РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2010 года города Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Баранниковой Т.Е.,
при секретаре,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело [Номер обезличен] по иску К.Н. к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 8 о признании незаконным и необоснованным отказа в выплате премии за сложность, напряженность и особый режим работы и взыскании недополученной заработной платы,
установил:
К.Н. обратилась в суд с иском к ФБУ - войсковая часть 8 (далее в/ч 8) о признании незаконным и необоснованным отказа в выплате премии за сложность, напряженность и особый режим работы и взыскании недополученной заработной платы.
В обоснование требований указала, что работает в войсковой части 9 (далее в/ч 9) стрелка команды ВОХР с 30 декабря 2005 года по настоящее время, её оклад составляет 4646 рублей в месяц. Приказом командира в/ч 9 № 516, изданным в декабре 2009 года, ей установлена премия за сложность, напряженность и особый режим работы за 4 квартал 2009 года из фонда экономии заработной платы в размере 20% оклада, что составляет 1572,98 рубля. Поскольку Финансово-экономическое управление Северного флота (далее ФЭУ СФ) в декабре 2009 года не перечислило на лицевой счет в/ч 9 необходимые денежные средства для всех предусмотренных выплат, премия ей не была выплачена. С 01 января 2010 года правопреемником в/ч 9 по вопросам выплаты заработной платы гражданскому персоналу является в/ч 8, которая отказывается выплачивать вышеуказанную сумму. Полагает, что имеет право на выплату премии, поскольку в в/ч 9 за 2009 год имелась экономия фонда заработной платы, годовой баланс был принят ФЭУ СФ с суммой кредиторской задолженности, в которую входит премия, кроме того с указанной суммы премии в январе 2010 года были перечислены в соответствующие фонды единый социальный налог и налог на доходы физических лиц. Просила суд: признать незаконным и необоснованным отказ ответчика в выплате премии за сложность, напряженность и особый режим работы за 4 квартал 2009 года и взыскать с ответчика в её пользу указанную премию в сумме 1572 рубля 98 копеек.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: войсковая часть 9 и Финансово-экономическое управление Северного флота (далее - ФЭУ СФ).
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие л.д.58).
Представитель ответчика - в/ч 8 в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в своё отсутствие. Ранее был представлен письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать. В обоснование возражений указал, что стимулирующие выплаты, в том числе за интенсивность и высокие результаты работы, устанавливаются в пределах лимитов бюджетных средств. Если лимиты бюджетных обязательств на год не позволяют выплатить расчетные показатели оплаты труда, то образования экономии по фонду оплаты труда не происходит. Премия за сложность, напряженность и особый режим работы, предусмотренная условиями коллективного договора, не является гарантированной выплатой и подлежит выплате при наличии экономии фонда оплаты труда. ГУ - войсковая часть 9 выделено лимитов бюджетных средств на 2009 год в сумме 24 312 000 рублей, а фактический расход фонда оплаты труда гражданскому персоналу данной части составил 25 697 216,17 рубля, то есть с превышением выделенных лимитов. По этой причине кредиторская задолженность по заработной плате по войсковой части 9 была выплачена, а в выплате премии отказано л.д.17-19).
Третье лицо - Государственное учреждение - войсковая часть 9 своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом. В ранее представленном письменном отзыве указывалось на то, что начисление заработной платы в 2009 году в в/ч 9 производилось из расчёта фонда оплаты труда на 2009 год, утвержденного вышестоящей организацией - войсковой частью 4 при проверке и утверждении штатного расписания, в общей сумме 25 739 961,30 рубля, поскольку расчёт годового фонда оплаты труда на 2009 год, представленный распорядителю средств федерального бюджета - ФЭУ СФ (в/ч 4), не был утвержден. Информацию об увеличении или уменьшении данного фонда ФЭУ СФ в течение года до войсковой части также не доводило. ФЭУ СФ не были своевременно утверждены изменения фонда оплаты труда на 2009 год в связи с переходом в/ч 9 в октябре 2009 года на новый штат, что повлекло увеличение фонда по причине введения в штат части должностей гражданского персонала, ранее замещаемых военнослужащими. За первые три квартала 2009 года имелась экономия по фонду оплаты труда в/ч 9, которую распределяли ежеквартально и работникам выплачивалась премия за сложность, напряженность и особый режим работы. Согласно рассчитанной в четвертом квартале 2009 года экономии войсковая часть 9 запросила у распорядителя бюджетных средств 2200 000 рублей для выплаты заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, однако была выделена лишь сумма 1150 000 рублей, которой не хватило на выплату заработной платы за декабрь 2009 года. Представитель третьего лица полагал, что неисполнение ФЭУ СФ требований пунктов 7, 9 приложения № 3 к Приказу Министра обороны РФ № 555 по проверке и утверждению годового фонда оплаты труда не должно повлечь невыплату премии работникам войсковой части л.д.28).
