№1-135/2010
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
17 июня 2010 года г. Мурманск
Ленинский районный суд г. Мурманска в составе коллегии из трёх судей: председательствующего судьи Мироненко Н.Ю.,
судей: Мацневой Н.А. и Венедиктова А.А.
при секретаре: Кожановой Л.К.,
с участием: государственного обвинителя: помощника прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска Анисимовой Н.С.
защитников - адвокатов МГКА: Придатко Т.Е., представившей удостоверение № от 20.11.2002. и ордер № от 13.04.2010. и Бурназа В.М., представившего удостоверение № от 20.11.2002. и ордер № от 01.06.2010.
а также потерпевшего М.
рассмотрев в открытом судебном заседании, уголовное дело по обвинению
КАРПОВА А.Е. судимого:
- 12.10.2000. по ч. 1 ст. 105, ч. 1 ст. 158, на основании ст. 69 ч.3 УК РФ к 10 годам 10 месяцам лишения свободы. Освобожденного 25.12.2009. после отбытия наказания,
в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Карпов А.Е. совершил разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия при следующих обстоятельствах:
21 января 2010 года, примерно в 05 часов 30 минут Карпов А.Е. находясь в салоне автомобиля под управлением М. с целью хищения, принадлежащего последнему имущества напал на него. При этом, для предотвращения возможного сопротивления со стороны. М., достал имеющийся при себе нож, который, используя в качестве оружия, приставил к шее последнего, чем продемонстрировал потерпевшему угрозу применить насилие опасное для жизни и здоровья. При этом потребовал передать денежные средства в сумме 1500 рублей. Данную угрозу М. воспринял, как реально осуществимую. На ответ последнего о том, что деньги у него отсутствуют, Карпов А.Е., желая достичь своей цели, вновь потребовал от потерпевшего передать ему денежные средства. И в целях подавления воли последнего к сопротивлению, для достижения убедительности своих угроз о применении насилия опасного для жизни и здоровья, вышеуказанным ножом нанес потерпевшему один порез левой кисти, причинив тому острую физическую боль.
После чего М., реально опасаясь за свою жизнь и здоровье, достал и передал Карпов А.Е. деньги в сумме 300 рублей, а затем остановил автомобиль. Карпов А.Е.вышел из него и, удерживая похищенные и, принадлежащие М. деньги в указанной сумме, с места совершения преступления скрылся.
В судебном заседании подсудимый Карпов А.Е.свою вину не признал. Указал, что преступления не совершал, потерпевший его оговорил, во избежание ответственности за свои неправомерные действия.
Излагая свою версию случившегося, утверждает, что в ходе поездки в автомобиле под управлением М. между ними возникла словесная ссора из-за размера стоимости проезда. В процессе которой, остановив автомобиль последний нанес ему удар рукой в левую часть лица, вследствие чего рассек ему губу. Затем из-под сиденья достал кухонный нож, направив в его сторону, высказал угрозу убийством. Он взялся за рукоятку ножа, попытался вырвать. В это время М. нанес ему удар рукой в правую часть лица. После чего он завладел ножом, выйдя из машины, бросил его в урну. Допускает, что в процессе борьбы, мог порезать ножом руку М. Утверждает, что ни от кого не убегал, не падал. При задержании сотрудниками милиции ножа у него при себе не было.
Несмотря на не признание подсудимым своей вины, его виновность в совершении преступления подтверждена показаниями потерпевшего, свидетелей, а также письменными и вещественными доказательствами:
Так, потерпевший М. показал суду о том, что утром 21 января 2010 года, к нему в автомобиль, на переднее пассажирское сиденье, сел ранее незнакомый Карпов А.Е.он согласился отвезти его в центр города. В ходе движения автомобиля, последний потребовал передать ему 1500 рублей. Затем достал из своей одежды, и приставил к его шее нож. После чего вновь потребовал передать ему 1500 рублей. Он, остановил автомобиль, ответил, что денег нет Карпов А.Е. вновь потребовал указанную сумму и ножом нанёс ему порез между большим и указательным пальцем левой руки. Затем опять приставил нож к его горлу. Реально, испугавшись за свою жизнь и здоровье, он передал последнему все имеющиеся при себе деньги в сумме 300 рублей, купюрами достоинством по 100 рублей Карпов А.Е.. их взял и потребовал продолжить движение автомобиля. Далее, удерживая нож возле его горла, вновь требовал передать ему 1500 рублей. В районе бара «***» он увидел своего знакомого Д. Решив попросить у него помощи, посигналил, повернул в его сторону, остановил автомобиль Карпов А.Е. выскочил из него и побежал через дорогу. Он рассказал Д. о случившемся, тот стал преследовать последнего, он чуть позади. При этом Карпов А.Е. кричал им не подходить, угрожая убийством. Тут же к ним подошли сотрудники милиции, которым он рассказал о том, что Карпов А.Е. его порезал и забрал деньги. В связи с, имеющимся у него ранением от пореза ножа, ему была оказана медицинская помощь. Утверждает, что Карпову А.Е.он ударов не наносил. Ножом ему не угрожал. Ранее последнего не знал, никаких причин для его оговора не имеется.
