дело № г.Челябинск ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г.Челябинска в составе: председательствующего Федькаевой М.А., при секретаре Котляровой А.В., с участием помощника прокурора <адрес> г.Челябинска Сидоровой М.В., представителей заинтересованных лиц - МБДОУ ДС № - Ермаковой Т.С., Управления образования <адрес> Администрации г.Челябинска - Юрьева Н.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> г.Челябинска в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц о признании бездействия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № г.Челябинска незаконным и возложении обязанностей, установил: <адрес> г.Челябинска обратился в суд с заявлением в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц о признании бездействия Управления по делам образования г.Челябинска незаконным и возложении обязанностей на Управление по делам образования г.Челябинска по принятию мер к восстановлению несущей способности конструкций и обеспечению безопасной эксплуатации здания (л.д. 3-6). В обоснование данного заявления было указано следующее. <адрес> г.Челябинска при проведении проверки соблюдения законодательства о безопасности нахождения несовершеннолетних в дошкольных образовательных учреждениях установлено, что должностными лицами Управления по делам образования г.Челябинска не обеспечивается безопасность нахождения несовершеннолетних в дошкольных образовательных учреждениях. В ходе проверки установлено, что в 2009 году в МДОУ № было принято решение о закрытии двух групп, на основании визуального обследования комиссией, включающей специалистов хозяйственно-эксплуатационных служб управлений образований района и города, начальника Управления образования <адрес> и по согласованию с начальником Управления по делам образования города Челябинска. Во время обследования комиссией было обнаружено повреждение стен здания (глубокая трещина по периметру двух групп), которое могло угрожать жизни и здоровью всех участников образовательного процесса. В соответствии с требованиями Министерства образования и науки <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № «О недопущении нарушений мер безопасности в образовательных учреждениях <адрес>») комиссией было Принято решение о немедленном закрытии двух групп и распределении детей по МДОУ района. При этом согласно пояснениям заведующей МДОУ Ермаковой Т.С наблюдение за имеющимися трещинами в МДОУ № ведется с 2004 года. Трещины внутри детского сада проходят по периметру помещений 2-х групп. Силами родителей, сотрудников дефекты ремонтировались. О критических ситуацияхсообщалось в Управление образования района (письма от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). Регулярно подавалась информация в Управление по делам образования г.Челябинска о выявленных повреждениях (письмо от ДД.ММ.ГГГГ). Специалисты хозяйственно-эксплуатационного отдела каждый год осматривали здание, кроме того, здание принимала комиссия к новому учебному году. При подготовке учреждения к новому учебному году проводились косметические ремонты здания, т.е. на каждое 01 сентября трещины своими силами ремонтировались. Акты приемки МДОУ имеются. В сентябре 2009 года осмотр здания провел начальник ХЭС Управления по делам образования г.Челябинска Самохвалов Г.В., 29 октября осмотр здания провела комиссия городского и районного управлений образования. По результатам Проверки вышел приказ на закрытие 2 помещений. С 11 ноября дети переведены в другие группы, остальные дети продолжают заниматься в здании МДОУ №. Руководство МДОУ № неоднократно ставило в известность о своем положении и Управление образования <адрес> т.Челябинска и Управление по делам образования г.Челябинска. Помощником прокурора <адрес> совместно со специалистом отдела надзора по гигиене детей и подростков ДД.ММ.ГГГГ принято участие в проверке учреждений дошкольного образования <адрес> по вопросам соблюдения санитарного законодательства. Установлено, что в МДОУ №, расположенном по адресу: <адрес>, функционируют 4 группы. 2 группы «Буратино», «Алёнушка» закрыты из-за аварийного состояния помещений. В указанных помещениях на потолке, стенах имеется дефект в виде щели, толщиной около 01 см, со слов администрации учреждения, дефект имеет тенденцию к увеличению. Повторный выход был осуществлен ДД.ММ.ГГГГ Установлено, что ремонт не проводится, трещины на стенах расширяются. Также в ходе проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Профессором, доктором технических наук И.Ю.Л. проведена научно-исследовательская работа по исследованию технического состояния несущих конструкций здания детского сада № в г.Челябинске. В результате экспертизы установлено, что в соответствии с СП 13-102-2003, введенных постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений. М.: 2004 г.), техническое состояние здания следует характеризовать как недопустимое, так как наблюдается снижение несущей способности, ошибки в проектировании и возведении и, как следствие, возникает опасность для пребывания людей. В этом случае рекомендуются проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций. Согласно п.4 Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № г.Челябинска Учредителем МДОУ № от имени муниципального образования «Город Челябинск» является Управление по делам образования города Челябинска (далее по тексту - Учредитель) на основании постановления Главы города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № и Положения об Управлении по делам образования города Челябинска, утвержденного Постановлением Главы города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №-п. Согласно пп. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Положения об Управлении по делам образования г Челябинска, утвержденного Постановлением Главы города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О Положениях и структурах органов Управления администрации города», Управление по делам образования г.Челябинска осуществляет прямое финансирование подведомственных учреждений, разработку проектов бюджета системы образования и содействует районныморганам управления образования и образовательным учреждениям в части их материально-технического обеспечения. Таким образом, вышеуказанные нарушения технической безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - воспитанников детского сада, воспитателей, других работников МДОУ №, иных лиц, посещающих дошкольное учреждение (родителей, должностных лиц), что обуславливает возможность прокурора в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратиться в суд с требованием о защитеправ и законных интересов неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения технической безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью, как персонала МДОУ №, так и несовершеннолетних воспитанников. В связи с чем, прокурор <адрес> г.Челябинска просит признать бездействие Управления по делам образования г.Челябинска незаконным и возложить на Управление по делам образования г.Челябинска обязанности по принятию мер к восстановлению несущей способности конструкций и обеспечению безопасной эксплуатации вышеуказанного здания, в котором расположено МДОУ №. В дальнейшем требования были изменены и прокурор <адрес> г.Челябинска просил признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № г.Челябинска и возложить на данное учреждение обязанности по принятию мер к восстановлению несущей способности конструкций и обеспечению безопасной эксплуатации вышеуказанного здания, в котором расположено МБДОУ ДС №, в обоснование указав, что данное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, оно самостоятельно осуществляет текущий и капитальный ремонт здания. В ходе судебного заседания помощник прокурора <адрес> г.Челябинска Сидорова М.В. поддержала заявленные уточненные требования, настаивала на их удовлетворении в полном объеме, пояснив, что до настоящего времени не принято достаточных мер к восстановлению несущей способности конструкций и обеспечению безопасной эксплуатации здания, в котором расположено МБДОУ ДС №, тогда как эксплуатация здания в том состоянии, в котором оно находится в настоящий момент, ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников, часть из которых лишена возможности посещать детский сад, персонала, которые вправе требовать благоприятных условий труда. Представители заинтересованных лиц - МБДОУ ДС № - Ермакова Т.С., Управления образования <адрес> Администрации г.Челябинска - Юрьев Н.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования прокурора не признали, пояснив, что ими предпринимались и в настоящий момент предприняты мер к восстановлению несущей способности конструкций и обеспечению безопасной эксплуатации здания, в котором расположено МБДОУ ДС №, проведены необходимые исследования, заключены договоры на выполнение работ. Представитель заинтересованного лица - Управления по делам образования г.Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В ранее состоявшемся судебном заседании требования прокурора не признал по аналогичным основаниям, указанным представителями заинтересованных лиц - МБДОУ ДС № - Ермаковой Т.С., Управления образования <адрес> Администрации г.Челябинска - Юрьевым Н.В. Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и иные имеющиеся доказательства по делу, оценив и проанализировав их по правилам ст.67 ГПК РФ, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора <адрес> г.Челябинска в полном объеме и по следующим основаниям. В соответствии с положениями главы 25 ГПК РФ в суде может быть оспорено решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если этим нарушены права и свободы граждан. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В соответствии со ст.18 Закона РФ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ № для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. То есть деятельность дошкольного образовательного учреждения должна быть направлена, в том числе и на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. В силу ст.ст.31, 37 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. Как следует из материалов дела, МБДОУ ДС № по уровню своего подчинения относится к Управлению образования <адрес> Администрации г.Челябинска (постановление Главы города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О разграничении муниципальных унитарных предприятий и учреждений по уровням подчинения»). В соответствии с Положением об Управлении образования <адрес> Администрации г.Челябинска, утвержденным постановлением Главы города Челябинска ДД.ММ.