом ФИО7 было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, состоящее из жилого дома и указанных строений по адресу: <адрес>, поскольку при жизни право собственности на строение под литерами а1, А3, Г5, Г4, Г6, Г2 ФИО2 в установленном законом порядке не зарегистрировал. Указанное обстоятельство дела подтверждается постановлением нотариуса об отказе в совершении нотариального действия.
Согласно технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л/д 37-41) и справке ОГУП Обл ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ (л/д 64) на земельном участке по адресу: <адрес> расположен жилой дом и самовольно возведенные строения: под литерой А3 (пристрой) площадью 40,20 кв.м., под литерой а1 (пристрой) площадью 15,20 кв.м., под литерой Г2 (гараж) площадью 22,0 кв.м., под литерой Г4 (навес) площадью 9,8 кв.м., под литерой Г5 (баня) площадью 12,7 кв.м., под литерой Г6 (сарай) площадью 7,9 кв.м.
Земельный участок, на котором расположены указанные самовольные строения, был предоставлен ФИО8 на основании договора о праве застройки от ДД.ММ.ГГГГ (л/д 35—36).
В силу ч. 1 ст. 131, ст. 223 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни или здоровью граждан.
По смыслу норм градостроительного законодательства РФ строительство жилого пристроя к дому является реконструкцией объекта капитального строительства – жилого дома, новый объект недвижимости при этом не создается.
Согласно п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция – изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей (далее – этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с Инструкцией о проведении учёта жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 августа 1998 г. №37, (Приложение 1) пристройкой называется часть здания, расположенного вне контура его капитальных наружных стен, являющаяся вспомогательной по отношению к зданию и имеющая с ним одну (или более) общую капитальную стену. Пристройки в большинстве своем имеют внутреннее сообщение с основным зданием. К ним следует относить: пристроенные кухни, жилые постройки, сени, тамбуры, веранды и т.п.
На основании приведенных выше норм, суд приходит к выводу о том, что пристрой к дому является неотъемлемой его частью и не является самостоятельным объектом недвижимости.
В соответствии со ст.135 ГК РФ надворные постройки являются принадлежностями жилого дома и следуют судьбе главной вещи – судьбе жилого дома.
Согласно справке ОГУП Обл ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ (л/д 64) собственниками жилого дома по адресу: <адрес>, являются Леонов А.В., ФИО2
Поскольку право собственности истицы на жилой дом по адресу: <адрес> не зарегистрировано в установленном законом порядке, спорные строения под литерами а1, А3 являются неотъемлемой частью жилого дома и не является самостоятельным объектом недвижимости, строения под литерами Г2, Г4, Г5, Г6, как надворные постройки, являются принадлежностями жилого дома и следуют его судьбе, то суд не находит оснований для удовлетворения требований Леонова В.А. к Администрации Ленинского района г. Челябинска, Администрации г. Челябинска, Леонов А.В. о признании права собственности на самовольно возведенные постройки под литерами а1, А3, Г5, Г4, Г6, Г2, расположенные по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Леонова В.А. к Администрации Ленинского района г. Челябинска, Администрации г. Челябинска, Леонов А.В. о признании права собственности на самовольно возведенные постройки под литерами а1, А3, Г5, Г4, Г6, Г2, расположенные по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней.
Председательствующий С.В. Лычагина