Представитель третьего лица - ФЭУ СФ в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, представил письменный отзыв, полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению. В обоснование указано, что лимит бюджетных обязательств (объём прав в денежном выражении) и бюджетные ассигнования (предельные объёмы денежных средств) в/ч 9 по заработной плате на 2009 год в общей сумме 24312,0 тысяч рублей не позволяли выплатить установленные пунктом 5 приложения № 3 к Порядку формирования и использования годового фонда оплаты труда.., являющегося приложением № 3 к Приказу Минобороны РФ № 5, гарантированные начисления (заработную плату за вторую половину декабря и единовременное денежное вознаграждение). Следовательно, высвобождения бюджетных средств государства и образования экономии по фонду воинской части для производства выплат стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы в 4 квартале 2009 года не происходило, поэтому не имелось оснований для начисления премии л.д.54-56).
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что К.Н. работает в войсковой части 9 в должности стрелка команды ВОХР с 30 декабря 2005 года по настоящее время л.д.10).
Приказом командира войсковой части 9 № 516 от 28 декабря 2009 года «Об установлении выплаты стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы за четвертый квартал 2009 года» в соответствии с Перечнем № 1 профессий рабочих и должностей служащих для выплаты стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы за четвертый квартал 2009 года к Положению о премировании работников войсковой части 9, утвержденным командиром войсковой части 9 21 декабря 2009 года по согласованию с профкомом войсковой части, работникам войсковой части, в том числе К.Н. за выполнение дополнительных обязанностей, не предусмотренных трудовым договором, установлена выплата к должностному окладу в размере 20% л.д.8,9, 35-40).
В соответствии со статьями 11 и 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях. ..иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации. ..распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, … системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С 01 декабря 2008 года вступил в действие Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583», в который в дальнейшем были внесены изменения Приказом Министра обороны Российской Федерации от 05 мая 2009 года № 333.
Системы оплаты труда гражданского персонала воинских частей предусмотрены Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации …, являющимся Приложением № 2 к вышеуказанному Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555.
Согласно п. 4 Раздела I «Общие положения» и п. 12 Раздела II Положения «Особенности оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» Приложения № 2 к Приказу № 555 компенсационные и стимулирующие выплаты устанавливаются и выплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на выплату заработной платы.
Согласно п.п. 66, 68 Раздела III данного Положения «Особенности оплаты труда гражданского персонала воинских частей. Условия, размеры и порядок установления выплат стимулирующего характера», гражданскому персоналу воинских частей устанавливается выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы.
Данная выплата гражданскому персоналу производится по результатам работы за месяц, квартал, год.
Размер выплаты, установленной конкретному работнику, определяется по результатам его деятельности и максимальными размерами не ограничивается.
В силу п. 69 Раздела III Положения, данная выплата производится за счёт средств экономии фонда оплаты труда.
Аналогичные положения содержатся в коллективном договоре в/ч 9, принятом на 2009 - 2012 годы. Согласно положениям раздела «Выплаты стимулирующего характера (в расчете на год)» Положения о премировании работников войсковой части 9, являющегося приложением № 1 к коллективному договору, выплаты за интенсивность и высокие результаты труда гражданскому персоналу производятся при наличии средств экономии фонда оплаты труда.
Бюджетные учреждения и воинские части определяют потребность на выплату заработной платы гражданскому персоналу (далее именуется - годовой фонд оплаты труда), содержащемуся по штатам, штатным перечням (нормативам), а также по утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям в соответствии с Порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации…, являющимся Приложением № 3 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555 (далее - Порядок).
Согласно п. 5 названного Порядка, в расчёт годового фонда оплаты труда не включаются суммы, выплаченные за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, и другие выплаты компенсационного характера, выплачиваемые за счет экономии годового фонда оплаты труда.
В силу п.п. 7,9,10 Порядка представленный на утверждение расчёт годового фонда оплаты труда проверяется соответствующим распорядителем средств федерального бюджета и может быть уменьшен (увеличен) в зависимости от доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Годовой фонд оплаты труда утверждается соответствующим распорядителем средств федерального бюджета.
Руководитель бюджетного учреждения утверждает штатное расписание в пределах утвержденного годового фонда оплаты труда (п.7).
Изменение утвержденного годового фонда оплаты труда может производиться соответствующим распорядителем средств федерального бюджета в случаях: зачисления на финансовое обеспечение других воинских частей, перехода на новый штат, повлекшего уменьшение (увеличение) штатной численности гражданского персонала; введения новых условий оплаты труда и индексации заработной платы (п.9).
Бюджетным учреждениям и воинским частям, зачисленным на финансовое обеспечение в другие бюджетные учреждения и воинские части, годовой фонд оплаты труда доводится руководителем бюджетного учреждения или воинской части, в которой они состоят на финансовом обеспечении, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (п.10).
Установлено, что до 01 января 2010 года войсковая часть 9 являлась самостоятельным получателем бюджетных средств, которые зачислялись на лицевой счёт войсковой части, в том числе на выплату заработной платы гражданскому персоналу. До декабря 2009 года выплаты заработной платы работникам в/части производились из сумм, запрашиваемых войсковой частью и перечисляемых на её лицевой счёт ФЭУ СФ.
