Лаптев к УСЗН о взыскании



дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Тугулуковой М.А.,

при секретаре Котляровой А.В.,

с участием истца Лаптев С.П.,

представителя ответчика УСЗН администрации <адрес> - Алиевой Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лаптев С.П. к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес>, Министерству социальных отношений по <адрес> о взыскании денежных сумм в качестве компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, обязании выплачивать ежемесячную компенсации в установленном размере с последующей индексацией,

установил:

Истец Лаптев С.П. предъявил к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> исковое заявление о взыскании денежных сумм в качестве компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01 мая по ДД.ММ.ГГГГ в сумме в размере 12 177 рублей 75 копеек, обязании ответчика выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную компенсации в размере 2 845 рублей 24 копеек с последующей индексацией согласно увеличению тарифов по жилищно-коммунальным услугам (л.д. 4). В обоснование исковых требований указал следующее.

Истец Лаптев С.П. является пострадавшим от радиации и инвалидом 2 группы. В соответствии с п.6 ч.1 ст.13 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он имеет право на компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг с совместно проживающими членами семьи согласно расчету по тарифам за 1 кв.м. и стандарту нормы площади жилья. Состав его семьи - 5 человек. Считает, что ему должны были выплачивать в 2010 году 2 368 рублей 88 копеек ежемесячно, что за 8 месяцев составит сумму в размере 22 339 рублей 93 копеек, тогда как размер выплаты составил 10 162 рубля 17 копеек, что меньше на 12 177 рублей 75 копеек, в связи с чем, он просит взыскать в его пользу указанную сумму. В 2011 году ему должны были выплачивать 2 845 рублей 24 копейки ежемесячно, тогда как выплачивается сумма в размере 1 403 рублей 11 копеек, что в 2 раза ниже суммы, начисленной по тарифу и стандарту. На основании п.2 ст.14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он просит выплачивать ему ежемесячно в 2011 году сумму в размере 2 845 рублей 24 копеек с последующей индексацией согласно увеличению тарифов по жилищно-коммунальным услугам.

В дальнейшем истец изменил свои исковые требования и просил взыскать с Управления социальной защиты населения администрации <адрес>, Министерства социальных отношений по <адрес>, Правительства по <адрес> сумму компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01 мая по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 177 рублей 75 копеек, за период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 455 рублей 81 копейки, всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме в размере 24 633 рублей 56 копеек, обязать ответчика в лице Управления социальной защиты населения администрации <адрес> выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную компенсации в размере 2 845 рублей 24 копеек с последующей индексацией согласно увеличению тарифов по жилищно-коммунальным услугам.

В судебном заседании истец Лаптев С.П. поддержал свои исковые требования в объеме и по основаниям, указанным в исковом и утоненных исковых заявлениях, настаивал на их удовлетворении.

Представители ответчиков Министерства социальных отношений по <адрес>, Правительства по <адрес>, представитель третьего лица в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель ответчика в лице Министерства социальных отношений по <адрес> исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила дело рассмотреть без их участия.

Представитель ответчика УСЗН администрации <адрес> - Алиева Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования Лаптев С.П. не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснив, что расчет ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг, получаемой Лаптев С.П., соответствует действующему законодательству.

Суд, выслушав истца Лаптев С.П., представителя ответчика УСЗН администрации <адрес> - Алиеву Н.В., исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав их по правилам ст.67 ГПК РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Лаптев С.П. по следующим основаниям.

Как следует из материалов гражданского дела Лаптев С.П. состоит на учете в Управлении социальной защиты населения администрации <адрес> по категории «эвакуированный» вследствие аварии на ПО «Маяк» (л.д. 9-10).

Согласно п.6 ст.13, п.3 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные … Указанным категориям граждан гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций, образованном в федеральном бюджете, бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг» (подписан <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) порядок и условия осуществления денежной выплаты на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг либо денежной выплаты на основании фактических начислений на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, определяются <адрес>.

Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «О Положении о порядке назначения ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, на оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитанной на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, в <адрес>» (вместе с «Положением о порядке назначения ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, на оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитанной на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, в <адрес>») ежемесячная денежная выплата на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, предоставление мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета, назначается в расчете на самого льготника (50 процентов от величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг) и на совместно проживающих с ним членов семьи (но не более чем на трех).

