Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Беляевой Т.А., при секретаре Куруленко Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Емченко Г.В. к Главному Управлению Архитектуры и Градостроительства о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Емченко Г.В. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением к Главному Управлению Архитектуры и Градостроительства о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка. В обоснование своих требований указала, что она является собственником <адрес>. Данный дом является двухквартирным, решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение было признано индивидуальным жилым домом и вторая его часть была оформлена как часть индивидуального жилого дома, т.е. фактически она является собственником 1\2 доли жилого дома. На сегодняшний день она хочет оформить в собственность земельный участок под своим домовладением, в связи с чем обратилась в ГУАиГ. Однако ГУАиГ отказали ей в оформлении земельного участка в собственность и предложили оформить его в долгосрочную аренду. Она не согласна с решением ГУАиГ, считает, что указанным отказом нарушены ее права. Истец Емченко Г.В., в судебное заседание не явилась, извещена. Представитель истца М.М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Ответчик представитель ГУАиГ <адрес>, Н.Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Третьи лица - Администрация <адрес>, администрация <адрес>, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены Выслушав пояснения представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Емченко Г.В. подлежат удовлетворению в полном объеме. В силу ст. 254 ГПК РСФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственного в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному ил муниципальному служащему. Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Как следует из пункта 2 статьи 28 и пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так, пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1305-1 "О собственности в СССР" введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1 Постановления Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1306-1). В судебном заседании установлено, что Емченко Г.В. является собственником 1\2 доли жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу <адрес> на основании договора о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Емченко Г.В. проживает и зарегистрирована в указанном жилом доме с ДД.ММ.ГГГГ. Из материалов дела следует, что электро-механическому заводу транспортного машиностроения был предоставлен земельный участок площадь. 8 га на основании Решения исполнительного комитета Челябинского городского совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ для строительства индивидуальных жилых домов своими силами. Земельный участок, на котором расположен жилой <адрес> входит в состав указанного выше земельного участка. Данные обстоятельства подтверждаются справкой ОАО «Электромашина» (л.д.12), копией Решения исполнительного комитета Челябинского городского совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13). Из материалов дела следует, Емченко Г.В. обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> в собственность бесплатно. На ее обращение был дан ответ, что по вопросу оформления правоустанавливающих документов на земельный участок по указанному адресу необходимо обратиться в администрацию <адрес> (л.д.8). Согласно п.1.1 Положения о полномочиях районных администраций <адрес> в области регулирования земельных отношений, утвержденного Постановлением Главы администрации <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ, администрация <адрес> делегировала районным администрациям <адрес> право предоставлять земельные участки гражданам для целей индивидуального жилищного строительства во все виды пользования, предусмотренные нормативными актами администрации <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Глава администрации <адрес> на обращение Емченко Г.В. о предоставлении земельного участка в собственность для эксплуатации квартиры в доме приусадебного типа, сообщил о возможности предоставления земельного участка и разъяснил о необходимости обращения в Главное управление архитектуры и градостроительства для подготовки схемы расположения земельного участка (л.д.7). Письмом Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/юр, Емченко Г.В. было отказано в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> в собственность, разъяснено право на оформление земельного участка в аренду (л.д.6). По мнению суда, отказ Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> в виде письма о предоставлении земельного участка противоречит требованиям действующего законодательства. Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Вместе с тем, в силу п. 10 ст. 3-1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ). Из указанного положения Закона следует, что это полномочие органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, установлена федеральным законом. Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. В соответствии с п. 2 указанной правовой нормы граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Согласно п. 4 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В силу приведенных положений п. 4 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Таким образом, статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Учитывая, что в силу п. 1 ст. 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, нарушение процедуры предоставления земельных участков недопустимо. Судом установлено, что Емченко Г.В. соблюден порядок обращения о предоставлении земельного участка в собственность, однако, отказывая заявителю в подготовке схемы границ земельного участка, Главное управление архитектуры и градостроительства нарушает право Емченко Г.В. на приобретение земельного участка в собственность. Из материалов дела следует, что Емченко Г.В. обратилась в Главное управление архитектуры и градостроительства с заявлением о подготовке схемы границ земельного участка и не просила разрешать вопрос о возможности предоставления ей земельного участка в собственность. Кроме того, судом установлено, что Главой администрации <адрес> был решен вопрос о возможности предоставления земельного участка в собственность. Согласно п.п.26 п.11 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> в функции Управления входит в том числе обеспечение подготовки схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории. По мнению суда, у Главного управления архитектуры и градостроительства не имеется полномочий разрешать правовые вопросы о возникновении либо отсутствии прав у заявителя на приобретение земельного участка в собственность за исключением случаев предусмотренных нормами Земельного Кодекса Российской Федерации. Как уже указывалось выше, земельный участок, на котором расположен жилой <адрес>, изначально, был предоставлен для строительства двухквартирных индивидуальных жилых домов. Истец проживает в двухквартирном индивидуальном жилом доме с 1973 года, пользуется приквартирным земельным участком с того же времени. Суд полагает, что у Емченко Г.В. возникло право на приватизацию земельного участка до вступления в законную силу закона ССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О собственности в СССР». Учитывая изложенные выше обстоятельства дела в совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, суд приходит к выводу о незаконности решения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> в виде письма о ДД.ММ.ГГГГ №/юр об отказе Емченко Г.В. в предоставлении земельного участка в собственность. Доводы представителя Главного управления и архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о том, что данное письмо не является отказом в предоставлении земельного участка, не могут быть признаны состоятельными, поскольку опровергаются самим текстом письма (л.д.6). Кроме того, судом установлено, что на момент рассмотрения дела, схема границ земельного участка по адресу: <адрес>, Управлением не подготовлена. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку в судом признано незаконным решение Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес>, оформленного письмом №/юр от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>1 в собственность, суд считает необходимым возложить обязанность на Главное управление архитектуры и градостроительства <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подготовить схему расположения границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>1 для предоставления в собственность Емченко Г.В.. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Емченко Г.В. удовлетворить. Признать незаконным решение Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес>, оформленного письмом №/юр от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в собственность. Обязать Главное управление архитектуры и градостроительства <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подготовить схему расположения границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>1 для предоставления в собственность Емченко Г.В.. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд <адрес> Председательствующий Т.А. Беляева