ГГГГ №-п, предметом деятельности Управления является осуществление управленческих функций в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования на территории <адрес> города Челябинска. Основными задачами Управления являются: 1) реализация единой образовательной политики города Челябинска на территории <адрес>; 2) обеспечение выполнения государственных образовательных стандартов на территории <адрес> города Челябинска и функционирования районной системы образования на уровне государственных нормативов с учетом социально-экономических, демографических, национально-культурных и других особенностей. Управление осуществляет общее руководство подведомственными образовательными учреждениями в соответствии со своей компетенцией; является распорядителем бюджетных средств для подведомственных образовательных учреждений и подведомственно главному распорядителю бюджетных средств - Управлению по делам образования города Челябинска; осуществляет контроль за надлежащим использованием имущества, находящегося в оперативном управлении подведомственных образовательных учреждений, благоустройством их территорий в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Челябинска. Для выполнения возложенных задач Управление вправе: распределять лимиты бюджетных обязательств по подведомственным образовательным учреждениям; утверждать сметы расходов и доходов подведомственных образовательных учреждений. Управление самостоятельно распоряжается финансовыми средствами, выделенными по смете расходов (бюджетной росписи) и привлеченными из других источников. Согласно пп. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Положения об Управлении по делам образования г Челябинска, утвержденного Постановлением Главы города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О Положениях и структурах органов Управления администрации города», Управление по делам образования г.Челябинска осуществляет прямое финансирование подведомственных учреждений, разработку проектов бюджета системы образования и содействует районныморганам управления образования и образовательным учреждениям в части их материально-технического обеспечения. Исходя из положений устава Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № г.Челябинска - МБДОУ ДС № является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, исполняет обязанности. МБДОУ ДС № обязано осуществлять охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивать своим работникам безопасные условия труда и нести ответственность в установленном действующим законодательством Российской Федерации за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности, обеспечивать сохранность имущества, закрепленного за МБДОУ ДС №. МБДОУ ДС № несет в установленном законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение обязанностей, отнесенных к его компетенции. Таким образом, суд приходит к выводу, что именно на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № г.Челябинска - МБДОУ ДС № должна быть возложена обязанность по обеспечению надлежащих условий в подведомственном ему образовательном учреждении, включая решение вопросов, направленных на поддержание имущества в надлежащем состоянии, поскольку указанные обязанности возложены именно на МБДОУ ДС № Уставом. В свою очередь Управление образования <адрес> Администрации г.Челябинска решает вопросы финансирования МБДОУ ДС № в случае недостаточности денежных средств у учреждения, поскольку Управление образования <адрес> Администрации г.Челябинска, являясь распорядителем денежных средств, уполномочено поднимать и решать данный вопрос, а Управление по делам образования г Челябинска вправе оказать содействие районныморганам управления образования и образовательным учреждениям в части их материально-технического обеспечения. Согласно материалам дела должностными лицами МБДОУ ДС № не принято достаточных мер к восстановлению несущей способности конструкций и обеспечению безопасной эксплуатации здания, в котором расположено МБДОУ ДС №, и эксплуатация здания в том состоянии, в котором оно находится в настоящий момент, ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников, часть из которых лишена возможности посещать детский сад, персонала, которые вправе требовать благоприятных условий труда. Так с 2004 года в здании МДОУ № была обнаружена трещина по периметру помещений здания, что усматривается из обращения заведующей МДОУ № в Управление образования <адрес> Администрации г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 194). ДД.ММ.ГГГГ от заведующей МДОУ № в Управление образования <адрес> Администрации г.Челябинска вновь поступает обращение о расширении трещины (л.д. 193). В октябре 2008 года было установлено, что на здании МДОУ № имеются трещины по всей высоте от подвала до крыши с видимым расширением кверху, что следует из отзыва Управления образования <адрес> Администрации г.Челябинска (л.д. 183). В апреле 2009 года осмотром специалистов «ИнфорМА» была установлена аварийная ситуация, угрожающая жизни и здоровью детей и сотрудников (л.д. 190). ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления образования <адрес> Администрации г.Челябинска поступает коллективная жалоба родителей по факту сложившейся ситуации (л.д. 185). ДД.ММ.ГГГГ Приказом начальника Управление образования <адрес> Администрации г.Челябинска № было принято решение о закрытии в МДОУ № двух групп (л.д. 133). Помощником прокурора <адрес> совместно со специалистом отдела надзора по гигиене детей и подростков ДД.ММ.ГГГГ принято участие в проверке учреждений дошкольного образования <адрес> по вопросам соблюдения санитарного законодательства. Установлено, что в МДОУ №, расположенном по адресу: <адрес>, функционируют 4 группы. 2 группы «Буратино», «Алёнушка» закрыты из-за аварийного состояния помещений. В указанных помещениях на потолке, стенах имеется дефект в виде щели, толщиной около 01 см, со слов администрации учреждения, дефект имеет тенденцию к увеличению. Повторный выход был осуществлен ДД.