Свидетели Ш. и Ч. показали суду о том, что в январе 2010 года при исполнении в должности милиционеров патрульно-постовой службы обязанностей по охране общественного порядка, совместно осуществляли патрулирование в районе торгового центра. Услышав шум со стороны остановки общественного транспорта, в южном направлении, увидели М., который махал им руками, звал на помощь. Рядом с ним находились Д. и К., между которыми происходила потасовка. При их приближении подсудимый, стал удаляться в сторону центра. Потерпевший пояснил, что последний его порезал, под угрозой ножа отобрал 300 рублей. На его руке была кровь, в связи с чем вызвали машину «скорой помощи» Сами стали преследовать подсудимого, который уже находился от них на расстоянии 50-70 метров. После чего тот скрылся с их поля зрения на непродолжительное время, повернув в сторону войсковой части. Затем, вернувшись, выбежал непосредственно на них. Несмотря на их требования остановиться, побежал вниз. Упал, при этом выбросил предмет. Хотел встать, но они сбили его с ног, и он вновь упал лицом в снег. Выброшенный им предмет оказался кухонный нож, с черной пластмассовой ручкой, который они упаковали и передали дежурному отдела милиции №. Они осматривали территорию близлежащую к месту задержания и маршруту движения Карпова А.Е. При этом деньги не обнаружили.
Кроме того, свидетель Ш. показал, что подсудимый сразу при задержании заявил о том, что кается в совершенном преступлении.
Свидетель К. в ходе предварительного следствия показал о том, что во время своего дежурства 21 января 2010 года в ОМ № УВД по г.Мурманску он осуществлял личный досмотр Карпова А.Е. В ходе которого при нём, в числе других предметов, были обнаружены деньги в сумме 75 рублей 20 копеек. Кроме того, к, указанным вещам им был приобщен, переданный ему сотрудниками ППСм Ч. и Ш. кухонный нож с ручкой черного цвета, выполненный из пластмассы, которая крепилась к ножу с помощью трех металлических заклепок. При этом последние пояснили, что данный нож находился у Карпова А.Е., он его выбросил во время задержания в районе гаражей л.д. 62).
Приведенные показания потерпевшего и свидетелей суд находит достоверными, так как они согласуются между собой, логически дополняют друг друга и объективно подтверждаются следующими письменными доказательствами.
Как следует из протокола устного заявления потерпевший М. обратился в отдел милиции по Ленинскому округу г. Мурманска, сообщив, что 21 января 2010 года, около 05 часов 30 минут, ранее незнакомый ему мужчина, находясь в салоне автомобиля под его управлением, напал на него. Угрожая ножом, затем, порезав ему руку, потребовал передать деньги в сумме 1 500 рублей. После чего похитил у него 300 рублей. Просит виновного привлечь к уголовной ответственности и оказать помощь в розыске похищенного л.д. 6);
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 21 января 2010 года, с приложенной к нему фототаблицей, при осмотре автомобиля похищенные у М. деньги в сумме 300 рублей, обнаружены не были л.д. 7-8, 9-10);
Из рапорта милиционеров патрульно-постовой службы Ч. и Ш. от 21 января 2010 года следует, что при задержании Карпова А.Е. последним был брошен нож л.д.14);
Согласно протоколу выемки от 22 января 2010 года, дежурным инспектором по разбору ДЧ ОМ № УВД по г. Мурманску К., в помещении его кабинета, был добровольно выдан кухонный нож с черной рукояткой, который, после задержания и при доставлении Карпова А.Е.отдел милиции 21 января 2010 года, передали ему сотрудниками ОБ ППСм л.д. 67-68);
Как следует из протокола предъявления предмета для опознания от 17 февраля 2010 года, потерпевший. М. среди других, представленных ему трёх кухонных ножей, опознал кухонный нож под № 2. При этом указал, что указанным им ножом 21 января 2010 года Карпов А.Е.находясь в салоне автомобиля, угрожал ему и порезал кисть левой руки. Опознаёт его по длине лезвия, цвету рукоятки, форме клинка, по рисунку в виде звезд на клинке л.д. 69-71);
Из протокола осмотра от 17 февраля 2010 года, с приложенной к нему фототаблицей, следует, что при вскрытии, опечатанного свертка, обнаружен кухонный нож с клинком из металла серого цвета и рукояткой, состоящей из двух накладок из синтетического материала черного цвета, которые прикреплены к хвостовику клинка при помощи трех заклепок из металла белого цвета. На правой стороне рукоятки отсутствует одна заклепка. Длина клинка 19 см, максимальная ширина - 2,5 см. Длина рукоятки 13 см. Лезвие имеет вогнутый скос на протяжении 5 см и выпуклый скос на протяжении 5 см. На левой щечке имеется рельефный рисунок в виде шести звезд и надпись на английском языке л.д. 72-75);