В соответствии с приказом Командующего Северным флотом за № 1305 от 23 декабря 2009 года «О назначении правопреемников и постановке на финансовое обеспечение», с 01 января 2010 года войсковая часть 9 зачислена на финансовое обеспечение в ФБУ - войсковая часть 8, которое явилось правопреемником войсковой части 9 в части получения бюджетных средств. Лицевой счёт в/ч 9 в органах Федерального казначейства закрыт с 31 декабря 2009 года.
Из бюджетной сметы Государственного учреждения - войсковой части 9 на 2009 год, утвержденной начальником ФГУ «Управление Северного флота» - заместителем КСФ по ФЭР 11 января 2010 года, следует, что войсковой части № 9 выделено лимитов бюджетных средств на 2009 год по коду БК 18702012027000014211 (фонду оплаты труда) в сумме 24 312 000 рублей л.д.32).
Войсковой частью 9 при утверждении штатного расписания на 2009 год был сформирован фонд оплаты труда (включая фонд оплаты труда команды ВОХР) на 2009 год в общей сумме 25 739 961, 30 рубля, без сумм единовременного денежного вознаграждения и сумм страховых взносов во внебюджетные фонды, который был утвержден руководителем вышестоящей организации - командиром в/ч 4, не являющейся распорядителем бюджетных средств.
Учетом фонда оплаты труда войсковой части 9 за 2009 год, подписанным командиром и главным бухгалтером в/части, предоставленным в материалы дела, подтверждается, что расходование денежных средств на оплату труда работников в течение 2009 года производилось, исходя из суммы - 25 739 961, 30 рубля л.д.33).
По состоянию на декабрь 2009 года с начала года было израсходовано денежных средств на выплату заработной платы работникам в общей сумме 22 866 195, 44 рубля, что усматривается из записей в графе «Расход» Учета фонда оплаты труда.
Исходя из остатка фонда оплаты труда по состоянию на декабрь 2009 года (без фонда ЕДВ и ЕСН) - в размере 2873 765, 86 рубля, в/ч 9 произведено начисление заработной платы работникам за декабрь 2009 года в общей сумме 2831 020, 73 рубля, из которых сумма 680 700, 80 рубля составляет общий размер стимулирующих выплат за сложность, напряженность и особый режим работы за 4 квартал 2009 года всем работникам в/части, с учетом ЕСН.
Из материалов дела усматривается, что общая сумма премии за сложность, напряженность и особый режим работы за 4 квартал 2009 года, подлежащая выплате работникам за вычетом ЕСН, составила 587 053, 13 рубля.
Таким образом, расход фонда оплаты труда войсковой части 9 на 2009 год составил 25 697 216,17 рубля (22 866 195,44 рубля + 2 831 020,73 рубля), что превысило выделенные на 2009 год лимиты бюджетных средств на 1385 216,17 рубля (25 697 216, 17 рубля - 24 312 000 рубля).
Учитывая, что лимит бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования в/ч 9 по заработной плате на 2009 год в общей сумме 24 312 000 рублей, с учётом перерасхода выделенных лимитов на 1385 216, 17 рубля, не позволяли выплатить даже гарантированные начисления (заработную плату за вторую половину декабря 2009 года и единовременное денежное вознаграждение по итогам года), суд приходит к выводу, что высвобождения бюджетных средств государства и образования экономии по фонду оплаты труда в в/ч 9 не произошло.
Следовательно, условия, предусмотренные пунктом 69 Раздела III Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ и коллективным договором в/ч 9, для производства выплат стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы, доплаты за выполнение дополнительных обязанностей за 4 квартал 2009 года работникам в/части, в том числе, истцу - отсутствуют.
Доводы истца и представителя войсковой части 9 о наличии экономии по фонду оплаты труда в 2009 году, исходя из фонда оплаты труда в сумме 25 739 961, 30 рубля, не могут быть приняты во внимание, поскольку начисление выплат стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы производилось в/частью самостоятельно, в пределах расчетных сумм фонда оплаты труда на 2009 год, не утвержденных в установленном порядке.
Издание командиром войсковой части 9 приказа № 516 от 28 декабря 2009 года «Об установлении выплаты стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы за четвертый квартал 2009 года», не является безусловным основанием для удовлетворения исковых требований, так как реализация данного приказа возможна только при наличии экономии фонда оплаты труда с учётом выделенных лимитов бюджетных ассигнований.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
К.Н. в удовлетворении исковых требований к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 8 о признании незаконным и необоснованным отказа командования войсковой части 8 в выплате премии за сложность, напряженность и особый режим работы за 4 квартал 2009 года, взыскании с Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 8 недополученной заработной платы в виде премии за сложность, напряженность и особый режим работы за 4 квартал 2009 года в сумме 1572 рубля 98 копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Баранникова Т.Е.