ММ.ГГГГ Установлено, что ремонт не проводится, трещины на стенах расширяются (л.д. 7-10). Согласно заключению Профессора, доктора технических наук И.Ю.Л. по исследованию технического состояния несущих конструкций здания детского сада № в г.Челябинске от ДД.ММ.ГГГГ: в соответствии с СП 13-102-2003, введенных постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений. М.: 2004 г.), техническое состояние здания следует характеризовать как недопустимое, так как наблюдается снижение несущей способности, ошибки в проектировании и возведении и, как следствие, возникает опасность для пребывания людей. В этом случае рекомендуются проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций (л.д. 21-22, 34-64). Исходя из заключения о техническом состоянии строительных конструкции здания МДОУ № по <адрес> <адрес> в г.Челябинске, выполненного ООО СК «Магнат», основные несущие конструкции здания находятся в работоспособном состоянии и пригодны для дальнейшей эксплуатации, кроме участка здания в осях «А-В» : «8-10» дальнейшая эксплуатация которого невозможна без выполнения мероприятий по предотвращению дальнейшего замачивания грунта основания и выполнения усиления стен (л.д. 150-169). Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что на протяжении с 2004 года и по настоящее время достаточных мер к восстановлению несущей способности конструкций и обеспечению безопасной эксплуатации здания, в котором расположено МБДОУ ДС №, не предпринято, здание в настоящий момент не восстановлено. Учитывая длительность данного периода, суд приходит к выводу, что МБДОУ ДС № допустило бездействие в решение данного вопроса. Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что за данный период были проведены инженерно-геологические изыскания, длительное время они искали подрядчиков, направляли письма, не свидетельствуют об активных действиях МБДОУ ДС №, направленных на решение вопроса по восстановлению несущей способности конструкций и обеспечению безопасной эксплуатации здания, в котором расположено МДОУ №, поскольку в основном данные действия сведены к осуществлению переписки между заинтересованными лицами. Таким образом, требование прокурора <адрес> г.Челябинска о признании незаконным бездействия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № г.Челябинска является обоснованным и подлежит удовлетворению. Поскольку достаточных мер к восстановлению несущей способности конструкций и обеспечению безопасной эксплуатации здания, в котором расположено МБДОУ ДС №, до настоящего времени не предпринято и здание МБДОУ ДС № не восстановлено, суд приходит к выводу, что требование прокурора <адрес> г.Челябинска возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № г.Челябинска обязанности по принятию мер к восстановлению несущей способности конструкций и обеспечению безопасной эксплуатации вышеуказанного здания, в котором расположено МБДОУ ДС №, также является обоснованным и подлежит удовлетворению. При этом в случае недостаточности денежных средств у Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № г.Челябинска к субсидиарной ответственности необходимо привлечь Управление образования <адрес> Администрации г.Челябинска с целью принятия мер к восстановлению несущей способности конструкций и обеспечению безопасной эксплуатации здания, в котором расположено МБДОУ ДС № (г.Челябинск, <адрес> <адрес> как распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственного ему образовательного учреждения - МБДОУ ДС №. В силу положений ст.208 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса. Таким образом, в силу вышеуказанной правовой нормы, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № г.Челябинска обязано в течение месяца со дня получения решения сообщить в Ленинский районный суд г.Челябинска и прокурору <адрес> г.Челябинска об исполнении данного решения. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, решил: Заявление прокурора <адрес> г.Челябинска, поданное в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц о признании бездействия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № <адрес> и возложении обязанностей удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № г.Челябинска, выразившееся в длительном не принятии мер квосстановлению несущей способности конструкций и обеспечению безопасной эксплуатации здания, в котором расположено МБДОУ ДС №(г.Челябинск, <адрес> <адрес> Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № г.Челябинска принять меры квосстановлению несущей способности конструкций и обеспечению безопасной эксплуатации здания, в котором расположено МБДОУ ДС №(г.Челябинск, <адрес> <адрес> В случае недостаточности денежных средств у Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № г.Челябинска привлечь к субсидиарной ответственности Управление образования <адрес> Администрации г.Челябинска с целью принятия мер к восстановлению несущей способности конструкций и обеспечению безопасной эксплуатации здания, в котором расположено МБДОУ ДС № (г.Челябинск, <адрес> <адрес> Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № г.Челябинска в течение месяца со дня получения решения сообщить в Ленинский районный суд г.Челябинска и прокурору <адрес> г.Челябинска об исполнении данного решения. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Челябинский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде, путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Ленинский районный суд г.Челябинска. Председательствующий М.А. Федькаева