Постановлением следователя указанный нож признан вещественным доказательством, приобщён к уголовному делу, передан на хранение в камеру вещественных доказательств ОМ № УВД по г. Мурманску л.д. 76,77);
Согласно протокола предъявления лица для опознания от 21 января 2010 года, потерпевший М. по возрасту, по характерным чертам лица, по одежде, опознал в К. А. Е. человека, который, находясь в салоне его автомобиля под угрозой применения ножа и предмета похожего на пистолет, похитил у него деньги в сумме 300 рублей л.д. 24-26);
Из протокола предъявления лица для опознания следует, что 21 января 2010 года свидетель Д. по возрасту, характерным чертам лица, короткой кожаной куртке черного цвета, черным джинсам опознал в Карпове А.Е. человека, который 21 января 2010 года в 05 часов 30 минут, выбежал из машины серебристого цвета, М. ;затем угрожал им ножом, (л.д 38-40). Как следует из карты вызова скорой медицинской помощи 21 января 2010 года с 6 часов 05 минут до 6 часов 20 минут была оказана медицинская помощь М., обработана рана в области левой кисти, между 1 и 2 пальцами л.д.99).
Учитывая, что все приведенные доказательства добыты в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, при этом согласуются между собой и дополняют друг друга, суд признаёт их относимыми, достоверными, допустимыми и достаточными для разрешения дела по существу.
Действия подсудимого Карпова А.Е.суд квалифицирует по ч. 2 ст. 162 УК РФ, как разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия.
В судебном заседании установлено, что Карпов А.Е. с целью завладения имуществом потерпевшего, при изложенных в установочной части приговора обстоятельствах, внезапно напал на М.
Угроза подсудимым применить насилие опасное для жизни и здоровья потерпевшего, в случае невыполнения его требований по передаче, принадлежащих последнему денег, была выражена как в демонстрации ножа, а именно приставлении его к шее М. так и в его применении - нанесении потерпевшему пореза левой кисти, отчего тот испытал острую физическую боль и испугался за свою жизнь и здоровье.
Как М показал, он испугался, что напавший на него Карпов А.Е., может реально осуществить свою угрозу, в связи с чем выполнил его требование, отдав все имеющиеся у него деньги.
При этом суд признаёт нож предметом, используемым в качестве оружия, поскольку в силу описанных в протоколе осмотра его колюще режущих признаков, и фототаблице, а также, оставшегося от его применения пореза на руке потерпевшего, последнему могли быть причинены телесные повреждения, опасные для его жизни и здоровья.
На корыстный умысел подсудимого указывает характер его действий, непосредственно направленных на открытое изъятие денег потерпевшего, обращение их свою пользу.
Суд полностью доверяет показаниям М. об обстоятельствах совершенного преступления. Он последовательно, логично и подробно описал действия Карпова А.Е. направленные на совершение в отношении его разбоя. Показал, что они были для него неожиданными. Он испугался за свою жизнь и здоровье после того как последний приставил к его шее нож, а затем порезал ему руку, в связи с чем он сам отдал ему все, находящиеся при себе деньги.
При этом, учитывая момент внезапности нападения, у суда отсутствуют основания не доверять показаниям потерпевшего о реальном восприятии им угрозы и опасении за свою жизнь и здоровье в момент совершения в отношении его преступления, так как они находились с подсудимым в автомобиле вдвоём, последний в подтверждение своих намерений применил нож.
Показания М. согласуются и объективно подтверждаются собранными и исследованными судом доказательствами.
Так свидетели Ш. и Ч. показали, что М., увидев их, стал звать на помощь. При их приближении подсудимый побежал. Потерпевший был испуган, пояснил, что последний его порезал, под угрозой ножа отобрал 300 рублей, на его руке имелся порез. При задержании подсудимый выбросил нож. Кроме того, свидетель Ш. пояснил, что последний при задержании стал каяться в совершенном.
Между тем, суд исключает из объёма, предъявленного подсудимому обвинения указание на использование последним в качестве оружия и демонстрацию угрозы применить им насилие опасное для жизни и здоровья, предмета похожего на пистолет, поскольку убедительных доказательств, что данный предмет использовался последним, в судебном заседании не добыто.