Согласно нормам федерального законодательства, определяющим объем предоставляемых льготникам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, на совместно проживающих с льготником членов семьи распространяются меры социальной поддержки только по оплате жилищно-коммунальных слуг, что в составе регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг составляет 40 процентов (то есть для предоставления 50-процентной льготы - 20 процентов). В целях приведения объема предоставляемых мер социальной поддержки в соответствие с федеральным законодательством по рекомендации Министерства финансов РФ с ДД.ММ.ГГГГ количество процентов, из расчета которых назначается ежемесячная денежная выплата на членов семьи федерального льготника, снижено с 35 до 20 процентов от величины регионального стандарта.

В соответствии с вышеуказанным Положением о порядке назначения ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, на оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитанной на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, в <адрес>», утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П, Лаптев С.П. была назначена ежемесячная компенсация за жилищно-коммунальные услуги по категории «инвалид», расчет которой осуществлялся исходя из 50 процентов от величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного федерального льготника в месяц и 35 процентов от величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного члена семьи федерального льготника, не имеющего льгот, но не более чем на трех членов семьи, совместно проживающих с льготником, с учетом поправочного коэффициента 1,15, равного отношению общей площади жилья, приходящейся на федерального льготника с учетом членов семьи, к нормативной площади жилья, рассчитанной с учетом членов семьи, учитываемых для расчета ежемесячной денежной выплаты. С февраля 2011 года по заявлению Лаптев С.П. была произведена смена категории с «Инвалида» на «Эвакуированного».

С ДД.ММ.ГГГГ порядок и условия предоставления компенсации установлены Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «О положении о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в <адрес>», согласно которому мерами социальной поддержки являются компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанных на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. В соответствии с указанным Положением при проживании в семье более одного гражданина, получающего меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размер компенсации расходов рассчитываются на долю каждого из таких граждан.

На основании ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» органы социальной защиты населения <адрес> наделены государственными полномочиями в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальный услуг в форме денежных выплат.

Как следует из материалов дела, Лаптев С.П. ежемесячные денежные выплаты органами социальной защиты населения <адрес> назначались и выплачивались в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами: с учетом 0,5 доли льготника, 0,35 доли членов семьи и количества 3 членов семьи, с учетом регионального стандарта и поправочного коэффициента.

Учитывая, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд приходит к выводу, что расчет ежемесячной денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги Лаптев С.П. органами социальной защиты населения <адрес> осуществлялся с учетом действующих нормативно-правовых актов <адрес>.

Ссылку Лаптев С.П. на то, что вышеуказанные Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П и Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П, противоречат действующему федеральному законодательству, соответственно не должны применяться при расчете ежемесячной денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги, суд находит не состоятельной. Поскольку Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П решением Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу (данное решение Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ).

Соответственно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал порядок расчета ежемесячной денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги, установленной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П.

С ДД.ММ.ГГГГ порядок и условия предоставления компенсации установлены Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П, которое действует в настоящий момент.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должны применяться положения Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым также определена компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанных на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Ссылка Лаптев С.П. на то, что должны применяться положения п.3 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций, образованном в федеральном бюджете, бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов, соответственно и расчет ежемесячной денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги должен производиться исходя из федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, является несостоятельной, поскольку данная правовая норма определяет объем субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации (межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке...) и не распространяется на порядок расчета и предоставления ежемесячной денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги отдельным категориям граждан.

Таким образом, учитывая, что Лаптев С.П. ежемесячные денежные выплаты по ежемесячной денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги органами социальной защиты населения <адрес> назначались и выплачивались в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Лаптев С.П. к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес>, Министерству социальных отношений по <адрес> о взыскании денежных сумм в качестве компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, обязании выплачивать ежемесячную компенсации в установленном размере с последующей индексацией.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Лаптев С.П. к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес>, Министерству социальных отношений по <адрес> о взыскании денежных сумм в качестве компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, обязании выплачивать ежемесячную компенсации в установленном размере с последующей индексацией оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                           М.А. Тугулукова