Хасаншина к ИФНС, Администр - признан за умершим права собствен на самвол строения



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего       Лычагиной С.В.,

при с е к р е т а р е              Ладыгиной И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хасаншина Д.М. к ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска, Администрации Ленинского района г. Челябинска о признании права собственности на самовольно возведенные строения за умершим, включении имущества в наследственную массу,

У С Т А Н О В И Л:

Хасаншина Д.М. обратилась в суд с иском к ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска, администрации Ленинского района г. Челябинска о признании за умершим ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 права собственности на самовольно возведенные строения под литерами а (пристройка), Г (сарай), Г1 (баня), Г2 (предбанник), Г3 (сарай), Г4 (гараж), Г5 (сеновал), Г7 (сарай), Г8 (сарай), расположенные по адресу: <адрес>; включении указанного имущества в наследственную массу после смерти ФИО5

В обоснование требований ссылается на то, что ФИО5 на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>. За время проживания в доме ФИО5 самовольно собственными силами и за свой счет на указанном земельном участке построил пристройку к жилому дому под литерой «а», сараи (под литерами Г, Г3, Г7, Г8), предбанник (литера Г2), гараж (литера Г4), сеновал (литера Г5), баня (литера Г1). Так как при жизни ФИО5 не зарегистрировали свое право собственности на указанные строения, у истца отсутствует возможность оформить наследство после смерти отца. На данный момент истцом получены все необходимые документы, подтверждающие, что самовольные строения соответствует санитарным и техническим требованиям, не нарушают прав и законных интересов других лиц, не угрожают жизни и здоровью граждан.

Истец - Хасаншина Д.М. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик - представитель ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Ответчик - представитель Администрации Ленинского района г. Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Третье лицо - представитель Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Третье лицо - нотариус Кузьмина Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.

Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

В силу ст. 218 ГК РФ основания для приобретения права собственности определены законом.

В соответствии с ч.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено, что ФИО5 при жизни являлся собственником жилого дома по адресу: <адрес> на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности.

Как пояснила истица в судебном заседании, за время проживания в доме ФИО5 самовольно собственными силами и за свой счет на земельном участке по адресу: <адрес>, не получив разрешение соответствующих государственных органов, построил пристройку к жилому дому под литерой «а», сараи (под литерами Г, Г3, Г7, Г8), предбанник (литера Г2), гараж (литера Г4), сеновал (литера Г5), баня (литера Г1).

Указанные обстоятельства дела подтверждаются следующими документами: исковым заявлением (л/д 11-12,13-14), техническим заключением (л/д 16-18), экспертным заключением (л/д 19), договором о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование (л/д 24-27), справкой ОГУП Обл ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ (л/д 29)актом (л/д 30), техническим паспортом (л/д 31-35).

В соответствии со ст. 222 ГК РФ строение под литерами а (пристройка), Г (сарай), Г1 (баня), Г2 (предбанник), Г3 (сарай), Г4 (гараж), Г5 (сеновал), Г7 (сарай), Г8 (сарай) являются самовольно возведенными.

Согласно свидетельства о смерти (л/д 23) ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер, согласно свидетельства о рождении истица является дочерью умершего. При обращении к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство по закону после смерти отца, ей было отказано в связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие право собственности у умершего на указанные спорные строения, что подтверждается постановлением нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ (л/д 28).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ N 10, Пленум ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.

Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.

Таким образом, суд находит требования истца о признании за умершим ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 ФИО5 права собственности на самовольно возведенные строения под литерами а (пристройка), Г (сарай), Г1 (баня), Г2 (предбанник), Г3 (сарай), Г4 (гараж), Г5 (сеновал), Г7 (сарай), Г8 (сарай), расположенные по адресу: <адрес>, включении имущества в наследственную массу, не подлежащими удовлетворению, поскольку указанные спорные строения не являются имуществом, принадлежавшим наследодателю на законных основаниях, право собственности при жизни ФИО5 на указанное строение в установленном законом порядке не зарегистрировал, следовательно, данные строения не могут быть включены в состав наследственной массы после смерти ФИО5

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд            

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Хасаншина Д.М. к ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска, Администрации Ленинского района г. Челябинска о признании за умершим ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 права собственности на самовольно возведенные строения под литерами а (пристройка), Г (сарай), Г1 (баня), Г2 (предбанник), Г3 (сарай), Г4 (гараж), Г5 (сеновал), Г7 (сарай), Г8 (сарай), расположенные по адресу: <адрес>, включении имущества в наследственную массу.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней.

Председательствующий:                          С.В. Лычагина