Так в судебном заседании потерпевший показал, что, услышав щелчок, расценил его за звук от передёргивания затвора пистолета, сам предмет подробно не разглядел.
Согласно рапорту сотрудников милиции Ч. и Ш. от 21 января 2010 года, пояснений, данных ими в ходе судебного заседания, при задержании Карпова А.Е. пистолет при нем обнаружен не был л.д.14).
Таким образом, оценив исследованные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что виновность подсудимого в совершении преступления установлена и доказана.
При этом обстоятельства совершенного Карповым А.Е. преступного деяния нашли своё подтверждение в той формулировке, которая изложена судом в описательной части приговора.
Изложенная подсудимым версия случившегося, а также его доводы о том, что потерпевший его оговаривает, чтобы самому уйти от ответственности, опровергается исследованными в судебном заседании и, приведенными в приговоре доказательствами.
Суд расценивает непризнание Карпова А.Е. вины способом защиты от обвинения.
Довод подсудимого о том, что у него не было мотива совершать хищение, так как он имел денежные средства, полученные при освобождении, суд находит несостоятельными, поскольку в период со дня освобождения до дня совершения преступления прошло достаточно времени для возможности ими распорядиться. Как следует из показаний свидетеля К. при личном обыске Карпова А.Е.при нём, были обнаружены деньги только в сумме 75 рублей 20 копеек.
То обстоятельство, что при задержании у подсудимого при себе отсутствовали, похищенные деньги в сумме 300 рублей, не свидетельствуют о его невиновности, поскольку между хищением и задержанием он на некоторое время скрылся из поля зрения, преследовавших его, сотрудников милиции Ч. и Ш.
Кроме того, из протокола осмотра, в этот же день, автомобиля потерпевшего следует, что деньги в нём обнаружены не были.
Версия подсудимого о том, что М. нанёс ему два удара в лицо, отчего у него образовались телесные повреждения, зафиксированные медицинским работником ИЗ№***, а также угрожал ему ножом, опровергается, приведенными выше, доказательствами, в том числе показаниями потерпевшего, пояснившего, что оснований для оговора подсудимого у него не имеется.
Отсутствие на ноже следов пальцев рук, также не свидетельствует о невиновности подсудимого, поскольку процесс их образования не является безусловным.
Назначая наказание подсудимому, суд учитывает характер общественной опасности совершенного им преступления, личность виновного, обстоятельство, отягчающее наказание, а также влияние назначенного наказания на его исправление.
Подсудимый Карпов А.Е. и совершил тяжкое преступление, ранее судим за совершение, в том числе, особо тяжкого преступления к реальному лишению свободы. К административной ответственности не привлекался. На учётах у наркологов и психиатров не состоит. По месту отбывания наказания в ФБУ ИК-* характеризуется положительно. По месту нахождения под стражей в ИЗ-** удовлетворительно.
Обстоятельств, смягчающих его наказание судом не установлено.
Обстоятельством, отягчающим наказание подсудимому суд, на основании п. «б» ч. 2 ст. 18 УК РФ является опасным.
При решении вопроса о виде наказания подсудимому, учитывая указанные выше данные о его личности, совершение им преступления через непродолжительное время после освобождения из мест лишения свободы, что, по мнению суда, оказалось не возможно без изоляции от общества, в связи с чем определяет его в виде реального лишения свободы.
При решении вопроса о размере наказания, суд учитывает наличие у подсудимого хронических заболеваний.
Дополнительные наказание в виде штрафа, с учетом отсутствия возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода, и ограничения свободы суд, считает возможным не назначать.
На основании п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ наказание в виде лишения свободы осужденному подлежит отбывать в исправительной колонии строгого режима.
Гражданский иск потерпевшим не заявлен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 296-299; 303, 307-309 УПК РФ, суд,
П Р И Г О В О Р И Л:
Карпова А.Е. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ и назначить ему наказание - 06 (шесть) лет 06 (шесть) месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания осужденному Карпову А.Е.исчислять с 17 июня 2010 года.
В окончательное наказание зачесть время его задержания и содержания его под стражей с 21 января 2010 года по 16 июня 2010 года.
Меру пресечения в виде заключения под стражу не изменять до вступления приговора в законную силу.
Вещественное доказательство: кухонный нож с черной рукояткой, находящийся в камере хранения вещественных доказательств ОМ № УВД по г. Мурманску - уничтожить (т. л.д.76,77)
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд г. Мурманска в течение десяти суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.
В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, а также пригласить защитника для участия в рассмотрении кассационной жалобы судом кассационной инстанции, о чем должен заявить в срок, предусмотренный для обжалования приговора.
Председательствующий судья: Н.Ю. Мироненко
Судьи: Н.А. Мацнева
А.А. Венедиктов
Приговор вступил в законную силу 19.08.2010г.